О тех, кого помним
Кто стал прототипом героя рассказа Шолохова «Судьба человека», а кто на самом деле совершил подвиг Александра Матросова? Об уникальной серии книг «Биография подвига» говорим с генерал-лейтенантом Валерием ВАРЛАМОВЫМ
ВАЛЕРИЙ ВАРЛАМОВ
Советник председателя Российского союза ветеранов, один из организаторов и издателей серии книг «Биография подвига», выдвинутых на соискание Государственной премии имени Г. К. Жукова, генерал-лейтенант, лауреат Премии А. В. Суворова, кандидат экономических наук, профессор Академии военных наук, почётный ветеран Москвы. 60 лет назад окончил школу посёлка Степной имени В. С. Никифорова в Искитимском районе.
— Валерий Иванович, в Новосибирской области вы представили несколько первых книг серии большого цикла о героях. Какова концепция этого проекта?
— «Биография героев» — это уникальный проект о подвигах советских лётчиков, танкистов, связистов и других. Главная его цель — ни о ком не забыть, поднять из архивов достоверные материалы о героях Великой Отечественной войны. О тех, кому было присвоено звание Героя Советского Союза. Боевые листки, приказы, фронтовые газеты — эти документы времени позволяют познакомиться с героическими страницами жизни и подвигов солдат и офицеров Красной армии, о которых мы, возможно, раньше не знали. Несколько книг уже выпущены. К примеру, «Огненный таран» — это не только поимённый список летчиков, совершивших таран наземных и надводных целей в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, но и история каждого подвига. Книги представлены на соискание Государственной премии имени Георгия Константиновича Жукова. Всего запланировано 20 томов.
Работу в архивах ведут в том числе кадеты, ребята 10-го и 11-го классов школы №1476 Москвы. Проводится очень активная деятельность по продвижению содержания этих книг, по военно-патриотическому воспитанию. Тираж, к сожалению, пока небольшой — по тысяче экземпляров каждого тома. Но уверен, что аудитория его будет гораздо шире.
— Насколько нам известно, Новосибирская область стала пилотным проектом в презентации изданий. Почему?
— Тома книги были переданы в правительство Новосибирской области и в Законодательное собрание региона. Дело в том, что сам я родом из Искитимского района. И мне, конечно, очень хотелось, чтобы это издание увидели на моей малой родине. Поэтому очень приятно, что активная работа по презентации началась именно здесь, в Искитимском районе: сотрудники архивной службы создали цикл видеоуроков на основе книг «Подвиги, позволившие нам жить», которые показали уже в нескольких школах. На мой взгляд, сделали профессионально и интересно, до слёз на глазах. Конечно, хотелось бы, чтобы такая работа продолжалась дальше. Чтобы и эти книги, и последующие увидели по всей стране — работа планируется ещё в десяти регионах. Есть такое межрегиональное общественно-патриотическое движение «Вечно живые» — находится в Санкт-Петербурге. Мы сейчас заключаем соглашение с ними, объединим усилия по изданию ещё 14 книг. Темы уже есть — где-то в январе-феврале выйдет том под рабочим названием «Водители», о героях, которые находились за рулём военных машин.
— Что вас поразило при подготовке материалов?
