27.12.18

104 страницы о любви

Год по капле уходит, осыпаясь, как хвоя с прошлогодней ёлки, остов его ещё не пугает, ещё не сожжены мосты. И оглядываясь назад, убирая потемневшую мишуру, хочется оставить только самое ценное, что греет душу.

Члены комитета содействия строительства театра, руководство стройки, технический персонал и рабочие после опускания ферм купола. Май 1934 года.

 

Будут здесь и небо, и самолёт, и девушка. Но сначала о том, почему 104.

 

В каждый номер газеты мне нужно написать не меньше двух полос, на деле получается когда-то больше, редко — меньше. Путём простого подсчёта: 52 номера в год — 104 страницы. Это не считая работы по спецвыпускам о депутатах и их деятельности на округах, статей в журналы, которые выпускают «Ведомости», и фоторепортажей на сайт.

 

Почему о любви? Потому что единственным двигателем в этой рутине, а работаю я в «Ведомостях» почти четверть века, остаётся она. Если дело касается чего-то живого, наполненного доброй энергией, если собеседник умный, человечный и глубокий — тогда вспыхивает, искрит или томно греет где-то ниже ключицы, и приходит она. В своего героя, чтобы написать о нём, нужно немножечко влюбиться, учили нас в студентах. Благо мне не приходится писать о политике и экономике, было бы сложнее взрастить в себе это чувство. И не всякая тема, за которую берусь, вызывает во мне живой отклик, нередко случается совсем наоборот. Но это оставим там, пусть оно сгорит в прошлых днях…

 

Все 104 страницы о любви я называть не стану, поделюсь лишь несколькими самыми яркими.

 

Нынешний год подарил целую серию удивительных встреч. И начался он с прекрасной выставки и разговора с художником Сергеем Меньшиковым. «…Изначально мы помещены в более тонкую среду, чем только воздух и вода. Если мы готовы воспринимать все оттенки цвета и звука, музыки и живописи — как проявлений этой тонкой среды, — мы будем более гармоничными, а значит, здоровыми и правильными людьми».

 

Следом, в январе же 2018-го, случилось интервью с худруком балета и легендарным танцовщиком Денисом Матвиенко. Он рассказывал о том, как прийти в профессию в десять лет, зачем нужны клакёры и чем НОВАТ привлекает зарубежных артистов.

 

Личного интервью с Гузель Яхиной, автором романа «Зулейха открывает глаза», не было, оно написано по встрече с читателями, которая состоялась в Театральном зале Новосибирской областной научной библиотеки накануне Тотального диктанта.

 

О своих «любовях» — Доме кино, «Встречах в Сибири», Башкирии и героях своих документальных фильмов — нам рассказывала Элла Давлетшина в интервью «Снимаю что люблю».

 

Главный режиссёр театра «Старый дом» Андрей Прикотенко рассказывал о том, что ждёт театр после реинкарнации, о своём питерском детстве и поисках современного героя. «...Я всё никак не мог найти сюжет с героем, рефлексирующим по поводу совести в современном мире. И текст, который написан мной, — это попытка найти путь такого героя, не верящего в раскаяние, сомневающегося в том, что можно искренне верить в Бога. Человека, который покрыт коростой современного цинизма».

 

Худрук международного фестиваля «Сибирские сезоны» и двух больших хоров Елена Рудзей говорила о певческой культуре, актуальности Баха и «Битлз», а также о своём пути в музыку. Столько жизненной силы, веры и правды в одном человеке я давно не встречала.

 

За всю журналистскую жизнь мне несколько раз признавались в том, что ждут ребёнка, …мужчины. Но то, как это сделал ведущий актёр театра «Старый дом» Анатолий Григорьев в своём интервью «Свобода быть собой», заслуживает особого уважения. А ещё он говорил о панических атаках, внутреннем ребёнке и рождающемся будущем.

 

Прекрасный рассказчик, успешный менеджер, археолог и этнограф — директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов рассказывал об «Обратной перспективе», сибирских острогах, «доме Кирова» и идеальном посетителе.

 

О подвиге как «нормальном человеческом поступке», провокациях на сцене и сумасшедшей профессии говорил с нами актёр и режиссёр, на мой взгляд, ещё недооценённый, Владимир Кузнецов.

 

В мастерской, где живут ангелы и необычные существа,  самый романтичный художник Новосибирска Сергей Мосиенко делился с нами историями о своём героическом отце, продвижении художников на международный рынок и деньгах как «раковой опухоли».

 

Благодаря Ирине Октябрьской, этнографу, ведущему научному сотруднику ИАЭТ СО РАН, доктору наук и профессору НГУ, в этом году вышло несколько статей. Но особенно запоминающимся стало знакомство с Галиной Ивановной Абрамовой, руководителем театра «Сибирский двор». Их изба-театр привлекает в деревню Поротниково Сузунского района любителей деревенской жизни, туристов и этнографов.

 

Лучший способ борьбы с хандрой — выйти за дверь и помочь тому, кто нуждается в помощи, считает зоозащитница, коуч и преподаватель йоги София Осоченко. Потрясающая девушка вытянула на себе два масштабных проекта по спасению животных в Индии и Сибири.

 

С Сергеем Владимировичем Колонцовым, сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН (ИАЭТ), мы знакомы больше двадцати лет. И каждая встреча с ним вдохновляет и окрыляет, он умеет так рассказать, что даже самая скучная история становится детективом. На этот раз он принёс целую кипу материалов к 420-летию решающей битвы за Сибирь на реке Ирмень.

 

Мы собирали самолёт вместе с Анатолием Фёдоровичем Яшаниным. Громко сказано, конечно, но наш мастер-класс на набережной с запуском маленького самолётика вылился в большой разговор о том, какой была малая авиация в советское время и почему сегодня Яшаниным, отцу и сыну, построившим самолёт, приходится отсиживаться на земле.

 

Мы переживали за судьбу Управления по государственной охране объектов культурного наследия, которое чуть было не прикрыли, и говорили с Александром Кошелевым о том, что сделано по сохранению домов-памятников в этом году. 

 

Самой большой моей любовью в этом году был Борис Гордеев, удивительный человек, архитектор, приехавший в Новосибирск конструктивистом и построивший здесь немало замечательных зданий в этом стиле, но закончивший перестройкой Театра оперы и балета в стиле неоклассицизма. Мне посчастливилось работать в команде проекта по созданию книги о Б. А. Гордееве, чьим двойным юбилеем отмечен 2018 год. Мы побывали с фоторепортажами на нескольких объектах архитектора, но особенно впечатляющим стало погружение в историю жилого комплекса «Кузбассуголь» на Красном проспекте.

 

Наконец, не могу не поделиться ещё одной ссылкой. История главного инженера строительства оперного театра инженера Сергея Полыгалина, которая легла в основу выставки в НГКМ, подготовленной Музеем истории архитектуры имени С. Н. Баландина НГУАДИ. Трагическая и вместе с тем жизнеутверждающая история несёт в себе непостигаемую пока для меня силу любви. Она затаилась в уголках глаз улыбающегося инженера, в голосе его дочери, в складках тёмно-красных портьер оперного, в куполе, подпирающем новосибирское небо.

 

Марина ШАБАНОВА

 

back
up