07.08.23

А то будет, как вчера

Как сегодня ведут себя люди в театре и почему то, что нормально для одних зрителей, неприемлемо для других? «Ведомости» провели собственное исследование

Новосибирские театралы наверняка помнят историю, как Олег Жуковский во время своего спектакля отобрал у зрительницы айфон и швырнул его на пол. Это происходило в театре «Старый дом», где Жуковский гастролировал со «Станиславским», я в то время помогала ему со светом, поэтому сидела на первом ряду и всё видела собственными глазами. Спектакль разгонялся по метафизическим рельсам, Жуковский ловил зрительские души в свои ловко расставленные сети, но женщина на первом ряду яростно переписывалась с кем-то в телефоне, а потом и вовсе ответила на входящий звонок. Олег остановил спектакль, слез со сцены, назвал зрительницу «дурой», выхватил телефон и запульнул его на последние ряды. Женщина ответила ему, что она будет жаловаться и ушла в огне. Потом эту историю культурный народ обсуждал с позиций «новой этики»: тварь ли дрожащая артист или право имеет, ломались копья и зубья, а я всё никак не могла понять — почему моя соседка так хамски вела себя в театре? С виду же приятный интеллигентный человек.

Маргарита Ревзина, историк моды, лингвоэксперт: «В картинной галерее малыш канючил: “Мама, а где попкорн, ну мама, где попкорн?” Ещё вспомнился очень забавный эпизод в оперном. Оркестр исполняет увертюру, в первом ряду партера дама раскрывает шоколадку, шурша фольгой, а дирижёр, продолжая махать палочкой, оборачивается и изумлённо смотрит на даму. Испанский стыд. И почему-то вспомнилось, как в советское время женщины не снимали в театре высокие норковые шапки. А нас учили непременно переобуваться в туфли и надевать самые красивые платья. Я помню, как приятно было видеть в театре своих нарядных друзей-одноклассников».

Если в XIX веке глубина дамского декольте регулировалась местом в зрительном зале по принципу «чем ниже ярус — тем глубже вырез», то сегодня культурный дресс-код не так строг в своих предписаниях. «И раньше, и сейчас в театрах видела хорошо одетых людей, — пишет культурный блогер Елена Антонова. — Видно, что люди собирались пойти, что они не на бегу, на ходу заскочили абы как, а готовились к этому событию. Здесь мало что изменилось, на мой взгляд». Если сделать общий «дресс-срез», то действительно — люди по-прежнему считают поход в театр или на выставку-концерт событием, требующим особого отношения к их транслируемому в социум образу. Но если вглядеться пристально, то можно заметить, как неуклонно снижается градус культурной пафосности в обществе. В том же НОВАТе, несмотря на обилие дамских комнат, не все дамы приносят с собой «вторую обувь», хотя в советские времена ходить в сапогах по паркету считалось дурным тоном. Я знаю лично людей, использующих поход в НОВАТ как способ продемонстрировать свой вкус и достаток, но общая тенденция всё-таки идёт к упрощению — всё больше людей приходит в театры и на выставки в кэжуал-образах.

— Само понятие культурного пространства стало шире, — считает заместитель начальника управления молодёжной политики министерства образования НСО Михаил Бортников. — Это теперь не только театр или концертный зал, но и неформальное место встреч. То есть не только про искусство и профессиональное творчество, но и про социальные связи и научение друг у друга.

Валерий Мельников, православный журналист: «Знакомый посетил концертный зал по абонементу. Женщины были в основном в вечерних платьях. Вдруг увидел там общую знакомую, одетую в молодёжный брючный костюм (очень крутой) и с рюкзачком за спиной. Общей знакомой далеко за 60».

Ольга Жеребчикова, зоопсихолог: «Мои дети после фразы “Мы идём в театр” вздыхают и лезут в шкаф за рубашками. Потому что в театр они в майках не ходят».
Театральный бич
Юрий Гладких, работает в театральной охранной сфере: «Многие зрители, пробираясь к своему месту, двигаются вдоль ряда спиной к сидящим... Моветон, конечно... Ладно бы это, но некоторые норовят пронести в зал гамбургеры, мороженое, кофе и другие яства, превращая тем самым театр в харчевню... для которой вполне подошли бы трикотажные пижамные пары пастельных тонов для особо расслабленных зрителей. Ещё бы поп-корну в вёдрах...»

