14.02.24

Время Рубенса

Кающаяся Магдалина из Ирбита, невероятная история обретения шедевра и эпоха барокко — в Новосибирском художественном музее открылась уникальная выставка

Выставка работает до 7 апреля (вход с ул. Свердлова, 10).

Кающаяся Мария Магдалина — один из известных сюжетов мировой живописи. Как известно, после Магдалина становится последовательницей Иисуса Христа, сопровождая его до самого конца… Уральский город Ирбит вошёл в историю живописи неожиданно в 2012 году, когда под несколькими слоями старого лака открылось полотно самого Питера Пауля Рубенса. До этого было известно, что картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», написанная художником в 1618–1620 годах, хранится в галерее Музея истории искусств Вены. Однако Магдалина из Ирбита Свердловской области, как оказалось, написана чуть раньше. После реставрации и многочисленных исследований стало ясно, что это подлинное полотно Рубенса, а накануне выставки в Новосибирске выяснилось, что венский музей на время убрал свою картину из экспозиции. Поэтому единственная экспонируемая Магдалина Рубенса сейчас — в Новосибирске.

История картины в России прослеживается только с конца XIX века: где до этого находилось двухметровое полотно — установить не удалось. Владельцем до 1917 года был известный хирург Александр Якобсон. После революции полотно отправилось в торговую контору «Антиквариат», созданную для продажи предметов искусства за границу, но продать его не успели, в начале 1930-х картина попала в Эрмитаж. Признанная копией с картины Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина» почти на полвека осела в запасниках, и в середине 1970-х в числе десяти других полотен была передана Ирбитскому художественному музею.

— Валерий Андреевич Карпов, стараниями которого во многом пополнялся наш музей, ходил вокруг этой картины давно, вёл переписку с искусствоведами. Наконец убедил реставраторов «раскрыть» глаз Магдалины — и увидел эту радужку, которая характерна для Рубенса, и эти слёзы, — рассказывает Сергей Мурзин, первый замдиректора Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. — В исполнении картины принимали участие два лучших ученика Рубенса — Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс. У него ведь была большая мастерская, в ней трудились десятки и сотни подмастерьев.

Уникальный выставочный проект «Питер Пауль Рубенс и его время» в Новосибирском государственном художественном музее, подготовленный совместно с Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств в рамках нацпроекта «Культура», представляет не только живописное полотно Рубенса, но и старинные гравюры с его полотен и гравюры лучших мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Англии XVI–XVIII веков из собрания Ирбитского музея изобразительных искусств, а также картины из коллекции Новосибирского государственного художественного музея.

Рубенс был одним из самых прославленных и востребованных художников своей эпохи. Его произведения пользовались огромным спросом. Поэтому и при жизни Рубенса, и в последующее время в Европе создавались многочисленные гравюры, воспроизводящие полотна гениального фламандца. На выставке представлен альбом гравюр «Жизнь Марии Медичи», созданный в начале XVIII века по знаменитым живописным оригиналам, посвящённым французской королеве и хранящимся сейчас в Лувре.

Экспозицию дополняют живописные работы западноевропейских мастеров XVII столетия из собрания Новосибирского государственного художественного музея.

— В этом удивительном проекте рядом с полотном Рубенса и замечательными гравюрами из Ирбитского музея мы как бы вновь открываем и работы из нашего фонда западноевропейской живописи. Здесь есть картины известных художников — Жака Стелла, Яна Мейтенса, Леонардо Брамера, работы неизвестных авторов — все они стали прекрасным дополнением к выставке. И это наверняка отметят наши зрители, — говорит Екатерина Болдырева, директор Новосибирского государственного художественного музея.

На открытии выставки заместитель начальника управления профессионального искусства, культурного наследия и образования регионального министерства культуры Юрий Яшкин поблагодарил организаторов проекта за подаренную жителям региона возможность увидеть уникальную выставку, не покидая пределов региона.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

08.04.24 Девы и единороги

Шедевры семьи Намдаковых в Новосибирском художественном музее открывают новые смыслы восточной мифологии

08.02.24 Босх подмигнул мне

Звероподобные демоны, загадки мистической эпохи и сад земных наслаждений — почему надо сходить на выставку репродукций Босха и Брейгеля в Новосибирске?

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика