09.08.23

Тангерос в Сибири

Танцоры Ольга и Александр КУТЫРЕВЫ — о всемирном флешмобе аргентинского танго, пользе танца для здоровья и милонгах на крыльце

ДОСЬЕ
Ольга КУТЫРЕВА
Окончила Московский государственный педагогический университет, работает в детском саду, педагог-психолог высшей категории, специалист в области психомоторной коррекции нарушенного развития, танцевально-двигательной и арт-терапии.

Александр КУТЫРЕВ
Окончил Томский политехнический институт, работал в проектном институте «Электропроект», танцами занимается больше полувека, педагог-практик, мастер спорта по акробатике.
Ольга и Александр — участники международных танго-фестивалей, с 2017 года выступают в концертах «Танцевать разрешается» Биг-бэнда Владимира Толкачёва Новосибирской филармонии.

Их замечательные па разошлись на авторские «цитаты» у танцоров, а оптимизм и желание танцевать оказались такими заразительными, что закружили в танце несколько сотен людей. Танго-дуэт Ольга и Александр Кутыревы брали уроки у знаменитых мастеров аргентинского танго, в 2011 году создали свой танцевальный клуб «Танго Сибири», на вечера и занятия в который приходят любители танго разных возрастов. И вот уже 10 лет каждую среду лета они проводят для всех желающих милонги — танцевальные вечера аргентинского танго. Они утверждают, что начать танцевать никогда не поздно, танцуя, человек может разбудить своё тело, чтобы через него могла говорить душа.

— Ольга, Александр, как оказалось, что вы стали популяризаторами аргентинского танго в Сибири?

Александр:

— Танцами я увлёкся ещё в студенчестве — в 1971 году в Томске объявили набор в школу бальных танцев, наша преподаватель Тамара Валентиновна Курганова требовала неукоснительной работы у станка, мне помогли занятия акробатикой и классической борьбой. Она меня заметила и пригласила в ансамбль «Экситон», которым руководил Анатолий Петрович Новиков. А после распределения я приехал работать в Новосибирск, и в ДК имени Горького занимался в ансамбле «Орион» Олега Дроздецкого. Так до тех пор, пока не появился первенец, забот было столько, что я перестал танцевать. А потом в Новосибирск переехала Тамара Валентиновна, при ДК Горького открыли школу бальных танцев, и она пригласила меня вести уроки, занятия проходили в клубе «Отдых», там был классный пол, и в целом очень уютно. Когда дети подросли, я решил, что мне чего-то не хватает, и пошёл танцевать в ДК Чкалова к Михаилу Бересневу. А с начала 2000-х в Новосибирске появилось аргентинское танго.

Ольга:

— Начнём с того, что мы встретились в школе бальных танцев «Вдохновение» Михаила Береснева. На одном из занятий он поставил нас в пару, потому что оба оказались без партнёров. Миша просто сказал: «Саша, вот твоя пара». Для Александра первая часть его жизни как свободного художника закончилась, и началось наше совместное танцевание. И вот уже 22 года мы пара. Танцуем всю жизнь, а танго занимаемся с 2005 года. Кассету с записями танго первые тангерос передавали из рук в руки. Наш маленький сын вставлял её в видеомагнитофон и приглашал: «Садитесь все, будем смотреть!» И мы усаживались у экрана, включая бабушку с дедушкой. Сначала ничего не понимали: ногами машут, делают какие странные движения. Музыка сложная. Первые впечатления были — удивление и шок. Гораздо позже появилась возможность скачивать ролики из интернета. Мы учились у всех, кто в то время имел отношение к танго, ездили на фестивали и мастер-классы к топовым тангерос и в итоге решили открыть свой клуб. Мы открылись 1 июня 2011 года в ДК «Строитель» и делили зал с филармонией, новое здание которой тогда строилось. Кто бы мог подумать тогда, что годы спустя мы будем выступать в программе биг-бэнда Владимира Толкачёва «Танцевать разрешается», и вот уже восемь лет — они играют, а мы танцуем.

— Тангерос — это преподаватели аргентинского танго?

Ольга:

— Так называют людей, танцующих аргентинское танго: он — тангеро, она — тангера, а вместе — тангерос. Нам повезло, мы учились у Maestros de Maestros —это «учителя учителей», тангерос так называемого «золотого века танго»: Дэни Гарсиа «Эль Флако», Марта Антон и Маноло Сальвадор «Эль Галего». Их уже нет с нами, Маноло уже тогда было за 80 лет, а Марта и Дэни чуть моложе. До пандемии не только в Россию, но и к нам, в Сибирь приезжали ведущие аргентинские пары — участники мировых танго-шоу. Мы бывали на их мастер-классах и в Новосибирске, и в Красноярске, и в Томске. Они обучали в основном на собственном примере. Как говорил Маноло: «У каждого человека своё собственное сердце, а у каждого тангеро своё понимание танца». Так что методику преподавания мы разрабатывали сами, у нас была база, а дальше мы продумывали, как этому научить других.

— Почему аргентинское танго называют социальным танцем?

Александр:

— Тут не нужно балетной подготовки, аргентинское танго доступно всем. И если научиться самым простым шагам, то можно получать истинное удовольствие. Танцоров прежде всего заводит музыка, они двигаются под неё молча. Каждый переживает своё состояние. Ещё социальный, потому что зарождался он во времена активного заселения Аргентины, куда ехали молодые люди из разных стран. Говорят, на одну даму приходилось до 40 мужчин. И вот эта тоска по родине, и слияние культур разных народностей, и чисто человеческое желание побыть с женщиной хотя бы три минуты в танце сделали танго таким популярным. Мужчины выстраивались в очередь, чтобы просто потанцевать с женщиной.

