08.02.24

Триумф жизни

Куратор питерского музея «Эрарта» Владимир НАЗАНСКИЙ — о тотальной цифровизации, интересе к метамодерну и зрительской премии 

Популяризатор искусства, искусствовед, арт-критик, известный организатор и куратор выставок, объединяющих художников из разных регионов и стран, Владимир Назанский по первому образованию — историк, выпускник Томского государственного университета, по второму — искусствовед, в 1986 году окончил Академию художеств имени И. Е. Репина. В нашу картинную галерею, сейчас Новосибирский государственный художественный музей, пришёл в 1979 году, принимал участие в формировании коллекций музея, устраивал встречи с поэтами и музыкантами, стал одним из основателей Международной биеннале современной графики в Новосибирске. С 2007 по 2010 год был директором Государственной художественной галереи в Ханты-Мансийске. С 2010 по 2012-й — арт-директор Нового музея (Санкт-Петербург). А с 2012 года работает куратором Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург), куратором программы «Россия в Эрарте». Член Ассоциации искусствоведов и Союза художников России. Куратор более 400 выставок в России и других странах. Каждый год Владимир Назанский привозит выставки и проекты в Новосибирск — 1 февраля в НГХМ открылась выставка «Васильевский остров».

— Владимир Олегович, можно ли сказать, что само понятие «современное искусство» как-то трансформируется со временем?

— Существует множество определений. Кто-то понимает под современным искусством сугубо формальные эксперименты, но все возможные мыслимые вариации к 1960-м годам уже перепробовали. На смену модернизму пришёл иронический период постмодернизма, но и он уже закончился. На самый широкий взгляд, современное искусство — это то, которое выражает особенности этого времени, всё, что происходит сейчас, и отвечает на его вопросы. Это не зависит от стилистики, техники, материала. И на языке академической живописи можно ставить актуальные вопросы, скажем, об опасности тотальной цифровизации и ухода в виртуальный мир. В современном искусстве должно быть ощущение современности, а не копирование авангарда столетней давности.

— Не просто осознать своё время, но ещё и как-то отрефлексировать его — задача непростая. Какие темы сегодня чаще всего волнуют художников?

— Одна из таких тем, как я уже сказал, — цифровизация и расширение метареальности: человечество никогда прежде не испытывало такой проблемы, когда люди полностью погружаются в виртуальный мир; дети раньше, чем начинают говорить, научаются нажимать кнопки, чтобы посмотреть мультики. Как это аукнется, что за искусственные создания могут возникнуть — неизвестно. На эту тему есть работы и на «Эрарта-Премии», которую мы в Петербурге проводим второй год.

— Мы практически четверть века прожили в новом тысячелетии. Уже можно сказать, что какие-то новые течения появились в искусстве?

— Примерно лет 10–15 назад и в России, и в мировом искусстве наметилась новая тенденция. Во-первых, люди перестали стесняться живописи, хотя прежде считали её чем-то старомодным. Галерея современного искусства M’Ars в Москве, у которой была отличная коллекция, перестроилась на видео-арт и потеряла своё лицо, свою уникальность, стала ближе к развлекательному центру. Между тем во всём мире интерес к живописи вновь растёт. Так, в Англии знаменитый Чарльз Саатчи в своей галерее провёл выставку «Триумф живописи». И у нас наметился возврат к высоким традициям ремесла. В прошлом году в Новосибирском художественном музее я курировал выставку «Всякие сказки», включавшую работы именитых мастеров современного российского искусства и молодых художников «актуального реализма»…

— Да, там был такой мощный посыл жизни и творчества, с одной стороны, с другой — сказочные миры через традиции, того же Билибина, к современности…

— Это тенденция нашего времени. Есть также термин «метамодернизм», который придумали голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен. В разных местах и группах в него вкладывают разное, но это попытка определить новую реальность в искусстве. Метамодернизм не пытается удивить каким-то новым формальным стилем, для него характерны более содержательные аспекты. Есть разные попытки идентифицировать себя с метамодернизмом, одна из них — это московские новые реалисты. Они и были на выставке «Всякие сказки» — Егор Плотников, Иван Коршунов, Антон Кузнецов, Анастасия Кузнецова-Руф, Мария Сафронова и другие. И сейчас у них зреет новый интересный проект. Искусство не умирает, оно сохраняет свою притягательность. Сколько ни говорят про расчеловечивание человека, про кризис искусства — в музеях сейчас посетителей больше, чем когда бы то ни было в мировой истории. Очень много молодёжи, особенно в Петербурге и в других крупных городах.

— Действительно, выставка к 175-летию Василия Сурикова, организованная при поддержке правительства Новосибирской области, собирала тысячи посетителей за выходные.

— Совершенно верно, в художественном музее стало больше ярких и масштабных проектов, в своё время мы даже мечтать не смели привезти сюда «Завоевание Сибири Ермаком» Сурикова — гигантских форматов работу. И в этом смысле надо отдать должное Екатерине Болдыревой, директору Новосибирского художественного музея, которая сумела и бюджет выбить, и повернуть маршрут выставки в Новосибирск, и провести её на высочайшем уровне. Пользуясь случаем, хочу пригласить новосибирских зрителей на выставку «Васильевский остров». Мне было важно показать этот проект в Новосибирском музее, где я проработал больше 25 лет. Эта выставка — своеобразное путешествие в Петербург, на Васильевский остров, где стоит Музей современного искусства «Эрарта». Это самый узнаваемый из районов Петербурга, знаковое место, где собственно и началось новое российское искусство с начала XVIII века. Здесь и первый российский музей, и Академия художеств, и Санкт-Петербургский университет, филологический, художественный, географический факультеты, и знаменитый Горный институт, и Пушкинский дом (Институт русской литературы), и многое другое. Васильевский остров подобно Венеции окружён водой и является культурным и туристическим центром. И даже по численности населения есть сходство. Среди художников проекта — и те, кто живёт здесь, и те, кто испытывает с этим местом внутреннюю связь, как, например, московский художник академик Илья Комов. Он специально приезжал несколько раз в Петербург и писал пейзажи к этому проекту. Любопытно, что его отец — скульптор Олег Комов — был знаком с новосибирским художником Николаем Грицюком, в их московском доме висят четыре работы Николая Грицюка.

