06.10.23

Переведи часы назад

Технологии активного долголетия, создание «таблеток от старения» и предотвращение деменции обсудили на форуме OpenBio

Курс — 120

Средняя продолжительность жизни неуклонно растёт. Факт, на первый взгляд, позитивный, однако у него есть оборотная сторона — чем старше человек становится, тем более он подвержен возрастным недугам. Как прожить долго, сохранить физическую активность и ясность мысли, обсуждали учёные разных специальностей на экспертной сессии «Технологии жизни» в заключительный день работы форума OpenBio, проходившего в наукограде Кольцово при поддержке правительства Новосибирской области.

Международный эксперт в области метаболического и гормонального здоровья, кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог Ольга Рождественская представила график, отражающий рост максимальной продолжительности жизни на протяжении последних 65 лет, согласно которому линия тренда уже достигла 117 лет для женщин и 114 лет для мужчин. Вполне вероятно, что в XXI веке жизнь длиной в 120 лет перестанет быть чем-то из ряда вон выходящим. Поэтому столь важной становится работа по поиску биомаркеров старения и созданию препаратов для биопротекции, подчеркнула Ольга Рождественская.

Эксперт особо остановилась на самом популярном факторе риска возникновения сердечно-сосудистых патологий — повышении массы тела, которое часто становится и причиной жировой болезни печени. Гормональные изменения, происходящие с возрастом, влекут за собой множество негативных последствий: снижается метаболизм, нарушается сон, повышается тревожность, появляется склонность к перееданию. Курение и алкоголь заметно ускоряют снижение гормонального фона. Согласно последним данным, 44% женщин в период постменопаузы имеют избыточную массу тела, а 23% страдают ожирением. Частота возникновения таких проблем у них в 2–5 раз выше, чем у мужчин, из-за более низкой скорости обменных процессов.

Врачи-эндокринологи обращают особое внимание на профилактику старения репродуктивной системы. Пациентам объясняют, как надо изменить образ жизни, чтобы снизить риск возникновения сердечно-сосудистых катастроф. Одна из главных задач — нормализация сна. Она зависит от выработки мелатонина — главного нейроэндокринного гормона эпифиза (шишковидной железы).

Эпифиз называют «часами старения», которые решают, когда человек начнёт стареть. Деградация организма начинается после того, как запускается процесс старения самого эпифиза.

Ещё одна задача, самая сложная, — очистить от жира печень. Его накопление может привести к патологическим изменениям состава крови, ожирению других органов, развитию диабета и гипертонии. Ольга Рождественская привела три способа решения этой непростой задачи. Первый — лечебное голодание, но это может быть непросто для пациента даже под наблюдением специалиста. Второй — интервальные тренировки с чередованием интенсивности нагрузок, вызывающие резкие колебания пульса. Третий — кетодиета, резко ограничивающая углеводы и заставляющая печень брать энергию из внутреннего жира. Кетодиеты применяют в лечении многих метаболических заболеваний. Но это обязательно должен быть кратковременный процесс, протекающий под наблюдением врача, подчеркнула эксперт.

Ольга Рождественская критично оценила столь популярную сейчас теорию боди-позитива, призывающую принимать себя таким, какой ты есть. Ожирение — это болезнь, которую необходимо лечить, уверена она. В случае морбидного ожирения, когда индекс массы тела достигает 40 (при норме 18,5–24,5) повышенный инсулин приводит к тому, что «аппетит оказывается сильнее воли», и без специальных препаратов эту зависимость не преодолеть.

КОММЕНТАРИЙ

Ольга РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, врач-эндокринолог:
— Ожирение — это диагноз, который не снимается со временем. Даже если человек снизил вес со 160 до 55 килограммов, диагноз остаётся: ожирение в стадии ремиссии.
Отсрочка для старости

Об изучении биомаркеров старения и о создании препаратов, которые помогут замедлить этот процесс, рассказал директор Института биологии старения Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Алексей Москалёв.

Существует очень большое количество биомаркеров старения — это молекулярные, клеточные, физиологические и психологические параметры, которые подвержены изменениям в процессе старения.

Препараты, именуемые геропротекторами, призваны тормозить этот процесс, возвращая параметры в «молодое» состояние. Сама гипотеза геронауки предполагает, что, воздействуя на сам процесс старения, а не на конкретные возрастные заболевания, потенциально можно предотвратить или отсрочить сопутствующие проблемы или смягчить их.

Учёный рассказал, что в 2023 году был создан международный консорциум для определения наиболее эффективных биомаркеров старения, которые потом можно использовать, чтобы выявлять и оценивать вмешательства, способствующие здоровому долголетию.

По словам Алексея Москалёва, сейчас проводятся доклинические исследования более чем тысячи препаратов, которые, как уже доказано, могут продлевать жизнь и замедлять старение лабораторных животных. Выявлены наиболее информативные биомаркеры, за рубежом проводились исследования по воздействию на них. В научных публикациях открытого доступа (MDPI) приведены результаты двухнедельных спа-процедур для группы из 43 человек — их биологический возраст в среднем уменьшился на три года (от 1,2 до 4,79 года). Ещё одно исследование с применением биологически активных добавок для двух групп мужчин и женщин в возрасте 40–65 лет, одной из которых давали препараты, а другой — плацебо, подтвердило: биологический возраст у тех, кто входил в первую группу, уменьшился.

Всё это означает, что создание геропротекторов, которые реально могут стать «таблетками долголетия», — задача вполне реальная.

КСТАТИ
Около 200 заболеваний сегодня определяются как зависящие от возраста.
Как карты лягут

Как сберечь свой мозг в относительной сохранности и можно ли повернуть вспять болезнь, если она уже случилась? Взгляд рентгенолога на нормальное и патологическое старение мозга представила на форуме врач лучевой диагностики, сотрудник Центра диагностики и телемедицины департамента здравоохранения Москвы Анна Хоружая.

До 14 лет у человека происходит формирование активных модулей мозга, до 29 лет он наращивает свои связи и сохраняет активность между модулями, а затем начинаются медленные, но неизбежные дегенеративные процессы.

Объём мозга из года в год становится меньше, после 55–60 лет этот процесс становится более интенсивным. Как с помощью лучевой диагностики отличить нормальные изменения от выходящих за пределы нормы? Здесь, конечно, большое значение имеет опыт специалистов, проводящих исследования. Неоценимую помощь им должны оказать недавно созданные с помощью последних достижений нейровизуализации карты нормального старения мозга. Как сообщила Анна Хоружая, они обобщают огромные масштабы информации и объединяют результаты 124 тысяч МРТ-исследований в диапазоне от 115 дней от зачатия до 100 лет, объём данных — более одного петабайта (1 петабайт = 1 млн гигабайтов). Эти работы имеют гигантскую важность, подчеркнула эксперт. Диаграммы индивидуального развития и старения мозга определяют возрастные нормативы процессов, помогают выявить факторы, воздействующие на его структуру, и оценивать особенности при клинических расстройствах. Фиксировать патологические изменения помогают системы искусственного интеллекта.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА и Александра ГРИБАКИНА
back

Материалы по теме:

05.10.23 Недолго ждать

Форум OpenBio-2023. Онлайн-маркеты для исследователей становятся всё более популярными

04.10.23 Музыка процессов

От трансплантации клеток до технологий долголетия — в наукограде Кольцово прошёл юбилейный форум OpenBio

03.10.23 Враги человечества

Можно ли предсказывать появление новых инфекций, как погоду, и какие вирусы угрожают населению Земли?

up