06.03.25

Формула музыкальной магии

Ведущий ретро-дискотек Александр ЧУСОВИТИН — о любимых хитах новосибирцев и самых красивых в мире женщинах

ДОСЬЕ
АЛЕКСАНДР ЧУСОВИТИН
Актёр, режиссёр, в течение многих лет ведущий музыкальных программ на радио «Юнитон», педагог-организатор в школе №45, руководитель театральной студии, DJ, автор и участник проекта «Звёзды дискотек» с Алексеем Куприянцевым.

— Александр, билеты на ретро-дискотеки разлетаются мгновенно. В чём их феномен и почему люди любят песни прошлых лет?

— Сегодня как таковых дискотек уже нет — сама форма такого времяпрепровождения канула в прошлое. В первую очередь, потому что нет специализированных танцплощадок — есть бары, рестораны, места, где можно вкусно поужинать, выпить. И быть может, при наличии свободного пространства — немножко подвигаться. Тем более что среди огромного количества заведений мест, где бы взрослый человек мог себя почувствовать уютно и услышать музыку, которая ему нравится, не так много. Возможно, поэтому и пользуются популярностью наши программы. И конечно, происходит некая музыкальная магия, благодаря тому что наш творческий тандем с Алексеем Куприянцевым имеет большой опыт — мы сами родились в то время, танцевали под эту музыку, любим её и передаём эту любовь людям. Они это чувствуют и возвращают нам и любовь, и энергию.

Если говорить о любви к песням прошлых лет, есть у меня одна версия, не знаю, насколько она верна. Может быть, когда людям не ясно их будущее, а там, в далёкой юности всё было очень понятно и хорошо, они вновь хотят туда вернуться.

— А если мы нарисуем портрет гостя (гостьи) ретро-дискотеки, кого мы увидим?

— Совершенно точно — возраст не принципиален. К нам приходят и наши ровесники, и люди постарше, и молодёжь. Последняя — это и к ответу на предыдущий вопрос: видимо, на волне модной ностальгической темы. Сейчас ведь ретротематика актуальна не только в музыке, но и в кино, и в одежде. На танцполе всегда больше женщин, поэтому часто шучу: у нас очередной праздник 8 Марта, который может быть и зимой, и летом.

— А в целом, какое у вас оборудование, что-то особенное?

— Обычное профессиональное. Сейчас уже не принципиально играть на виниле — важнее чувствовать тех, кто у тебя на танцполе, понимать их и стараться поддерживать правильный темпоритм дискотеки. Кто-то, наверное, скажет, что я говорю какую-то ерунду, что это же просто танцы — ставь себе музыку, да и всё. Если бы было так, то тогда, наверное, люди бы к нам не ходили, а выбирали другие места, где включают ретрохиты. У меня вот в марте 35 лет моей диджейской карьеры, то есть занимаюсь этим большую часть своей жизни, поэтому, поверьте, знаю, о чём говорю.

— Ты задаёшь движения со сцены тем, кто находится на танцполе. Как оцениваешь танцевальную культуру в нашем городе?

— Люди танцуют перед сценой, я их вижу. Но я не хореограф, мне сложно оценивать их профессионализм. Да и не хочется этого делать. А вот о градусе настроения можно говорить — и это для меня гораздо важнее. Хотя иногда смотрю фильмы 70-х — начала 80-х годов прошлого века и вижу, как органично люди чувствовали себя на дискотеках — они были культурным кодом того времени. А если про мои движения — это такой приём активизации публики, когда мы вместе, допустим, танцуем «Макарену», небольшой условный мастер-класс.

— А в других городах доводилось делать такие программы?

— Было время, поездили: Иркутск, Якутия… В Москве как-то выступали на вечеринке «Ретро-ФМ». Честно скажу, везде принимали отлично, такая вот магия нашего проекта. Казалось бы, всё просто, но подобного до нас никто не делал: ретро-музыка, общение, общее настроение.

— Какие композиции самые любимые, самые танцевальные у гостей дискотек?

