09.10.24

В полёт и с песней

Как помочь тревожным авиапассажирам, пресечь вспышки «воздушной ярости» и продлить лётный век пилотам, обсудили на форуме OpenBio-2024

Оказывается, разработан метод борьбы с аэрофобией. Чтобы спокойно отправиться в полёт, человеку достаточно двух сеансов лечения электродами.

Врачи на борту

Круглый стол «Авиационная медицина» на форуме, организованном при поддержке правительства Новосибирской области, в этом году проводился впервые и стал заметным событием. Без сомнения, каждый авиапассажир, поднимаясь на борт самолёта, хочет добраться до пункта назначения без происшествий, но от инцидентов, в том числе связанных со здоровьем пассажиров и авиаперсонала, увы, никто не застрахован. Как свести риски к минимуму, что поможет продлить активное долголетие пилотов, можно ли помочь преодолеть аэрофобию — эксперты обсудили множество аспектов, связанных с воздушными пассажирскими перевозками.

ЦИФРА

4 807

случаев хулиганства на борту самолёта зарегистрировано в 2023 году, это на 23% больше по сравнению с 2022 годом.

Открыла обсуждение доктор медицинских наук, профессор кафедры авиационной и космической медицины Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО), президент Ассоциации врачей авиационной медицины Ольга Верба. Она привела статистические данные: в год примерно 4% пассажиров обращаются за медицинской помощью, хотя эта цифра может быть занижена, так как единой статистики нет, фиксируются только самые крайние ситуации. В 80% случаев от этого числа принимается решение о вынужденной посадке, а это обходится в сумму от 200 тысяч до 1 млн рублей в России и в те же цифры, только в долларах, — за рубежом. 7–10% инцидентов заканчиваются летальным исходом.

В случае, когда кому-то стало плохо во время полёта, а первая помощь, которую пытаются оказать бортпроводники (это входит в курс их обучения), не помогает, они традиционно обращаются к пассажирам с вопросом, есть ли среди тех врачи. Но при этом неизвестно, какая квалификация у специалиста, который откликнется на призыв. Кроме того, авиационная медицина имеет свою специфику, которая не входит в обычное медицинское образование. Поэтому возникла идея создания программы «Врачи на борту». Желающие принять в ней участие, обращаются в Ассоциацию врачей авиационной медицины, проходят специализированный курс обучения и становятся участниками программы. После этого при регистрации на рейс система автоматических их идентифицирует, и экипаж уже знает, к кому обращаться в случае необходимости. Авиакомпании ценят своих добровольных помощников, начисляют им дополнительные мили, предоставляют скидки на билеты и прочие бонусы.

За четыре года работы программы «Врачи на борту» к ней присоединилось более 65 тысяч медицинских работников.

Ещё одно направление работы Ассоциации врачей авиационной медицины — создание сервиса «Летать здорово» (ударение можно ставить и на первый, и на второй слог — кому как нравится). Он был разработан в 2023 году и включает в себя онлайн-консультации специалистов по направлениям:

  • общая подготовка к полёту
  • аэрофобия
  • существующие заболевания
  • тревога и стресс
  • питание и питьевой режим
  • профилактика джетлага
  • беременность
  • перелёты с детьми
Ярость неблагородная

Пандемия коронавируса многому научила всех, кто так или иначе связан с авиацией, констатировал советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток. К выявлению опасных инфекций на борту сейчас успешно подключаются инженеры, работающие в тесном сотрудничестве с медиками. Разработаны приборы, позволяющие выявлять в воздушной среде 86 видов инфекций, включая тот же ковид, тестовые испытания прошли успешно. При обнаружении в полёте заболевших передаётся сообщение в пункт посадки, где уже будут ждать медики.

Доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой авиационной и космической медицины РМАНПО Наталья Забродина коснулась правовых коллизий, которые возникают на стыке полномочий министерств здравоохранения и транспорта. Врачи, по её словам, находятся между двух зол — между Воздушным кодексом и законом об охране здоровья. Есть приказ минтранса об освидетельствовании авиационного персонала, но нет никакого документа, регламентирующего оказание медицинской помощи на борту. Ещё пример — санитарная авиация. Минтранс выдаёт сертификаты для работы в медицинских целях — это означает, что пациентов можно перевозить, но о медицинской помощи опять же ни слова.

