12.09.25

Суровый сибирский юмор

«Ведомости» поговорили с новосибирскими комиками и узнали, как у нас делают стендап, что за профессия юморист и чем провинциальный стендап отличается от столичного

Выступать на сцене с микрофоном, но не петь и не читать стихи. Такой вид комедийного искусства, как стендап, с каждым годом становится всё популярнее, и Новосибирск не стал исключением. Среди желающих заниматься юмором есть и парни, и девушки. Какой путь они проходят, чтобы стать комиками?

Стендапер Дмитрий Пьянков рассказал, что начал заниматься юмором ещё в школе — играл в команде КВН. Когда переехал в Новосибирск клуб не оставил, занимался съёмкой смешных видео на видеохостинг и однажды решил выступить со стендапом.

— В 2015 году я впервые вышел на сцену со стендапом, и меня зацепило. Индустрия юмора, как правило, в регионах (и у нас в городе в том числе) устроена достаточно просто. Это одно или максимум два сообщества с названием по типу «Стендап Екатеринбург» или «Стендап Новосибирск», которые устраивают «открытые микрофоны», — поделился Дмитрий.

Дмитрий Пьянков впервые вышел на сцену со стендапом в 2015 году.

Стендап-объединение Новосибирска существует с 2013 года. И за всё это время в городе больше не появилось ни одного другого юмористического сообщества. Только недавно молодые инициативные ребята начали проводить свои мероприятия в разных заведениях, но назвать их постоянными площадками пока нельзя.

Чтобы начинающие стендаперы нашли свою аудиторию и заряд энергии творить дальше, проводятся «открытые микрофоны», на которые они записываются по тем правилам, которые предусматривает юмористическое сообщество. Для них это становится тренировкой, на которой они терпят неудачи, пробуют новый материал и формируют его в течение недель, месяцев, а то и лет, пока не будут готовы к выступлениям перед большими аудиториями. Их репертуар состоит из монологов, шуток и жизненных историй.

— Ты начинаешь пробовать себя в таких мероприятиях и продолжаешь выступать. И рано или поздно появляются какие-то компании, и вы уже вместе решаете делать платные шоу, потому что, как правило, за посещение «открытых микрофонов» деньги со зрителей не берут. Так, сначала было сообщество «Стендап Новосибирск», благодаря которому сформировался круг опытных комиков. А в 2023 году мы этой группой решили создать клуб Standup Room. Это чуть улучшило ситуацию для комиков, потому что стабильно начали проводиться выступления на собственной сцене. Мы создали разные форматы платных шоу (например, у меня это «Быстрые свидания», где одинокие люди знакомятся друг с другом) и хоть как-то начали зарабатывать, — уточнил Дмитрий Пьянков.

Стендап-комик Ксения Мерняк, также бывшая кавээнщица, тоже сначала долго писала шутки, проверяя на «открытых микрофонах», как они работают. По её мнению, в юмористическом искусстве в Новосибирске можно легко развиваться, главное — определиться со своей сферой, при этом она не считает стендап профессией.

— Кроме стендапа, есть ещё импровизация и тот же КВН, который никуда не денется, поэтому при желании своё место всегда можно найти. Конечно, у нас чуть меньше мероприятий, но возможность для нескольких выступлений каждую неделю есть. Жизнь юмористическая активная, но заниматься стендапом нужно для своего удовольствия, потому что самостоятельная профессия «комик» ещё не сформировалась, и идти сюда, чтобы заработать деньги, — это довольно проигрышная миссия, — рассказала Ксения.

Ксения Мерняк считает, что от дебюта до первого заработка в стендапе проходят годы.

Первые несколько лет комики действительно просто учатся выступать и отрабатывать шутки. Ксения пять лет работала на энтузиазме, пока не начала получать свои первые деньги. Может повезти, если кто-то тебя заметит и позовёт на платные мероприятия, но многие годами такого везения не испытывают — и забрасывают это дело.

— Это долгий путь выступлений и накопления опыта, который, в конечном счете, может привести тебя к платным мероприятиям, но на первых порах не стоит надеяться на заработок. Сейчас юмора стало намного больше, чем раньше. Конкуренция выше, и рассчитывать, что ты сразу взлетишь и начнёшь зарабатывать, как Нурлан Сабуров, опрометчиво, — заявила Ксения.