— Что касается самых ярких произведений, под которые люди любят танцевать, это “It’s My Life”, это наш любимый Юрка Шатунов — «Белые розы», «Розовый вечер», «Седая ночь». В принципе, «Ласковый май» люди очень любят, как и «Мираж» — «Наступает ночь», «Музыка нас связала», «Руки вверх», естественно. Серёжа Жуков — без него вообще никак: «Ай-яй-яй, девчонка», «Он тебя целует» — это хиты, под которые люди практически всегда выходят на танцпол.

— Посмотрела на твоей странице в соцсетях есть фото с Сергеем Минаевым и очень тёплые слова…

— Он был первым поющим диск-жокеем СССР, и одним из первых применивших речитатив, если хотите — рэп, в своих песнях. Многому научился у него, в том числе тому, что быть диск-жокеем — это круто. А поработать вместе нам довелось года три назад на одном корпоративе. Очень тепло пообщались тогда.

— Ещё ты написал на своей странице трогательный пост о том, что получил в подарок от сестры записи выпусков твоих программ. Что же там было?

— На радио «Юнитон» я вёл программу современной танцевальной музыки…Это началось в 1994 году после командировки от клуба «Отдых», где я диджеил, в Москву и знакомства с диджеем Фонарём. Он, можно сказать, ввёл меня в мир с современной клубной танцевальной культуры: дал флаеры, аудиоматериал. В Москве ребята на виниле играли миксы всю ночь. У нас ничего этого не было и близко, работали на кассетах. И какая у нас вся ночь? До одиннадцати — и «до свиданья». Поэтому всё это было в диковинку, в новинку, очень понравилось, и я начал пропагандировать эту культуру в Новосибирске. Клуб «Фауст» был открыт уже при участии меня и моего коллеги диджея Рудыка. И на этой волне пристрастия к современной танцевальной музыке я сделал авторскую программу «Атмосфера» на радио «Юнитон». Моя сестра втайне от меня записывала на кассеты все выпуски — и спустя много лет неожиданно подарила мне на день рождения. Было очень здорово! Кстати, как быстро я стал фанатом рейва и техно-хауса, так же быстро к нему и охладел. И вот в 2005 году у нас созрела идея с Алексеем Куприянцевым сделать наш ретропроект.

— Кстати, вы же и в ретроодежде выступаете. Это «реплики» советских времён?

— Обижаете! Мы выступаем в оригиналах. Покупаем всё, кроме кроссовок, наверное. Потому что от кроссовок с тех времен вряд ли что-то бы осталось. А одежда советских времён продаётся на сайтах частных объявлений. Там много всего. Конечно, не так просто найти свой размер, да ещё и в хорошем состоянии, но тем не менее. Вот мы сейчас стали выступать в жатках. Они ярко и стильно смотрятся на сцене. Многие, наверное, помнят эти спортивные костюмы.

— Мы выходим накануне 8 Марта, и мне хотелось бы, чтобы ты поздравил новосибирских женщин с праздником.

— Однозначно хочу сказать, не обижая никого, что самые красивые девушки живут в Новосибирске. Сибирячки — это просто, на мой взгляд, эталон русской женщины. Хочу пожелать всем девушкам, женщинам, чтобы они пореже заглядывали в гаджеты, а почаще смотрели вокруг. Всем желаю оставаться самими собой, несмотря ни на что, и верить, что всё будет хорошо. А если не хорошо — то очень хорошо!

ИСТОРИИ
Признание в любви и неожиданная встреча

— Когда-то мы работали в «Рок-сити» — был такой клуб на Красном проспекте, очень популярный. И вот у нас там две истории произошли, которые запомнились. Начну с романтичной. Мы вели программу, и к нам подошёл молодой человек. Рассказал, что познакомился со своей девушкой какое-то время назад именно на нашей программе. И попросил разрешения сделать ей предложение со сцены. Вроде бы ничего необычного, но это было очень романтично и красиво.

В этом же клубе произошёл и другой случай. Мы снова ведём программу. Вдруг с бухты-барахты, неожиданно в «Рок-сити» приезжают… Николай Басков и Монсеррат Кабалье с дочерью! Дамы садятся на центральном диване на втором этаже, а Николай Басков выходит на сцену, берёт у нас микрофон и заводит свою «Шарманку». Это всё было незапланированно, и никто даже не догадывался о подобном сюрпризе.

Вера ТОЛМАЧЁВА | Фото предоставлены Александром ЧУСОВИТИНЫМ
back
up