03.06.24

Прогресс налицо

Кого затронет предстоящая налоговая реформа и зачем нам всем нужно сдавать нормы ГТО?

2,6 трлн рублей — предполагаемое пополнение бюджетной системы РФ в 2025 году в результате налоговой реформы. 

Реформа российской системы налогообложения постепенно обретает всё более чёткие контуры. И хотя впереди ещё немало обсуждений и согласований, основные её аспекты очевидны и активно обсуждаются в публичной плоскости. Какие основные изменения ждут россиян?

НДФЛ

Наибольший интерес, безусловно, вызывает предполагаемое изменение шкалы НДФЛ — переход к прогрессивному налогообложению. Сегодня этот налог в России составляет от 13 до 35%, причём именно нижняя ставка применяется для подавляющего большинства его плательщиков — настолько, что действующую шкалу обычно называют плоской.

Действующая шкала НДФЛ
  • 13% — резиденты РФ с годовым доходом менее 5 млн рублей
  • 15% — резиденты РФ с годовым доходом более 5 млн рублей
  • 30% — нерезиденты РФ
  • 35% — налог на доходы от любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, если их стоимость превышает 4 000 рублей

Конкретные суммы годового дохода, от которых возьмёт отсчёт повышение ставок НДФЛ, являются предметом наиболее активных дискуссий. Сначала называлась цифра 1 млн рублей в год (около 83 тысяч рублей в месяц) — это должно было стать «отсечкой», превысив которую нужно было платить уже не 13, а 15%. Однако в дальнейшем такая идея была сочтена не самой лучшей. Например, позицию фракции партии «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме привёл в своём Телеграм-канале Александр Аксёненко, избранный в федеральный парламент от Новосибирской области, экс-депутат регионального заксобрания. Он и его коллеги считают наиболее разумным начать отсчёт повышения налога до 15% от годового дохода 5 млн рублей, от 24 млн — 18%, от 200 млн — 20%, свыше 500 млн — 25%. Кроме того, во фракции полагают, что те, кто имеет доход ниже минимального размера оплаты труда, НДФЛ платить не должны.

Комитет Госдумы по бюджету разработал свои рекомендации по перенастройке налоговой системы. В документе делается акцент на том, чтобы «повышение налоговой нагрузки не касалось подавляющего большинства граждан». Изначально парламентарии предлагали установить нижний порог шкалы на уровне двойного размера средней зарплаты по экономике РФ — она, как утверждает Росстат, в феврале этого года составляла 78,4 тысячи рублей, соответственно, точкой отсчёта повышенной ставки мог бы стать годовой доход около 1,9 млн рублей.

Далее, проанализировав и учтя все предложения, в том числе и рекомендации Госдумы, свой вариант законопроекта разработал и внёс на рассмотрение в правительство страны Минфин РФ. Точнее, это целый пакет поправок в бюджетное законодательство, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

В отношении НДФЛ этот вариант предлагает установить «отсечку» повышения шкалы на уровне 2,4 млн рублей в год, то есть для тех, чья среднемесячная зарплата превышает 200 тысяч рублей. Предлагаемая прогрессивная шкала выглядит так:

  • до 2,4 млн рублей в год — 13%;
  • 2,4–5 млн — 15%;
  • 5–20 млн — 18%;
  • 20–50 млн — 20%;
  • свыше 50 млн — 22%.
При этом важно учитывать, что повышенные ставки будут применяться не ко всей сумме дохода, а только к той, что превышает 2,4 млн рублей в год.

На прошедших в Госдуме парламентских слушаниях, посвящённых предстоящей реформе, министр финансов РФ Антон Силуанов привёл ряд цифр из мировой практики, напомнив, что в государствах ближнего зарубежья верхняя часть шкалы доходит до 25%, а в странах Запада состоятельные люди платят до 45–55% от своих доходов.

Страны с фиксированной шкалой НДФЛ
  • Беларусь — 13%
  • Болгария — 10%
  • Казахстан — 10%
  • Латвия — 25%
  • Литва — 15%
  • Эстония — 20%
Страны с прогрессивной шкалой НДФЛ
  • Австрия — 0–50%
  • Бразилия — 0–27,5%
  • Германия — 0–45%
  • Испания — 24–51%
  • Италия — 23–45%
  • Китай — 3–45%
  • США — 10–37%
  • Франция — 0–45%

В парламентских слушаниях в режиме видеоконференции принимала участие вице-спикер новосибирского заксобрания Ирина Диденко. Комментируя их итоги, она отметила, что главный акцент реформы делается именно на социальную справедливость. «Изменения назрели, они необходимы и будут подержаны в обществе, потому что запрос на справедливость сегодня очень высок», — подчеркнула она.

Другие налоги

НДС предполагается оставить без изменений — 20% на общем режиме. Бизнес может воспользоваться ещё одним вариантом — платить 5% НДС, но без права на вычеты и с определёнными ограничениями по суммам выручки. Налог на прибыль Минфин хочет поднять с 20 до 25%. Дополнительные поступления будут перераспределены через бюджет и вложены в инвестиционные проекты.

Без изменений останется налог на профессиональный доход (4% и 6%). А вот упрощённую систему налогообложения (УСН) предлагается скорректировать, поэтапно увеличивая порог по доходам для возможности её применения. Целью является борьба с дроблением бизнеса, его «обеление» и выравнивание условий конкуренции. При этом уточняется, что изменения по УСН не должны коснуться подавляющего большинства работающих на ней предпринимателей.

Распоряжаться дополнительными налоговыми доходами, полученными в результате корректировки, будет федеральный бюджет. То есть, например, если НДФЛ сегодня является чисто региональным налогом (85% поступает в региональный бюджет, 15% — в местные бюджеты), то теперь всеми деньгами, что собраны «сверх», будут распоряжаться в Минфине РФ. То же самое касается региональной части налога на прибыль.

Как следует из рекомендаций Госдумы, «необходимо разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, поскольку линейное увеличение ставок НДФЛ и налога на прибыль организаций не позволит сократить неравенство бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Налоговые вычеты

Реформа предполагает значительное увеличение существующих налоговых вычетов по НДФЛ для семей с детьми и введение новых. Так, для семей, где двое и более детей, а среднедушевой доход не выше 1,5 прожиточного минимума, Минфин предлагает возврат 7% уплаченного НДФЛ.

В рекомендациях Госдумы также упоминается возможность введения новых налоговых вычетов по НДФЛ для тех, кто регулярно проходит диспансеризацию и сдаёт нормы ГТО.

Для бизнеса предлагается продлить действие механизма инвестиционных вычетов по налогу на прибыль (по существующим нормам он действует до 2024 года) и ввести федеральный налоговый вычет для бизнеса из приоритетных отраслей.

В ближайшее время пакет законов о налоговой реформе будет рассмотрен в Правительстве РФ, затем внесён на рассмотрение в Госдуму. Пройдут и обсуждения в регионах, в том числе в Новосибирской области. По мнению Ирины Диденко, важно, что особый акцент в рассматриваемых документах делается на равенстве — как в социальной сфере, так и в области защиты конкуренции.

— Пора менять менталитет, — считает она. — Необходимо создание максимально стимулирующего режима для тех, кто не выводит из страны капитал, не использует схемы ухода от налогообложения, в частности, путём дробления бизнеса, кто работает «в белую», использует все возможности для развития бизнеса.

Кроме того, особое внимание в ходе реформы должно быть уделено эффективности использования полученных в результате средств — направлению их на инфраструктурные объекты, на прирост инвестиций, на долгосрочные капиталовложения, уверена вице-спикер.

Предполагается, что изменения должны быть приняты уже в эту весеннюю сессию Госдумы, которая (несмотря на название) продлится до 5 августа. Как подчеркнул Антон Силуанов, работа над законопроектом по совершенствованию налоговой системы будет продолжена на площадке Госдумы совместно с парламентом, бизнесом, экспертными и общественными объединениями.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Елены КВАСНИКОВОЙ
back

Материалы по теме:

14.06.24 Стимулы для роста

Предметный и обстоятельный разговор об улучшениях в налоговой системе, предлагаемых Правительством РФ, состоялся на внеочередной сессии заксобрания

13.06.24 Запрос на справедливость

Депутаты заксобрания НСО поддерживают предложения федерального правительства по совершенствованию налогового законодатель-ства

up