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина СИЗИКОВА, психолог:
— Чувство юмора — это совокупность жизненного опыта и физиологических факторов. Оно зависит от таких личных качеств, как открытость к новым впечатлениям, креативность и гибкость мышления, от окружения, воспитания и образовательного уровня. Большое влияние на него имеет общее эмоциональное состояние: люди, находящиеся в позитиве, скорее всего, будут легче воспринимать шутки и комические ситуации. Важен и опыт, так как с возрастом люди становятся более осведомлёнными о различных жизненных обстоятельствах. Желание выступать на публике может быть связано со стремлением к самовыражению и признанию, что является здоровой нарциссической чертой. Многие также хотят влиять на аудиторию, ведь выступление может быть способом донести важные сообщения.

Несмотря на то что Новосибирск — третий по численности населения город в России, в нём не так много желающих заниматься организацией стендапа, хотя выступать желают многие. При этом, как уже заметила Ксения Мерняк, не все доходят до конца.

— Чтобы пробиться, надо регулярно выступать и стараться быть смешным. Старания не останутся без внимания, и тебя могут позвать на платные шоу. Конечно, от человека зависит, когда именно наступит этот момент. Людей, которые пробивают этот барьер, мало, хотя сделать это легче, чем в Москве, — уточнил Дмитрий Пьянков.

Как считают местные комики, главное отличие провинциального стендапа от столичного — масштаб. В Москве и Санкт-Петербурге за аудиторию сражаются сразу несколько стендап-объединений, поэтому конкуренция намного выше. В провинциях у юмористов больше шансов, что их заметят организаторы, тем более, когда те уже умеют «разрывать» залы своими выступлениями.

Стендап-комик Артур Атаназевич, пришедший в юмор прямо со строительной площадки, отметил, что в столицах стендап уже давно стал обыденностью, а в регионах для многих зрителей он остаётся ещё в новинку.

— Сибирский зритель очень суров. Понятно, что никто весь вечер не сидит в напряжении, наблюдая за происходящим на сцене, но ощущения от выступлений в зависимости от города разнятся. Например, на юге аудитория реагирует оживлённее и громче, — объяснил Артур.

На мой вопрос о том, что он ещё может сказать о жизни стендап-комика в Новосибирске, он заявил, что она весьма грустная, как и у всех юмористов вообще, потому что комедия — это трагедия, рассказанная в юмористическом ключе.

Артур Атаназевич: «Комедия — это трагедия, рассказанная в юмористическом ключе»..

В своих выступлениях комики часто размышляют о жизни, иронично рефлексируют, скрывая за шутками реальные проблемы. Поэтому сейчас стало популярным мнение, что именно наличие личных травм и переживаний у юмористов обогащает их комедийное искусство. Как объяснила психолог Екатерина Сизикова, личные травмы и трудные моменты в жизни могут давать комикам уникальный опыт, который позволяет им лучше понимать человеческие эмоции и уязвимость, справляясь так с собственными болью и страданиями. Для многих комиков юмор становится терапевтическим инструментом, который помогает им перевернуть негативный опыт в позитивный. Их личные травмы могут касаться тем, которые общество считает табуированными, и, смеясь над ними, они позволяют людям, оказавшимся в подобных переживаниях, чувствовать себя не так одиноко. Также всё чаще можно наблюдать, что своими шутками комики привлекают аудиторию к социальным проблемам. Однако не все комики обязаны иметь личные травмы, чтобы быть интересными и успешными. Личный опыт и травмы есть у всех без исключения, однако кто-то благодаря своему темпераменту, опыту, характеру, степени проработанности, структуре и уровню личности может относиться к фактам с юмором и иронией, а кто-то не видит перспектив даже в заведомо положительной ситуации.

Подробнее о выступлениях комиков можно узнать в телеграм-канале «Стендап Новосибирск»

Екатерина ПАВЛЮХ | Фото предоставлено сообществом «Стендап Новосибирск» и сгенерировано нейросетью chatgpt
back
up