Психологи считают, что идеи общества потребления, когда человек хочет испытать все тридцать три удовольствия в один присест, добрались и до театров. И если филармонические концерты подразумевают некую строгую академичность, то театр как живое пространство, где зачастую стирается грань между действом и зрителем, ловит все последние тенденции. Всё чаще люди идут в театр за «отдыхом», который, как известно, часто ассоциируется с чем-то вкусненьким — по ассоциации с кинокомплексами, где людей сопровождают вёдра попкорна и шоколадки. В Новосибирске, слава театральным богам, такие ситуации — скорее исключение, чем правило, публика у нас замечательная и тонкая.

Лариса Швидко, пользователь социальной сети «ВКонтакте»: «Новогодние праздники, мы в оперном, на первом ряду. Дамы в вечерних нарядах. Через проход, тоже на первый ряд, вошла и разместилась группа дам из Поднебесной. Они разулись и сидели босиком. В антракте я решила сделать фото на фоне занавеса, встала возле оркестровой ямы с сумочкой, — ко мне сразу подошла капельдинер: нельзя ставить сумочку на край ямы! Чувствую запах еды, перевожу взгляд на дам из Поднебесной, а они едят на первом ряду бутерброды!».

Люди, которые приняли участие в нашем мини-исследовании, поделились: очень раздражает, когда впереди сидящие люди начинают во время действия писать сторис или делать фотографии на камеру телефона. Это просто бич какой-то театральный! Зрители записывают контент для своих соцсетей, забывая, что за ними сидят другие люди, которые в эти мгновения выпадают из коллективного психологического процесса. А ведь существуют спектакли, где нельзя терять связь с космосом сцены, ибо потом трудно догнать уходящий поезд. К примеру, на спектакле «Котлован» в «Старом доме» категорически запрещены видео и фотосъёмка — перед началом спектакля «закадровый голос» предупреждает: «И выключите, пожалуйста, ваши телефоны. А то будет, как вчера». Но, невзирая на предупреждения, всё равно снимают.

— Одна из причин выкладывать свою личную жизнь в социальные сети — это самоутверждение и ожидание психологических поглаживаний от социума, — считает гештальт-терапевт Зоя Титкова. — «Смотрите, какой я молодец! Пошёл вчера в театр!» — как бы говорит нам человек. И в этом, разумеется, нет ничего странного — в наше время публичности-то. Другое дело, что люди мешают другим людям, но сегодня — эра индивидуализма, поэтому такие вопросы никого сильно не тревожат.

Головная боль всех театральных администраторов — это граждане опаздывающие. Ладно, если человек попал в пробку, опоздал на несколько минут и тихонечко, ведомый за руку администратором, пробирается на ближнее от входа место. А если опоздал на 30 минут, но пытается взять штурмом зрительный зал, потому что «уплочено»? И грозится дойти до директора, считая, что он потребитель, а значит — имеет право? Мы не собираемся в этом тексте петь дифирамбы «как было хорошо раньше», но, к сожалению,  идеи общества потребления постепенно смещают в наших головах центр поведения в публичных местах. Нравоучения мы тут не читаем, а вот памятку, которая была размещена в паблике «Театральная вешалка», публикуем. Хороших культурных впечатлений!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ
  • В театр не опаздывают. Опаздывая, вы теряете своё место. И не можете требовать пустить вас или заставлять встать человека с вашего места.
  • Пропуская людей в своём ряду, необходимо встать, если позволяет пространство.
  • Проходя по ряду, вы проходите ПЕРЕДОМ к другим зрителям.
  • Вас просят отключить телефон, а не выключить звук. Необходимо уметь слушать. Вибрации не должно быть в театре! Авиарежим или выключенный телефон. ТОЛЬКО.
  • Снимать во время спектакля можно только в том случае, если до спектакля идёт объявление о разрешении со стороны театра. Снимать везде можно только поклоны.
  • Для вас предназначен только ОДИН подлокотник на вашем месте — он с правой стороны.
  • Не нужно аплодировать после удачных сцен, шуток, классно исполненных песен и так далее. В театре аплодируют только на поклонах либо приветствуя легендарного актёра при его первом появлении на сцене.
  • В театре НЕ ЕДЯТ! Если речь не об антракте. В театре пьют из пластиковых бутылок.
  • Никому не интересны ваши обсуждения с соседом во время спектакля, даже шепотом. Любое общение во время спектакля — это хамство.
  • В театр давно не нужна сменная обувь, платья с париками и так далее. Ходите в чём удобно, в чём бы вы пошли в кафе, в гости, на учёбу, на работу.
  • Убегать из зала до окончания поклонов — дурной тон.
Наталия ДМИТРИЕВА
back

Материалы по теме:

15.05.24 Искусство по правилам

Культурный этикет: как вести себя в театре, кино и на филармонических концертах?

up