Диванные цари
Что такое бытовая инвалидность и как не вырастить ребёнка, который ничего не умеет?
По опыту психологов, бытовыми инвалидами чаще всего становятся мужчины.
Сейчас сыщется мало людей, которые хотят делать что-либо своими руками. В большинстве случаев причина кроется в том, что они попросту этого не умеют. И даже банальная уборка в доме для них становится непосильной ношей. За такими неумёхами в обиходе прочно закрепился термин «бытовой инвалид», для которых окружающие вынуждены выполнять функции прислуги: принеси, подай, накорми…
— Бытовая инвалидность в психологии — это термин, описывающий состояние, при котором человек испытывает значительные трудности в выполнении повседневных задач и обязанностей из-за психических или эмоциональных проблем. Это может проявляться в неспособности самостоятельно справляться с рутинными делами и зависимости от других, — объясняет психолог Екатерина Сизикова.
Но почему всё меньше тех, кто обладает навыками, не считающимися чем-то из ряда вон выходящим? Казалось бы, все учились в школе, где приходилось на уроках технологии пилить дощечки и шить фартуки, а потом в домашних реалиях у этих же людей не получается собрать мебель по подробнейшей инструкции или пришить пуговицу на рубашку. Сегодняшние уроки труда совершенно не похожи на те, что были в советской школе, выпускникам которой подвластны если и не все, то очень многие дела.
— Раньше уроки по труду были нацелены на то, чтобы уже с детского возраста обучить навыкам различных специальностей. Везде были мастерские с необходимым оборудованием — столярным, швейным, кухонным. Начиная с пятого класса учащиеся углублённо изучали основы домоводства или столярного дела. Сейчас же школы нацелены больше на интеллектуальное развитие, а мастерские заменяются студиями для записи видео, что интересует нынешнюю молодёжь больше, чем ручной труд, — говорит учитель труда Тамара Данилова.
- 1. Трудности с повседневными обязанностями даже тогда, когда вся окружающая обстановка кричит о том, что пора бы что-то сделать.
- 2. Зависимость от других в обычных бытовых делах или желание изобразить неумение, непонимание решения вопроса.
- 3. Планирование бытовых задач вызывает негативные эмоции и/или состояния: злость, тревожность, беспомощность, физическая усталость, головные боли и другие симптомы.
- 4. Нет сил и желания что-то начать делать. Склонность постоянно откладывать, не замечать проблему. Бытовая прокрастинация.
- 5. Неудовлетворённость собой и своей способностью справляться с повседневными обязанностями.
Но дело даже не в различии школьных программ, утверждают психологи. Таким навыкам, как пришивание пуговицы, должны учить прежде всего родители, потому что именно их пример влияет на сценарий, в котором повзрослевший ребёнок будет жить и выстраивать свои отношения.
— Дети в первую очередь принадлежат семейной системе, а не школе. Часто родители оберегают детей, не дают им поручений, делают за них всё сами, потому что так лучше и быстрее. А где детям взять навык и умение? Кроме того, если быть до конца откровенными, то и не все родители что-то умеют делать своими руками. Сейчас стало обычным делом обратиться к специалистам, которые испекут торт, подошьют брюки, починят кран, сделают ремонт, построят дом и посадят дерево. Жизнь упростила многие бытовые занятия, — комментирует Екатерина Сизикова.
Среди других причин психолог Алексей Овчинников упоминает инфантильность. Инфантил — это «взрослый ребёнок», в мышлении которого есть определённые черты, характерные для детского возраста. Он не несет за себя ответственность, отказывается исполнять нормы и правила поведения, не способен принимать самостоятельные решения, у него незрелые суждения и нет жизненных целей. И со стороны иной раз кажется, что бытовые инвалиды — это и есть взрослые дети, которые не могут позаботиться о себе.
Однако инфантилизм необязательно приводит к бытовой инвалидности. Ведь инфантил может ради себя подняться с дивана и что-то сделать. Специалист подчёркивает, что у обоих типов поведения один общий корень: за ребенка всё делали и не давали проявлять самостоятельность.
Бесспорно, в появлении бытовой инвалидности могут быть замешаны факторы посерьёзнее. Она может возникать в результате различных психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства или последствия травм. И в этом случае на такое человеческое поведение даже будет стыдно злиться. Но чаще всего во взрослом возрасте бытовая инвалидность становится результатом выбора самого человека, для того чтобы снять с себя ответственность, привязать к себе партнёра и переложить на него функцию выполнения бытовых задач.
- С детьми обязательно нужно заниматься, проводить время и показывать своим примером, как можно решать различные задачи. При этом мама должна выполнять свои задачи, а папа — свои. Если мама будет показывать, как она чинит кран, пока папа «сидит» в телефоне, ребёнок, конечно, научится его чинить, но и научится тому, что сама ситуация вполне нормальная. Родители же так живут.
- Распределите детям их домашние занятия. Привлекайте их к уборке (для начала хотя бы их комнаты), покупке продуктов и готовке элементарных блюд.
Пока никто не брался за то, чтобы подсчитать количество бытовых инвалидов в обществе. Да и сделать это будет крайне сложно — никто же не признается. Именно поэтому трудно сказать, кого среди них больше — мужчин или женщин. Но по опыту психологов складывается ощущение, что в основном любят отлынивать от бытовых задач мужчины.
— Если смотреть на бытовую инвалидность как на способ перекладывания обязанностей, то чаще всего среди моих клиентов женщины высказывают обеспокоенность тем, что им по дому приходится выполнять и мужские обязанности. Муж не готов починить кран, вызвать рабочих и взяться за другие дела, ссылаясь на загруженность. И крайне редко я слышу от клиентов-мужчин, что женщина не выполняет свои бытовые задачи, хотя и такое тоже встречается. В процентном соотношении — примерно 70/30, — уточняет Екатерина Сизикова.
Самая главная ошибка родителей, которая приводит к бытовой инвалидности их детей, говорят эксперты, — то, что они не дают ребёнку выполнять домашние обязанности, потому что считают, что он ещё маленький, может обжечься или порезаться. Но когда чадо изъявляет желание сделать что-либо самостоятельно, не нужно его от этого отговаривать, наоборот, надо подобрать ему занятия по возрасту, потому что у него начался тот период, когда должны сформироваться и закрепиться навыки, которые пригодятся в будущем.
— Сейчас XXI век, он очень активный и подвижный. Все люди постоянно находятся в спешке. И родители тоже куда-то торопятся. Им действительно проще сделать всё самим за ребёнка, нежели дождаться, когда он сначала поймёт, что от него нужно, а потом начнёт это медленно делать. Но цель не в том, чтобы выполнить ту же уборку на скорость, а в том, чтобы научить ребёнка вам помогать. Торопясь, можно будет добиться лишь того, что дети останутся зависимы от вас в бытовом плане, — говорит Алексей Овчинников.
Если же родители будут решать за ребёнка все его задачи, он не получит нужного опыта, не поймёт, насколько многие обязанности легки и просты в выполнении, а когда настанет его время выйти в большой мир, он окажется там абсолютно один, не приспособленный ни к чему. Для него в этом случае не будет никаких проблем: он попросту привык, что за него всё делают, и будет искать людей, которые будут за него выполнять все обязанности. Но разве кому-то нужен такой балласт?