— Как я уже отметил, коллектив работает в архивах, изучает материалы. И выясняется, что очень многое не знаем. Например, нам всем знакомо имя Александра Матросова, который героически грудью закрыл вражеский дзот, чтобы его товарищи смогли прорваться к цели. Но оказывается, что такой подвиг совершили почти 500 героев! И что удивительно, 13 из «матросовцев» выжили! Кстати, первым, кто совершил подвиг, который носит имя Матросова, был другой человек. Или, допустим, знаете ли вы, что первым в истории Великой Отечественной войны воздушный таран совершил Иван Иванович Иванов в июне 1941 года? Хотя при слове «таран» сразу возникает в памяти имя Виктора Талалихина — этот героический лётчик совершил первый ночной таран. Есть множество других фактов. Вообще, чтобы вы понимали, шла война. Кто первый из военкоров, политруков написал, доложил наверх о том или ином подвиге, с той или иной линии фронта, тот и прославил, увековечил имя воина. Такая была тенденция. Огромной нашей недоработкой было то, что историю войны воспринимали по воспоминаниям, а не по архивным документам. А многие и вовсе не делились воспоминаниями. Директор школы посёлка Степной, в которой я учился, Виктор Степанович Никифоров — сейчас школа названа в честь него — никогда не выступал, не рассказывал о себе как об участнике Великой Отечественной войны. Я даже не знал, что он гвардии майор, что он награждён боевыми орденами и медалью «За отвагу» за героические поступки. И по всей стране так было. Потому что им больно было всё это вспоминать, и они не хотели будоражить детей. А это нужно было. Теперь они ушли…
— Во время работы над первыми томами издания вы сталкивались с тем, что звание находило своего героя позже?
— Отвечу вам вопросом на вопрос: а вы знаете, кто стал прототипом героя «Судьба человека» Михаила Шолохова? Нет? В книге «Воздушный таран» на 126-й странице есть информация о генерал-полковнике Григории Дольникове — 160 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, сбил 15 самолётов противника лично и один в паре! Кстати, я служил вместе с ним восемь лет, каждый день встречался и даже не знал, что он совершил воздушный таран! Во время Великой Отечественной, протаранив самолёт противника, на парашюте приземлился — с ранением и, увы, на немецкие позиции, был отправлен в концетрационный лагерь, назвался Соколовым. Одна из нескольких попыток бежать оказалась удачной. Однако Героя Советского Союза ему не дали из-за плена. Лишь спустя много лет, уже после службы советником в одной из зарубежных стран, ему присвоили заслуженное звание. Так вот, именно Григорий Дольников рассказал Михаилу Шолохову об одном из эпизодов в немецком плену, произошедшем с ним. Помните, знаменитую фразу: «После первой не закусываю?».
— На встрече с ребятами из военно-патриотического клуба «Сибирские медведи» посёлка Степной Искитимского района вы подарили в школьный музей личные вещи Героя России, впервые в мире десантировавшегося на боевой машине. Расскажите о нём.
— Александр Маргелов — сын легендарного, как его называли, дяди Васи, Василия Маргелова, крёстного отца ВДВ, Героя Советского Союза, при котором научились десантировать технику с экипажем внутри. У дяди Васи было пять сыновей. Александр Васильевич работал в подразделении, которым я руководил. И именно он впервые в мире в 1973 году десантировался с самолёта Ан-12 внутри боевой машины БМД-1. Изначально этот опыт хотел провести Василий Филиппович. Но ему не позволили, и он предложил кандидатуру своего сына. На этот риск он пошёл, чтобы доказать министру обороны, маршалу Андрею Гречко безопасность такого десантирования. За время, пока его сын спускался в боевой машине с самолёта, дядя Вася скурил не одну пачку сигарет. А наготове держал заряженный пистолет — на случай, если с сыном что-то пойдёт не так… Однако десантирование прошло успешно. «Сибирским медведям» я вручил памятные знаки, а в школьный музей боевой славы передал плащ и фуражку Александра Васильевича Маргелова (их мне передала жена героя Лидия Константиновна) — школа поддерживала связь с прославленным десантником при его жизни. Пусть хранят память об этом герое. Александра Васильевича не стало восемь лет назад. Давайте мы все будем помнить о наших героях!
Инициатором издания «Биография подвига» стала общественная организация «Российский союз ветеранов» — возглавляет её генерал-полковник Виталий Азаров. Организаторы — ветеран Вооружённых сил РФ, генерал-майор Валерий Степанов, генерал-лейтенант Валерий Варламов. Составитель — Павел Золотарёв, председатель Общественной комиссии по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества Российского союза ветеранов.