Прогресс налицо
Кого затронет предстоящая налоговая реформа и зачем нам всем нужно сдавать нормы ГТО?
2,6 трлн рублей — предполагаемое пополнение бюджетной системы РФ в 2025 году в результате налоговой реформы.
Реформа российской системы налогообложения постепенно обретает всё более чёткие контуры. И хотя впереди ещё немало обсуждений и согласований, основные её аспекты очевидны и активно обсуждаются в публичной плоскости. Какие основные изменения ждут россиян?
Наибольший интерес, безусловно, вызывает предполагаемое изменение шкалы НДФЛ — переход к прогрессивному налогообложению. Сегодня этот налог в России составляет от 13 до 35%, причём именно нижняя ставка применяется для подавляющего большинства его плательщиков — настолько, что действующую шкалу обычно называют плоской.
- 13% — резиденты РФ с годовым доходом менее 5 млн рублей
- 15% — резиденты РФ с годовым доходом более 5 млн рублей
- 30% — нерезиденты РФ
- 35% — налог на доходы от любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, если их стоимость превышает 4 000 рублей
Конкретные суммы годового дохода, от которых возьмёт отсчёт повышение ставок НДФЛ, являются предметом наиболее активных дискуссий. Сначала называлась цифра 1 млн рублей в год (около 83 тысяч рублей в месяц) — это должно было стать «отсечкой», превысив которую нужно было платить уже не 13, а 15%. Однако в дальнейшем такая идея была сочтена не самой лучшей. Например, позицию фракции партии «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме привёл в своём Телеграм-канале Александр Аксёненко, избранный в федеральный парламент от Новосибирской области, экс-депутат регионального заксобрания. Он и его коллеги считают наиболее разумным начать отсчёт повышения налога до 15% от годового дохода 5 млн рублей, от 24 млн — 18%, от 200 млн — 20%, свыше 500 млн — 25%. Кроме того, во фракции полагают, что те, кто имеет доход ниже минимального размера оплаты труда, НДФЛ платить не должны.
Комитет Госдумы по бюджету разработал свои рекомендации по перенастройке налоговой системы. В документе делается акцент на том, чтобы «повышение налоговой нагрузки не касалось подавляющего большинства граждан». Изначально парламентарии предлагали установить нижний порог шкалы на уровне двойного размера средней зарплаты по экономике РФ — она, как утверждает Росстат, в феврале этого года составляла 78,4 тысячи рублей, соответственно, точкой отсчёта повышенной ставки мог бы стать годовой доход около 1,9 млн рублей.
Далее, проанализировав и учтя все предложения, в том числе и рекомендации Госдумы, свой вариант законопроекта разработал и внёс на рассмотрение в правительство страны Минфин РФ. Точнее, это целый пакет поправок в бюджетное законодательство, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
В отношении НДФЛ этот вариант предлагает установить «отсечку» повышения шкалы на уровне 2,4 млн рублей в год, то есть для тех, чья среднемесячная зарплата превышает 200 тысяч рублей. Предлагаемая прогрессивная шкала выглядит так:
- до 2,4 млн рублей в год — 13%;
- 2,4–5 млн — 15%;
- 5–20 млн — 18%;
- 20–50 млн — 20%;
- свыше 50 млн — 22%.
На прошедших в Госдуме парламентских слушаниях, посвящённых предстоящей реформе, министр финансов РФ Антон Силуанов привёл ряд цифр из мировой практики, напомнив, что в государствах ближнего зарубежья верхняя часть шкалы доходит до 25%, а в странах Запада состоятельные люди платят до 45–55% от своих доходов.
- Беларусь — 13%
- Болгария — 10%
- Казахстан — 10%
- Латвия — 25%
- Литва — 15%
- Эстония — 20%
- Австрия — 0–50%
- Бразилия — 0–27,5%
- Германия — 0–45%
- Испания — 24–51%
- Италия — 23–45%
- Китай — 3–45%
- США — 10–37%
- Франция — 0–45%
В парламентских слушаниях в режиме видеоконференции принимала участие вице-спикер новосибирского заксобрания Ирина Диденко. Комментируя их итоги, она отметила, что главный акцент реформы делается именно на социальную справедливость. «Изменения назрели, они необходимы и будут подержаны в обществе, потому что запрос на справедливость сегодня очень высок», — подчеркнула она.
НДС предполагается оставить без изменений — 20% на общем режиме. Бизнес может воспользоваться ещё одним вариантом — платить 5% НДС, но без права на вычеты и с определёнными ограничениями по суммам выручки. Налог на прибыль Минфин хочет поднять с 20 до 25%. Дополнительные поступления будут перераспределены через бюджет и вложены в инвестиционные проекты.
Без изменений останется налог на профессиональный доход (4% и 6%). А вот упрощённую систему налогообложения (УСН) предлагается скорректировать, поэтапно увеличивая порог по доходам для возможности её применения. Целью является борьба с дроблением бизнеса, его «обеление» и выравнивание условий конкуренции. При этом уточняется, что изменения по УСН не должны коснуться подавляющего большинства работающих на ней предпринимателей.
Как следует из рекомендаций Госдумы, «необходимо разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, поскольку линейное увеличение ставок НДФЛ и налога на прибыль организаций не позволит сократить неравенство бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Реформа предполагает значительное увеличение существующих налоговых вычетов по НДФЛ для семей с детьми и введение новых. Так, для семей, где двое и более детей, а среднедушевой доход не выше 1,5 прожиточного минимума, Минфин предлагает возврат 7% уплаченного НДФЛ.
Для бизнеса предлагается продлить действие механизма инвестиционных вычетов по налогу на прибыль (по существующим нормам он действует до 2024 года) и ввести федеральный налоговый вычет для бизнеса из приоритетных отраслей.
В ближайшее время пакет законов о налоговой реформе будет рассмотрен в Правительстве РФ, затем внесён на рассмотрение в Госдуму. Пройдут и обсуждения в регионах, в том числе в Новосибирской области. По мнению Ирины Диденко, важно, что особый акцент в рассматриваемых документах делается на равенстве — как в социальной сфере, так и в области защиты конкуренции.
— Пора менять менталитет, — считает она. — Необходимо создание максимально стимулирующего режима для тех, кто не выводит из страны капитал, не использует схемы ухода от налогообложения, в частности, путём дробления бизнеса, кто работает «в белую», использует все возможности для развития бизнеса.
Кроме того, особое внимание в ходе реформы должно быть уделено эффективности использования полученных в результате средств — направлению их на инфраструктурные объекты, на прирост инвестиций, на долгосрочные капиталовложения, уверена вице-спикер.
Предполагается, что изменения должны быть приняты уже в эту весеннюю сессию Госдумы, которая (несмотря на название) продлится до 5 августа. Как подчеркнул Антон Силуанов, работа над законопроектом по совершенствованию налоговой системы будет продолжена на площадке Госдумы совместно с парламентом, бизнесом, экспертными и общественными объединениями.
Материалы по теме:
Предметный и обстоятельный разговор об улучшениях в налоговой системе, предлагаемых Правительством РФ, состоялся на внеочередной сессии заксобрания
Депутаты заксобрания НСО поддерживают предложения федерального правительства по совершенствованию налогового законодатель-ства