15.07.24

Пробуждение мумии

Древний Египет и современные технологии — в Новосибирск привезли проект, посвящённый искусству бессмертия

Выставка работает до 8 сентября.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» открылась в Новосибирском государственном художественном музее. Она знакомит с результатами исследования мумий и памятниками древнеегипетского искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва). Расписной саркофаг, статуэтки божественной триады — Осириса, Исиды и их сына Хора (Гора), скарабей с текстом из «Книги мёртвых», фрагменты бинтов и декора мумий с ритуальными процессиями, предметы IV–I веков до нашей эры — всего около 90 экспонатов.

Самая увлекательная часть экспозиции — видеореконструкции: на двух экранах одновременно распелёнываются две мумии и оживают, словно пробуждаясь ото сна. Древними жителями Нила предстали девушка 20–25 лет и мужчина 30–40 лет.

Два века назад это был варварский аттракцион — за большие деньги на публику мумию освобождали от бинтов. Позже учёные стали использовать рентгенографию. Сейчас увидеть подробности внутреннего устройства мумии позволяет компьютерная томография.

Учёные Курчатовского института совместно со специалистами ГМИИ провели исследования 10 мумий из собрания музея, сохраняя их целостность, в результате были получены сведения о телах этих людей, их образе жизни, травмах и болезнях, а также о составе бальзамирующих веществ.

Несколько лет назад в ГМИИ была представлена большая выставка, посвящённая Древнему Египту и искусству бессмертия, которая вызвала огромный интерес у публики. Тогда на федеральном уровне приняли решение провести эту выставку в трёх городах — Владивостоке, Новосибирске и Нижнем Новгороде.

Сегодняшняя выставка — уникальный пример работы Пушкинского музея, Курчатовского института и Новосибирского художественного музея. Проект подготовлен в рамках нацпроекта «Культура» и при поддержке Министерства культуры РФ и АНО «Территория культуры».

Зал с 3D-реконструкциями.

— Культура пробудила научно-исследовательский дух, и в итоге реализован знаковый для России проект. Символично, что всё это происходит в Новосибирске — одном из главных центров научного и культурного притяжения в стране. Я уверена, что посетители получат фантастическое удовольствие, — отметила министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина.

Каждый раз выстраивается новое пространство в зависимости от условий музея, есть свои особенности и в новосибирской экспозиции. Ощущение такое, словно находишься внутри пирамиды: общий полумрак, подсвечены только витрины с предметами, массивные стены и арки-врата будто построены из огромных каменных плит.

Продвигаясь в пространстве, вы путешествуете во времени и получаете колоссальный объём информации — от созерцания подлинных шедевров и чтения подробных текстов.

— Не в обиду другим музейным собраниям нашей страны будет сказано, наверное, самое интересное египетское собрание находится в ГМИИ, в его основу легла коллекция великого русского египтолога Владимир Голенищева — собрание подлинников, купленных им в Египте в золотое время у коллекционеров древностей, — рассказал заместитель директора Пушкинского музея Илья Доронченков. — Нет ничего, что интересовало бы человека больше, чем то, что будет после смерти.

Расписной деревянный саркофаг, VII–V века до н. э.

Египетская цивилизация как раз строится на ожидании смерти и преодолении смерти.

Подготовка к грандиозному проекту, по словам директора Новосибирского художественного музея Екатерины Болдыревой, потребовала больших усилий, слаженной работы всех служб музея. Архитектура выставки представлена четырьмя разделами, отмеченными арками-входами. Так, в первом зале «Материальность бессмертия» установлен расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру. Раздел «Теология бессмертия» рассказывает о владыке загробного мира Осирисе — первом умершем, мумифицированном и воскресшем. Центральные экспонаты зала «Монументальность бессмертия», посвящённого устройству дома вечности, — «ложная» дверь и жертвенник как основные культовые элементы гробницы. Наконец искусство красоты и продления молодости — тема, которой посвящён зал «Эстетика бессмертия». Стремясь к бессмертию, египтяне заботились о продлении молодости и жизненной энергии.

Бессмертие, к которому так тщательно готовились жители долины Нила, состоялось уже в том, что мы можем видеть предметы и облик людей уникальной древней цивилизации, которая так будоражит умы и заставляет задуматься о скоротечности жизни.

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ХРАМОВА
back
up