07.06.23

Анна в полёте

Художественный руководитель хореографического училища и балетной труппы НОВАТа, прима-балерина Анна ОДИНЦОВА — о профессии танцовщика, наставничестве и учителях

ДОСЬЕ АННА ОДИНЦОВА
Окончила Новосибирское государственное хореографическое училище в 1998 году и с этого времени работает в театре. В 2016 году завершила образование в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а в июле 2022-го окончила магистратуру Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Заслуженная артистка России, обладательница диплома премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль в балете (Близнецы Ибеджи, «Весна Священная» Стравинского) и  специального приза премии «Парадиз».

 

Танец Анны Одинцовой похож на полёт — воздушный, сильный, нежный, изящный, увлекающий. И кажется, что гравитации не существует. Романтичная Аврора, Одетта, Жизель, роковая Эгина и Одилия. Она перетанцевала практически весь репертуар. Полгода назад прима-балерина Новосибирского областного театра оперы и балета Анна Одинцова стала художественным руководителем Новосибирского хореографического училища, а в апреле возглавила балетную труппу НОВАТа. Каково это — совмещать две должности и оставаться примой-балериной?

— Анна, как балет вошёл в вашу жизнь, с чего всё начиналось?

— Балет начал входить в мою жизнь рано. Первая программка датирована 1983 годом, где партию Сильфиды исполняла мой педагог выпускных классов в училище — заслуженная артистка РСФСР Людмила Кондрашова. Вторым заходом была «Спящая красавица», которая произвела на меня сильное впечатление. Мне было 8 лет, после просмотра я сама сделала макет сцены из балета с предметами декораций, занавесом и фигурками солистов. Именно в этом возрасте пришло осознание, что хочется себя попробовать в танце. Мы с мамой нашли танцевальный кружок, где я и занималась некоторое время. А незадолго до поступления в хореографическое училище я уже занималась в дошкольной балетной студии. Потом были вступительные экзамены.

— Легко поступили, волновались ли?

— Я пришла в училище неподготовленная, не зная балетных терминов и движений, дико закомплексованная, но с большим желанием танцевать. Мама завела меня в НГХУ, а сама ушла на рынок за продуктами (тогда это было настоящей проблемой). Танцевала я танец «Падеграс», который выучила в балетной студии при училище. Так оказалось, что из той группы девочек подготовительного отделения в нашем классе я осталась одна, позже всех пришедшая, ничего не понимающая. Вначале было очень сложно и непонятно, зачем столько занятий, а танцев так мало. Сейчас понимаю, что, возможно, обучение с нуля — это неплохо, потому что зачастую педагоги тратят драгоценное время на переучивание детей, которых неправильно обучили в дошкольном образовании, а не на освоение программы.

— Есть разница между тем, как было устроено обучение тогда и сейчас?

— Принципиальной разницы нет. Все будущие артисты балета как обучались, так и продолжают обучаться по системе русской балетной школы, методику которой впервые описала в своём учебнике 1939 года Агриппина Яковлевна Ваганова. В этом сила нашего русского балета. Если говорить о новосибирской школе, во время моего обучения я не помню таких предметов, как ритмика, гимнастика, и современного танца было меньше.

— Чему вас учили ваши педагоги?

— Ходить, бегать, прыгать, держать ноги, вращаться, танцевать, играть на фортепиано, читать книги, любить балет. Долгие годы я боялась мнения и осуждения своих педагогов, только сейчас понимаю, насколько это было глупо. Они такие же люди, как и я, как вы, — обычные. Но в детстве мы воспринимаем педагогов не всегда правильно. Недавно брала интервью у своих артистов и вот, что хочу сказать: в них до сих пор живёт искренняя благодарность своим педагогам. Я очень уважаю коллег-артистов за честность, искренность и душевные воспоминания о школе.

— Расскажите о своих педагогах.

— Мой педагог младших (1-5) классов — заслуженный работник культуры РФ Галина Васильевна Юдаева. Она обучала нас всему: основам, позициям, движениям, дала монументальную базу. Именно в этих классах необходимо вовлечь ученика в процесс исполнения движения, где нужно не только запомнить и повторить, но и придать выразительность и смысл этому движению. Теперь Галина Васильевна преподаёт теоретические предметы — «Введение в профессию» и «Историю балета». Педагогом выпускных классов, как я уже сказала, была Людмила Яковлевна Кондрашова, она дорабатывала нашу пластичность, выразительность и умение танцевать. Планомерно украшала и готовила нас к театральной практике. Ведь в дальнейшем нам предстояла работа с различными педагогами и балетмейстерами.

— В России отмечается Год педагога и наставника. В чём заключается смысл наставничества в балете?

