Совместить приоритеты
Депутат заксобрания Игорь УМЕРБАЕВ — о подходе к сбору наказов, муниципальной реформе и сохранении сельского населения
УМЕРБАЕВ Игорь Равильевич
Депутат Законодательного собрания по одномандатному округу №2: Татарский муниципальный округ, Чистоозёрный и Усть-Таркский районы. Председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению. Входит во фракцию «Единой России».
— Игорь Равильевич, наступает время подведения итогов работы заксобрания седьмого созыва. Один из самых важных показателей депутатской работы — исполнение наказов избирателей. Как с этим обстоят дела на вашем округе?
— Ещё в ходе избирательной кампании в 2020 году я провёл большую работу по сбору наказов избирателей. Старался включить всё, что люди предлагали, не проводил селекции. Раз у людей есть проблемы, есть пожелания, и всё это оформлено, как положено по закону о наказах избирателей, значит, я это принимаю. А дальше вся информация поступает в заксобрание, потом в правительство, каждый наказ обсуждается. Но у меня была позиция, что надо включать все наказы, которые люди дали, а там уже в процессе работы разбираться. Лучше получить 300 наказов и выполнить половину, то есть 150, чем взять 100 наказов с уверенностью в исполнении и их реализовать. Всё равно на выходе в первом случае результат получается выше.
У нас система выстроена так, что чем больше формальных моментов, а оформленный наказ — это как раз один из таких моментов, то при принятии решений о направлении финансов это учитывается в первую очередь. Я так людям и объяснял: когда готовят документы, сам факт наличия статуса наказа — это очень большой плюс для тех, кто принимает решение о выделении средств.
— Сколько всего наказов вы получили?
— В общей сложности по округу №2 дано 545 наказов — это всем трём депутатам: мне, Сергею Николаевичу Титкову и Дарье Николаевне Карасевой. И я работал не только по своим наказам — если ко мне поступали обращения, тематика которых касалась наказов моих коллег, то я тоже включался, вне зависимости от того, чей это наказ. Число моих наказов — 495, некоторые их них общие с Сергеем Николаевичем. У нас получилась хорошая плодотворная совместная работа.
— Сколько в итоге удалось выполнить?
— Надеюсь, к концу созыва удастся исполнить около половины. В первую очередь я сосредоточивался на крупных наказах, а сейчас уже идёт акцент на выполнение не самых масштабных задач. Понимая, что часть намеченного в этом созыве исполнить по времени уже не удастся, я не останавливаю работу, а стараюсь вместе с органами местного самоуправления подготовить задел на исполнение этих наказов в дальнейшем — в 2026–2028 годах. Моя задача сейчас — во взаимодействии с администрациями максимально подготовить базу для дальнейшей работы по их исполнению, сделать первый шаг. Это техобследование, подготовка проектно-сметной документации с выходом на экспертизу. А дальше уже начинается работа депутата заксобрания по обеспечению областного финансирования. К сожалению, не всегда удаётся выполнить даже первый подготовительный этап, но я глав районов понимаю — проблем много, денег на всё сразу не хватает, и они расставляют свои приоритеты, которые не всегда они совпадают с наказами. Но мы продолжим искать точки соприкосновения.
— Как идут работы по стратегически важной для области дороге Татарск — Купино — Карасук?
— На отрезке от Татарска до Чистоозёрного возникли технические сложности. Подрядная организация по не зависящим от неё причинам, а скорее из-за межведомственной нескоординированности, отсутствия взаимодействия, не смогла сделать проект на самую сложную часть дороги. Там должен проходить виадук через железнодорожные пути, и в этом узле возникли трудности. Сейчас эта ситуация разрешается, но бюрократический процесс не быстрый, и как резервный вариант начали разрабатывать ПСД на другие, менее сложные участки, около 8 километров. В этом году проект, скорее всего, выполнить успеют, а сроки выполнения реальных работ будут зависеть от возможностей подрядчика. Но подтвержу: процесс не останавливается, все заинтересованные районы проявляют активность. Дорога ведь идёт вдоль приграничных территорий, это уже задача государственной важности. И в том, что она будет построена, сомнений нет, вопрос только в том, чтобы ускорить процесс.
