Бору — забор?
Как защитить Кудряшовский бор от тех, кто посягает на его территорию мусором и колёсами?
Депутаты заксобрания НСО Александр Барсуков, Юрий Кошкин, Игорь Умербаев и Роман Мурзин.
Одно из любимых мест отдыха новосибирцев — Кудряшовский бор. С обсуждения состояния этого пригородного леса начала свою работу после летнего перерыва комиссия заксобрания по экологии. Инициатива здесь принадлежала депутату Александру Барсукову. «Езжу мимо бора постоянно — и вижу, как дачные участки продвигаются по бору всё дальше в сторону Колывани. Со стороны Криводановки — та же ситуация, если не хуже. Заехать в бор можно в любом месте — и везде свалки. Почему мы не можем пресечь такие факты?» — задался вопросом депутат.
Министр экологии и природных ресурсов НСО Евгений Шестернин рассказал, что за последнее время в бору было ликвидировано 24 свалки, санитарное же состояние самого леса можно назвать удовлетворительным — каждый год вырубается около 43 тысяч кубометров старой древесины, чтобы очистить пространство для молодых деревьев. Лесовосстановление бора компания-арендатор проводит за свой счёт. И, кстати, делает это так качественно, что сразу трое депутатов — Анастасия Андронова, Александр Щербак и Игорь Гришунин — поблагодарили её руководителя Виктора Нищету за работу.
При этом министр признал, что рельеф местности действительно позволяет беспрепятственно заезжать в Кудряшовский бор на автомобилях. Усложняет ситуацию и то, что бор пересекают сразу две крупные автотрассы, — «Иртыш» и Колыванское шоссе.
— Действенной мерой стало бы ограждение территории бора, это помогло бы предотвратить гибель животных под колёсами, — сказал Евгений Шестернин.
По его словам, такой проект даже был разработан в 2018 году и требовал 90 млн рублей на реализацию, но в итоге так и остался проектом. «Населённые пункты строятся за границей охраняемой зоны, если есть нарушения — они должны быть пресечены», — прокомментировал министр возможное строительство в бору, который признан особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Александр Барсуков предложил использовать для преграды автомобилистам лесозащитные щиты, как это делалось, когда строился Северный обход, а к регулярным рейдам по поиску правонарушителей привлекать полицейских и прокуратуру. И ни в коем случае не давать согласование на планируемое расширение дороги Новосибирск — Колывань — Томск на две полосы. «То, что дорогу разрешили строить через лес — это стратегическая ошибка!», — уверен законодатель.
— В этом вопросе надо разобраться подробнее. Насчёт строительства — надо уточнить, на какой земле оно ведётся. Пусть министерство передаст комиссии конкретные границы той территории, которая считается Кудряшовским бором. Предлагаю запросить минЖКХ и Кудряшовский сельсовет, куда люди должны вывозить отходы, которые они бросают в бору, — не окажется ли так, что девать их некуда? Координаты мест, где образуются свалки, тоже надо уточнить. По поводу ограждений и запретов — лес всё-таки нужен для людей, а не сам по себе, если мы везде поставим шлагбаумы, эффект можем получить отрицательный, — подытожил депутат Денис Субботин, проводивший заседание комиссии, предложив вернуться к теме в декабре.

— Коллектив Кудряшовского лесхоза я знаю очень хорошо. Он плотно взаимодействует с депутатским корпусом, вместе с администрацией Кудряшовского сельсовета, с мощным общественным советом мы реагируем на каждый острый момент. Хотелось бы, чтобы другие лесхозы брали с нашего пример. Было бы отлично, если бы везде так же содержали леса и работали над их восстановлением.