Здоровье лётного состава — ещё одна важная тема для обсуждения. Как сообщил главный врач авиакомпании Azur Air Андрей Зиновьев, подготовка хорошего опытного пилота стоит около 5 млн рублей, и разбрасываться такими кадрами недопустимо. Об их лётном долголетии должно заботиться государство, но пока это проблема только самих пилотов. Выращивать пилота-«долгожителя» надо с самого начала, на этапе набора выпускников лётных училищ, последовательно из года в год контролируя их состояние здоровья.

Аэрофобия, тревога и стресс, «воздушная ярость» — всё это создаёт дополнительные риски возникновения инцидентов на борту. Кандидат медицинских наук, врач-психиатр, специалист в области авиационной психологии Наталья Забылина отметила: аэрофобия у тех, кто ею страдает, начинает проявляться не в полёте и даже не в аэропорту, а с момента приобретения билета на самолёт. Её симптомы могут быть вегетативными и психическими. К вегетативным относятся тревожность, тахикардия, проблемы с дыханием, приступы дрожи.

Психические симптомы — беспокойство, раздражительность, агрессивность. Именно такие проявления приводят к вспышкам так называемой «воздушной ярости» — острой неадекватной реакции на специфические условия авиаперелёта.

Одна из главных причин инцидентов на борту — употребление алкоголя (43% случаев). На большой высоте уменьшается доступ кислорода к мозгу, и одна порция спиртного в полёте по своему действию равна двум таким же на земле. Вторая по важности причина «воздушной ярости» — запрет на курение (33%), который дебоширы стремятся преодолеть всеми способами, вплоть до попыток вывести из строя пожарную сигнализацию в туалете.

Тему борьбы с аэрофобией продолжил врач высшей категории Тимур Нурахметов. Он отметил: обычные, рассчитанные на рациональность мышления аргументы на аэрофобов не действуют — им можно сколько угодно приводить ничтожные доли процента вероятности падения самолёта, это всё бесполезно, поскольку их страх иррационален. Всех страдающих такой фобией людей специалисты делят на две группы. Первая — когда человек всё же заставляет себя приехать в аэропорт, но при этом чувствует себя ужасно. Для таких пациентов разработан метод приведения организма в расслабленное состояние с помощью электродов, снимающих импульсы с коры головного мозга. Вторая группа пациентов — те, кто испытывает непреодолимый панический страх полёта, но при этом вынуждены лететь. На этот случай есть специальные лечебные сеансы, которые нужно проводить заранее, а не в полёте и не в аэропорту. За два дня до вылета проводится первый сеанс, за несколько часов — второй. После этого уходят все страхи, и самый убеждённый аэрофоб отправляется в полёт едва ли не с песнями. Что интересно — если обратный перелёт происходит в течение месяца после этого, человек вновь летит спокойно, приступы паники не возвращаются, заверил Тимур Нурахметов.

КСТАТИ
В Госдуме обсуждают вопрос о создании единого реестра авиадебоширов (сейчас каждая авиакомпания ведёт собственный реестр нарушителей). Пассажиров, попавших в чёрные списки, предлагается не пускать на борт самолёта любых авиакомпаний в течение трёх лет. Предлагается также открыть доступ к этим данным туроператорам, чтобы авиахулиганы не попадали на борт чартерных рейсов.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

07.10.24 Буду вечно молодым

OpenBio-2024. Уже в XXI веке средняя продолжительность жизни может превысить 100 лет, считают учёные

04.10.24 Научная смена

OpenBio-2024. Молодые участники форума продемонстрировали зрелый подход к исследованиям

03.10.24 Новые поселяне

OpenBio-2024. Развивать отдалённые территории помогут достижения биоэкономики

02.10.24 Энергия биотеха

На прошлой неделе наукоград Кольцово уже в 11-й раз принимал на своей площадке участников форума ОpenBio

25.09.24 Все грани биотеха

Вирусология и биофизика, работа мозга и авиационная медицина, технологии жизни и вечная молодость — в наукограде Кольцово открылся форум OpenBio-2024

up