— Недавно депутаты утвердили новую схему избирательных округов, это связано с большим оттоком населения из сельской местности. Можно ли повернуть этот поток вспять, как считаете?
— Действительно, это так. К моему округу добавляют четыре сельсовета Купинского района, 14 населённых пунктов. Всё потому, что люди уезжают. Дело в том, что идёт процесс укрупнения, оптимизации так называемой. Мне это очень не нравится, я против, но как его остановить… Остаётся мало детей — закрыть школу. Мало жителей — закрыть магазин, почту и так далее. Моя бы воля — я ничего не закрывал бы до последней возможности. Главная проблема в селе — нехватка рабочих мест. И я бы даже искусственно создавал рабочие места на сельских территориях, чтобы там открывали предприятия, учебные заведения, бюджетные учреждения. Проблема в том, что сейчас весь расчёт на предпринимателя, а ему где проще создавать бизнес — в Новосибирском районе или в Усть-Таркском? Понятно, что все хотят ближе к Новосибирску. На мой взгляд, здесь вопрос защиты сельского населения расходится с вопросом о получении прибыли. Сохранить людей в сельской местности, тем более на приграничных территориях — это очень важно. Что для этого нужно? Во-первых, повышение качества жизни. В этом направлении сейчас немало делается — и благодаря наказам, и по госпрограммам. Во-вторых, это рабочие места. И тут, конечно, сложности. Начнут обсуждать — сразу вопросы: а каковы перспективы, а сколько детей родилось? Ах, мало — а зачем тогда туда вкладывать? И получается замкнутый круг. На мой взгляд, это ошибочная позиция. Инфраструктурные проекты должны реализовываться исходя не из сиюминутной ситуации, а глядя в будущее. Вложения в дорожное строительство всегда окупятся. Вложения в производство, в учебные заведения всегда окупятся. Я в этом уверен.
— На территории моего округа появился один из самых первых муниципальных округов — Татарский. Пока продолжается переходный период, отлаживание, формирование управленческой структуры администрации округа. Не переставая решать повседневные проблемы, руководство ведёт перестройку и перенастройку управленческого аппарата. Поэтому говорить о результатах можно будет ближе к осени. Главное — уже очевидно, что люди не почувствовали какого-то ухудшения. Когда идёт реорганизация, могут возникнуть сбои. В Татарске, как и везде, есть свои проблемы. Например, с водообеспечением, с водоочисткой, и я думаю, что создание муниципального округа позволит эффективно и быстро решать те проблемы, которые копились десятилетиями. Сейчас этот процесс начинается — сложный, тяжёлый, но он идёт. Думаю, что уже в следующем году будут заметны результаты. На уровне округа эти проблемы решать проще, потому что появляется возможность более оперативно направлять и аккумулировать финансы в одном направлении. Подходить к решениям более системно, и основное преимущество — централизация возможностей.
— Основное, что является болью множества сельских территорий, не только моих, — многие родители отправляют детей в город. Учись, дескать, сынок или дочка, ищи себе место, строй карьеру, создавай семью и не возвращайся. А потом приходят к депутату эти же родители: у нас в селе нет фельдшера, в школе не хватает учителей и так далее. А где брать их, если вы сами своих детей отправляете, чтобы не возвращались? Вряд ли стоит ожидать, что из Новосибирска врачи и учителя толпами поедут в Усть-Тарку, например. А вот своих выучить и заинтересовать в возвращении обратно — это как раз решение проблемы. Администрации районов стараются как могут. Строится служебное жильё, все программы работают: «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский учитель». В райцентрах ситуация ещё более-менее, но чем дальше, тем печальнее.
— Объём работы сегодня очень большой. Наш комитет — один из ключевых, тем более сейчас, когда проводится реформа местного самоуправления, и всё, что связано с преобразованием районов в муниципальные округа, идёт через наш комитет. Огромный блок законов касается избирательного права, законодательство постоянно совершенствуется. Меняется закон об административных правонарушениях, это тоже наши вопросы. Очень большой объём информации. Госдума тоже постоянно меняет федеральное законодательство, и мы как головной комитет должны всё время это отслеживать и приводить региональные законы в соответствие. Изменение устава тоже прерогатива нашего комитета. Работы хватает.