05.11.24

Нажми на кнопку

Школьный театр: зачем он нужен, каким образом влияет на детей и как развивается в нашем регионе?

Шоу-театр «Сюрприз» из школы №69 — яркий пример того, как школьный театр превратился в творческое движение.

Первые школьные театры появились в России в первой половине XVIII века — гимназисты/семинаристы разыгрывали «школьные драмы» на библейские и исторические сюжеты, чтобы получить наглядные уроки благочестивой и добропорядочной жизни. В 1920-х годах школьный театр начинает бурно развиваться: к примеру, Театральный отдел Народного комиссариата по просвещению системно публикует работы известных детских писателей в журнале «Игра», пишущих о благотворном влиянии театра на детей в контексте определённой идейной парадигмы. В 70-х годах прошлого века произошёл ещё один всплеск интереса к школьному театру: педагогическая общественность изучала влияние театра на подростков, а в школах тёплым ламповым огнём «зажглось» множество самодеятельных коллективов, из которых потом вышли известные актёры и режиссёры.

Сегодня страна вновь переживает бум школьных театров: Министерство просвещения РФ называет их «социальным лифтом для талантливой молодёжи» и заявляет, что к концу этого года такие коллективы должны появиться в каждой школе. В нашем регионе на базе театра «Глобус» был создан уникальный проект «Школьный театр. Тьютор-центр» — первая в стране методическая площадка, где педагогов и руководителей школьных театров «помещают» в насыщенное знаниями пространство мастеров-классов, круглых столов и семинаров по театральному искусству. Проект стартовал при поддержке министерства образования и министерства культуры Новосибирской области: недавно в театре прошёл трёхдневный интенсив, на который приехали педагоги со всего региона, чтобы ответить на вопрос «Зачем школам нужен театр?».

— Спектакль существует как некая воображаемая реальность, которая реконструируется во времени и пространстве его создателями через сценическое действие, — считает спикер проекта, профессор кафедры актёрского мастерства и режиссуры НГТИ Эльмира Куриленко. — Но эта реальность подвергается рефлексии со стороны зрителя, а значит, может служить новым опытом смыслообразования, понимания и сопричастности. Именно поэтому театр нужен каждой современной школе как нравственный ориентир, как пространство воспитания и развития личности, как «островок» культуры. Театр — «лакмусовая бумажка», отражающая степень развития общества в определённой микросреде. Школьный театр — лицо конкретной школы, района, руководства.

Педагог Ольга Ждановская приехала из Венгеровского района, где год назад в Сибирцевской средней школе создала школьный театр «Пьеро»: молодой коллектив уже поставил сказочку-мюзикл «Семеро козлят на новый лад», показал её на фестивале «Школьное закулисье», взял первое место, воодушевился и преисполнился творческих планов. И если раньше в театре «служили» только малыши с распахнутыми глазами, то сегодня в коллектив влились и подростки. Кстати, Эльмира Куриленко справедливо считает, что скрытым желанием подростка является общение со взрослым на равных — ему важна собственная роль в коллективе, а значит, школьный театр может стать пространством его психологического роста. А для старшеклассникам, которые начинают открывать сокровищницы своего внутреннего мира, эмоционально-образная природа театрального искусства даёт возможность применить творческую фантазию в конкретном деле-спектакле. «Погружаясь в вымышленный мир, старшеклассник отдаляется от мира реального — таким образом он закрывается от суровых реалий взрослой жизни, — говорит педагог НГТИ. — Фантазия для него является естественным психологическим щитом, которым он прикрывается от чуждого ему мира».

Шоу-театр «Сюрприз» работает в новосибирской школе №69 18 лет и на фоне многих школьных региональных театров, которые родились в 2023 году, смотрится ветераном — многие «сюпризники» уже окончили театральные российские вузы и нашли себя в профессии. Как рассказала педагог-режиссёр Людмила Никишова, сейчас в труппе «Сюрприза» работают 80 артистов разных возрастов (от малышей-первоклассников до выпускников), а сам шоу-театр развивается в двух направлениях — театральном и хореографическом. У театра есть своя большая костюмерная (за годы работы накопилось!), а такая база позволяет ставить спектакли, используя костюмы из подбора, и выходить потом со своим высказыванием на сцену больших конкурсов. В этом году выступили на Всероссийском конкурсе театральных школ «Первая сцена» (его проводит Новосибирский государственный театральный институт) и получили высокую оценку профессионального жюри. Собственно, «Сюрприз» — это даже не школьный театр в привычном понимании, когда вечерами дети и вдохновенный педагог-режиссёр собираются в актовом зале, а мощный театральный поток, живущий уже по своему расписанию, творческий магнит, притягивающий разные поколения.

— Школьный театр, как и театр в целом, не может быть любим насильно, — говорит методист проекта «Школьный театр. Тьютор-центр», театральный рецензент Юлия Щеткова. — Ребёнку невозможно объяснить, почему он должен выходить на сцену, тратить своё свободное время на зубрёжку роли, играть и репетировать, если ему не хочется этого делать, если ему скучно, неинтересно и дискомфортно, если его манят совсем другие занятия. Единственная «кнопка», которая способна открыть двери в этот мир, — вдохновение. Если театральный педагог вдохновляет своим примером, собирает вокруг себя группу единомышленников, заряжает и заражает своей энергией, страстью к театру, перевоплощению, волшебству, творимому усилиями всей команды, дети обязательно проникнутся его идеями и станут соучастниками действа, соратниками и сподвижниками.

КСТАТИ
По статистике, лишь 4% людей имеют внутреннюю способность к интегративной деятельности театра и потребность к восприятию художественного продукта.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото предоставлено шоу-театром «Сюрприз»
back
up