14.03.25

Без «мелкого шрифта»

Почему в нашем регионе система агрострахования работает с пробуксовками?

Аграрии Новосибирской области пока не очень верят в систему страхования посевов.

В аграрном секторе России и Новосибирской области страхование посевов, а это наиболее распространённый вид услуг, внедряется не очень активно. В прошлом году 102 сельхозпредприятия региона застраховали 255 тысяч гектаров посевов зерновых, зернобобовых и технических культур, что составляет чуть более 15% от общего посевного клина. Но и это прекрасный результат, потому что в 2023 году было застраховано всего 108 тысяч гектаров, а в 2022-м — и вовсе менее 20 тысяч. При этом на государственном уровне (а из федерального бюджета каждому хозяйству оплачивается половина страхового взноса, в зависимости от вида страховки он составляет от 100 до 500 рублей за гектар) поставлена чёткая задача — достигнуть 100-процентного уровня страхования всех посевов. Примерно как с автомобилистами и ОСАГО. Зачем это государству, которое даже при отсутствии страховых случаев, всё равно отдаёт свои деньги, объяснил председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин:

— Интерес федеральных властей прост и понятен, и прошлый год, который был экстремальным по погодным условиям не только у нас, но и во многих регионах страны, это показал. Помогать напрямую пострадавшим от засухи, дождей или вредителей аграриям гораздо дороже, чем субсидировать механизмы страхования. Проблема лишь в том, что механизмы эти работают с пробуксовками, и на сегодняшнем заседании комитета мы хотим от всех участников процесса услышать, в чём корень проблемы.

Аксиома: страховщики страшно прижимистые и будут за каждый рубль биться. Те же автомобилисты, уверен, не дадут соврать. И прошлый год у нас в области это тоже показал — из-за отсутствия каких-то бумажек, актов Гидрометцентра, подтверждающих стихийное событие, многие фермеры и сельхозпредприятия так и не смогли получить свои страховые премии. Причём главная забота по добыче этих бумажек опять же ложится на аграриев, что, по мнению депутата Андрея Биля, полный абсурд.

ЦИФРА

62%

составила, по оценке минсельхоза НСО, рентабельность страховых компаний в сегменте агрострахования в 2024 году. У сельхозпредприятий этот показатель в несколько раз ниже.

— Человек, застраховавший свои посевы, приобрёл услугу, а по факту — он должен прыгать в машину и, предварительно связавшись и разыскав, доставить в поле специалиста, который может составить акт. В нормальном мире это должно выглядеть так: я звоню своему агенту, у которого приобрёл услугу, и он решает все проблемы, — сказал депутат.

Дискуссия на комитете вышла продолжительная, эмоциональная, но правда у каждого была своя. Страховщики давили на жалость, сетуя, что раз в 10 лет (умалчивая про оставшиеся 9) они выплачивают страховых премий больше, чем собирают взносов. У Гидрометцентра — свои резоны и трудности. А аграриям вообще через месяц в поле выходить, и голова далеко не только о страховках болит. Как подытожил Денис Субботин, хоть у дискуссии и не было конкретного итога, она оказалась очень важна:

— Мне это напомнило кредитные договоры, где внизу что-то написано очень мелким шрифтом. Информация неприятная, как правило, но узнаёшь ты об этом потом. Вот и в сельском хозяйстве у нас так: запятую не там поставил — выплату по господдержке потерял, справку вовремя не оформил — остался без страховой выплаты. Можно понять каждую из сторон диалога, но наша задача, чтобы всё было ясно и прозрачно, — без запятых, многоточий и «мелкого шрифта». И на будущих заседаниях комитета мы к этой теме будем возвращаться, пока не выработаем чёткий и работающий механизм агрострахования.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up