Ольга:

— Как говорят, танго — это язык, просто одна из разновидностей общения, именно невербального общения через танец. Есть и другое мнение по поводу социальности аргентинского танго. Танго отражает всё, что происходит в социуме: в нём есть такие же расслоения, течения и группы, это общество в миниатюре. Есть люди, которые тяготеют только к классике — шаги, близкое объятие, прогулки под «золотой век танго». Кому-то нравится нуэво — широкие объятия, амплитудные движения, это более молодёжное направление. В любом случае, танго — импровизационный танец. В последнее время набирает популярность pro-am, когда профи продают услугу сопровождения в танце, как правило, женщинам. В танго есть этот гендерный дисбаланс — мужчин меньше, чем женщин, поэтому и есть такие услуги — ваш личный партнёр на милонгу или конкурс.

— Кто приходит на ваши милонги и что это такое?

Александр:

— Есть несколько значений этого слова: это и место встречи, и вечер аргентинского танго. А ещё это музыка на два счёта, её иногда называют аргентинской полькой. И сам танец — милонга — игривый, озорной, быстрый. Милонги на открытом воздухе мы проводим с 2013 года, устраивали их на крыльце ДКЖ, работали на крыльце ГПНТБ, снова вернулись к ДКЖ. Основной костяк — это люди, которые с нами с первых опенэйров. Приходят и новички, и те, кто у нас занимается в течение года. Хотя не каждый психологически готов выйти танцевать на улицу. Вообще, традиционная милонга — это культурное времяпрепровождение, когда можно в красивой обстановке и потанцевать, и
пообщаться, и выпить кофе или бокал вина.

Ольга:

— Мы недавно с ребятами говорили об этом: почему-то сейчас музыкальная культура рассматривается не как танцевальная, двигательная, а исключительно аудиально-визуальная: вот вам стулья, присаживайтесь, слушайте и смотрите! И был такой казус, после чего мы стали организовывать милонги. 10 лет назад на городском мероприятии, кажется, Дне города, мы хотели танцевать. На нескольких площадках играли музыкальные коллективы, но стулья стояли близко к сцене, и танцевать было негде. Разве что на газонах. В итоге мы пришли к тому: хочешь чего-то — сделай это сам.

— Расскажите о всемирном флешмобе. Как он будет проходить?

Ольга:

— Это шестой Международный танго-флешмоб, мы участвуем в нём в третий раз. Движение в поддержку культуры и традиций аргентинского танго придумано российскими тангерос. Фёдор Рогулёв организовал его сначала в своём городе, потом присоединилось ещё несколько городов, а теперь уже люди танцуют во всех концах света. Как будет происходить флешмоб? В этом году будет одна общая композиция — Invierno в исполнении российского оркестра Solo Tango Orquesta. И три минуты по всему миру тангерос будут танцевать под неё. 19 августа мы собираемся к 16:00 у памятника Ленина на площади Ленина. На подготовку собираются разные танцевальные клубы и школы Новосибирска. Мы придумали маленькую фишечку и первые восьмёрочки станцуем синхронно, затем — импровизация пар в ронде (в общем круге). Запишем это на видео, будет такая красивая визитка на фоне нашего Новосибирского театра оперы и балета. Снятые ролики все участники из разных городов выкладывают в общую группу, организаторы выберут фрагменты и смонтируют общий фильм — уже 100 городов подтвердили своё участие! А мы с площади Ленина отправимся на танго-прогулку по Красному проспекту до набережной, будем делать остановки и танцевать, в том числе на площади Свердлова.

— Ольга, вам в вашей работе в детском саду танго помогает?

Ольга:

— Конечно! В своё время я прошла курсы повышения квалификации по нейропсихологии и психомоторной коррекции. Это помогает и на занятиях в клубе «Танго Сибири», к нам приходят взрослые люди, у которых двигательный стереотип уже сложился, а в танце нужно по-другому перестроить своё тело, иначе не будет контакта с партнёром, ты не станешь с ним одним целым. И на основе этих знаний мы с коллегой, учителем-логопедом, разработали мощный курс, который идёт уже несколько лет — «Нейропсихологическая коррекция нарушенного речевого развития у детей-дошкольников». Это 30-минутные занятия с ребятишками, у которых есть нарушение речи: логопед проводит свою часть работы, а потом мы уже вместе проводим занятия по психомоторной коррекции. И некоторые из этих упражнений мы используем на наших танго-разминках.

— Получается, можно корректировать здоровье?

Ольга:

— Конечно, если грамотно подойти. Как говорит участница нашего клуба Екатерина Георгиевна, кандидат биологических наук, на занятия она ходит в том числе и с целью «коррекции опорно-двигательного аппарата». И везде на шпильках, она наша помощница. Борис Михайлович с нами с самого начала, ему за 80, кстати, он сочинил стихи для флешмоба. В течение года занятия клуба «Танго Сибири» проходят в Российско-немецком доме на ул. Ядринцевской, 68. Полтора месяца мы изучаем танго, полтора месяца — танго-вальс, ещё полтора — милонгу. А первые 30 минут идёт разминка, где мы растягиваемся, делаем упражнения с элементами танца, чтобы разогреться, отключиться и настроить своё тело на музыку. И, обращаясь к тангерам, я всегда говорю: «Девочки, мы раскрываем грудную клетку как зонтик и опираемся на воздух, свободно дышим, “серебряные нити” нас тянут вверх, улыбка на лице — и мы готовы танцевать». И настрой партнёрам: обними женщину, как ты обнимаешь ребёнка — нежно, ласково и очень трепетно. Вам ведь предстоит за три минуты мелодии вместе прожить целую историю!

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлено клубом «Танго Сибири»
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика