Пробуждение мумии
Древний Египет и современные технологии — в Новосибирск привезли проект, посвящённый искусству бессмертия
Выставка работает до 8 сентября.
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» открылась в Новосибирском государственном художественном музее. Она знакомит с результатами исследования мумий и памятниками древнеегипетского искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва). Расписной саркофаг, статуэтки божественной триады — Осириса, Исиды и их сына Хора (Гора), скарабей с текстом из «Книги мёртвых», фрагменты бинтов и декора мумий с ритуальными процессиями, предметы IV–I веков до нашей эры — всего около 90 экспонатов.
Самая увлекательная часть экспозиции — видеореконструкции: на двух экранах одновременно распелёнываются две мумии и оживают, словно пробуждаясь ото сна. Древними жителями Нила предстали девушка 20–25 лет и мужчина 30–40 лет.
Два века назад это был варварский аттракцион — за большие деньги на публику мумию освобождали от бинтов. Позже учёные стали использовать рентгенографию. Сейчас увидеть подробности внутреннего устройства мумии позволяет компьютерная томография.
Несколько лет назад в ГМИИ была представлена большая выставка, посвящённая Древнему Египту и искусству бессмертия, которая вызвала огромный интерес у публики. Тогда на федеральном уровне приняли решение провести эту выставку в трёх городах — Владивостоке, Новосибирске и Нижнем Новгороде.
Сегодняшняя выставка — уникальный пример работы Пушкинского музея, Курчатовского института и Новосибирского художественного музея. Проект подготовлен в рамках нацпроекта «Культура» и при поддержке Министерства культуры РФ и АНО «Территория культуры».
Зал с 3D-реконструкциями.
— Культура пробудила научно-исследовательский дух, и в итоге реализован знаковый для России проект. Символично, что всё это происходит в Новосибирске — одном из главных центров научного и культурного притяжения в стране. Я уверена, что посетители получат фантастическое удовольствие, — отметила министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина.
Каждый раз выстраивается новое пространство в зависимости от условий музея, есть свои особенности и в новосибирской экспозиции. Ощущение такое, словно находишься внутри пирамиды: общий полумрак, подсвечены только витрины с предметами, массивные стены и арки-врата будто построены из огромных каменных плит.
— Не в обиду другим музейным собраниям нашей страны будет сказано, наверное, самое интересное египетское собрание находится в ГМИИ, в его основу легла коллекция великого русского египтолога Владимир Голенищева — собрание подлинников, купленных им в Египте в золотое время у коллекционеров древностей, — рассказал заместитель директора Пушкинского музея Илья Доронченков. — Нет ничего, что интересовало бы человека больше, чем то, что будет после смерти.
Расписной деревянный саркофаг, VII–V века до н. э.
Египетская цивилизация как раз строится на ожидании смерти и преодолении смерти.
Подготовка к грандиозному проекту, по словам директора Новосибирского художественного музея Екатерины Болдыревой, потребовала больших усилий, слаженной работы всех служб музея. Архитектура выставки представлена четырьмя разделами, отмеченными арками-входами. Так, в первом зале «Материальность бессмертия» установлен расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру. Раздел «Теология бессмертия» рассказывает о владыке загробного мира Осирисе — первом умершем, мумифицированном и воскресшем. Центральные экспонаты зала «Монументальность бессмертия», посвящённого устройству дома вечности, — «ложная» дверь и жертвенник как основные культовые элементы гробницы. Наконец искусство красоты и продления молодости — тема, которой посвящён зал «Эстетика бессмертия». Стремясь к бессмертию, египтяне заботились о продлении молодости и жизненной энергии.
Бессмертие, к которому так тщательно готовились жители долины Нила, состоялось уже в том, что мы можем видеть предметы и облик людей уникальной древней цивилизации, которая так будоражит умы и заставляет задуматься о скоротечности жизни.