— Ваши проекты ездят от Петербурга до Владивостока. «Васильевский остров» уже где-то был представлен?

— Мы показали его в Липецке, поскольку со-куратором проекта выступила художница, арт-директор Липецкого музейно-выставочного центра Ольга Буева. Она с сотрудниками несколько раз приезжала в Петербург, мы вместе объезжали художников, собирали работы. Музейный автобус с работами совершил три рейса туда-и-обратно. В итоге выставка «Васильевский остров» была представлена в Липецке, под неё был выделен двухэтажный особняк середины XIX века с семью залами. В апреле, после экспонирования в Новосибирске, выставка отправится в Санкт-Петербург, а в конце июля откроется в музее «Эрарта». На выставке мы стремились показать разнообразие художественных манер, но сохранить интонационное единство. Заметная часть авторов «Васильевского острова» входит в сообщество художников «Безнадёжные живописцы», существующее уже двадцать лет. Среди них — Анатолий Заславский, Роберт Лотош, Арон Зинштейн, Алла Давыдова, Юлия Линсбах, Юлия Сопина, Вероника Леонтьева, Илья Овсянников. В основном, они разрабатывают авторские версии петербургского романтического экспрессионизма. Среди участников выставки также художники, входившие в интригующий проект «Санкт-Петербургская академия современного искусства бессмертных» — Николай Сажин, Феликс Волосенков, Латиф Казбеков, представитель группы «Эрмитаж» Юрий Гусев, Владимир Шинкарев, придумавший в своё время «Митьков», а также уникальные Александр Петров, Александр Косенков, Рубен Монахов, Владимир Хахо, молодые художники Даниил Троянов и выросший в Новосибирске Алексей Воробьев. Представлены работы скульпторов Роберта Лотоша, Ирины Ярошевич, Фёдора Крушельницкого, Владимира Цивина.

— Чем живёт сегодня «Эрарта»?

— Развивается, проводит с прошлого года общероссийскую «Эрарта-Премию». У организаторов «Эрарты» была своя установка — искусство должно быть понятно любому человеку с самым обычным высшим образованием, таких теперь большинство. В экспозиции — широкий стилевой диапазон, разнообразие тем и проектов, зритель с любыми предпочтениями всегда найдёт что-то своё. Ежегодно музей посещают почти полмиллиона зрителей. Одновременно на пяти этажах проходит до восьми выставок. Приглашаем новосибирцев в гости на Васильевский остров, в музей «Эрарта»!

— Расскажите об «Эрарта-Премии», есть какие-то особенности в 2024 году?

— В роли жюри премии выступают зрители. На конкурс в этот раз было подано 2 600 заявок, в итоге отобрано 40 работ. Общий призовой фонд — 3,5 миллиона рублей. Сегодня это самая крупная общероссийская, хоть и не государственная, но тем не менее музейная премия в области современного искусства. Интересная особенность в том, что в этот раз появилась возможность для всех жителей России голосовать за понравившиеся работы через интернет в каждом из трёх туров. Для этого нужно приобрести электронный билет, им можно воспользоваться, приехав в «Эрарту», или, если такой возможности не будет, проголосовать удалённо. Победителей определят не эксперты, а зрители. Кто получит большинство, тот и получит гран-при. Всем участникам положены премии в зависимости от мест, которые они займут. Те, кто займёт 15 последних мест, получат по 50 тысяч рублей. Те, кто окажется в следующей партии, получат уже по 75 тысяч. Прошедшие в третий тур 10 авторов-лауреатов борются за распределение призового фонда: попадание в десятку уже гарантирует выигрыш размером в 100 000 рублей для тех, чьи работы окажутся на местах с 10-го по 6-е. Далее занявший 5-е место, получит 125 000 рублей, 4-е место — 150 000 рублей, 3-е место — 175 000 рублей, 2-е место — 200 000 рублей, а победитель получит гран-при размером в 500 000 рублей. Таким образом, место и размер премии будут определяться числом поданных голосов, но в каждом туре можно снова голосовать, у зрителей есть возможность стать полноценными участниками этого процесса. Мы также приглашаем зрителей на творческие встречи с художниками. В прошлый раз после таких встреч люди шли голосовать за того художника, который их обаял. Такое общение важно и мастерам, и самим зрителям. Так в 2023 году выставку «Эрарта-Премия» посетили 60 тысяч человек. В этом году она будет работать с 9 февраля по 9 июня. Я приглашаю всех, кто окажется в Петербурге, оценить творчество современных художников — участников конкурса «Эрарта-Премия-2024».

СОБЫТИЕ

Выставка «Васильевский остров» в Новосибирском государственном художественном музее представляет более 80 живописных и скульптурных работ 24 художников — зрелых мастеров и молодых авторов. Кураторы Ольга Буева (Липецк) и Владимир Назанский (Санкт-Петербург) задумали её как встречу с современными петербургскими художниками, связанными с Васильевским островом видимыми и невидимыми нитями. Выставка работает до 11 апреля.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up