— Наставник — это человек, направляющий на «путь истинный», поддерживающий, помогающий постичь тайны мастерства нашей нелёгкой профессии. В моей жизни, слава богу, есть такой человек — это народная артистка РСФСР Лариса Николаевна Матюхина-Василевская, которая начала работу со мной в 18 лет. Именно она начала передавать мне свои знания и опыт, вместе с ней я доросла до заслуженной артистки России. Моими педагогами в театре являются и народная артистка России Татьяна Олеговна Кладничкина, и дипломант международного конкурса Галина Седова. Также я работала с народной артисткой СССР Лидией Ивановной Крупениной и заслуженной артисткой РСФСР Ниной Ивановной Фуралевой. Сейчас, перечисляя их имена, я осознаю, какие балетные легенды уделяли мне своё драгоценное время и тратили силы. У каждой из них я училась и продолжаю учиться, брать всё лучшее. Нужно это помнить и ценить.

Анна Одинцова в балете «Дон Кихот» на сцене НОВАТа.

— В училище в этом году юбилейный выпуск — 60 лет. Сколько ребят завершает учёбу и как сложится их трудоустройство?

— Выпускной спектакль по традиции проходит на большой сцене театра. Чувствую волнение и ответственность за ребят. Одно дело — когда ты отвечаешь только за себя, за свои нервы и переживания, совсем другое — когда на сцене не ты, а много детей, которые должны рассчитывать только на себя и выполнять заданные технические сложности. В этом году выпускаются 17 человек. Многие ребята уже приняли решение, в каких театрах будут работать. Несколько человек ещё не определились. Думаем, ищем…

— Сейчас вы сами педагог, художественный руководитель НГХУ. К чему бы вам хотелось подготовить ваших учеников, какое напутствие дать?

— Балет — профессия не из простых. Бывают взлёты и падения. И в прямом смысле — на сцене бывают травмы, и в переносном — неудачи, недовольство собой в спектаклях. Приходится каждый раз заставлять свой организм не сдаваться, не опускать руки и ноги. Брать и делать!

— В НОВАТе недавно поставили балет «Анюта», с труппой работал легендарный танцовщик, создатель балета Владимир Васильев. Как проходили эти репетиции?

— Репетиций и прогонов было много, поэтому переживала, что артисты устанут не только физически, но и эмоционально. Но работа с таким мэтром, как Владимир Викторович Васильев была настолько интересна, что даже по прошествии времени уже без постановщика видно, как процесс исполнения нравится артистам. Васильев в свои 83 года — как батарейка «энерджайзер»: работал почти без отдыха, тем самым заряжая артистов, рассказывая истории, подоплёку происходящего, подводя к пониманию персонажа, нужному исполнению и эмоциям.

— Какие задачи вы перед собой ставите как руководитель балетной труппы, помимо должностных?

— Необходимо сохранить и приумножить труппу талантливыми кадрами, сохранить в должном качестве идущие спектакли, работать с новыми и возобновляемыми спектаклями, вычищать, улучшать, вдохновлять и объединять артистов в едином эмоциональном порыве. Театр существует для зрителя и, как говорил классик, начинается уже с вешалки. При этом руководитель должен быть большим художником, видеть профессиональные возможности актёров, наличие или отсутствие способностей для исполнения тех или иных ролей. Также считаю сочетание профессиональных, организаторских и человеческих качеств важным условием для формирования настоящего руководителя.

— У вас будет возможность и время самой выходить на сцену?

— Летом после отпуска — очень на это надеюсь. Пока дети в училище будут на каникулах, я намерена вернуть своё тело в форму и посвятить некоторое время себе, а не другим.

— Учёба в РАНХИГС, а затем в магистратуре Академии Вагановой — когда вы всё успевали с такой занятостью в репертуаре?

— Да, было непросто. Однако, в театре репертуар между солистами распределяется не так, как в кордебалете, когда каждый вечер ты на сцене. Хотя я всегда много была занята, выходила на сцену по 13-19 раз в месяц и не только в сольных партиях, и на учёбу времени хватало. Сложно, тут главное — заставить себя сесть и сделать. Учёба и балет научили меня дисциплине и умению решать поставленные задачи, к которые порой не знаешь, как подступиться. Мучаешься-мучаешься, а потом решение приходит.

— Столько прекрасных женских образов вы воплотили на сцене, какую партию вам ещё хотелось бы исполнить? О чём вы мечтаете?

— Сейчас я мечтаю о партии Кармен — этот образ интересный, яркий, опасный, многогранный. И некоторые зрители намекают и просят об исполнении этой партии.

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлено НОВАТом

 

back

Материалы по теме:

13.12.23 Диалоги о добром

Учительская династия, директор-волонтёр и победители конкурсов — итоги Года педагога и наставника подвели в Новосибирской области

14.11.23 Тьютор и наставник

Законопроект о наставниках несовершеннолетних вошёл в план работы заксобрания НСО на 2024 год

03.05.23 К самым истокам

Как учитель литературы Людмила ЯКОВЛЕВА увлекла краеведением несколько поколений учеников

09.03.23 Учить и вдохновлять

Онлайн-уроки, акции, педагогические диктанты — в Новосибирской области стартовала программа Года педагога и наставника

up