03.02.25

Другими словами

Какие объекты дорожной сети Новосибирской области должны войти в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни»?

В 2025-м планируют отремонтировать ещё 50 км трассы Новосибирск — Кочки — Павлодар.

Как всё начиналось?

С последним ударом курантов 31 декабря 2024 года прекратили своё существование почти 15 национальных проектов России, запущенных по указу президента от 2018 года. Один из них — «Безопасные качественные дороги» («БКД»). «Выросший» из приоритетного проекта с таким же названием (2017–2018 годы), «БКД 2.0», как его ещё называли, охватил 84 субъекта РФ и 105 городских агломераций. Нацпроект к концу срока реализации состоял из шести федеральных проектов — «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России», «Развитие общественного транспорта» и «Развитие федеральной магистральной сети». Среди главных целевых показателей «БКД», которые доводились всем регионам без исключения, было увеличение к концу 2024 года доли региональных дорог и дорог агломераций, находящихся в нормативном состоянии до 50 и 85% соответственно. Также большое внимание уделялось снижению аварийности и смертности на дорогах. Не только путём улучшения их качества, что наоборот многих провоцирует на более быструю и агрессивную езду, но и конкретными мерами повышения безопасности — разметка, ограждения, новые дорожные знаки и установка комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД.

Ремонт Октябрьского моста продолжится в этом году.

А что у нас?
ЦИФРА

49

троллейбусов «Горожанин» с автономным запасом хода и 9 новых автобусов поступили в 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» («БКД»). Новосибирская область получила по нацпроекту больше всего единиц транспорта среди регионов РФ.

Новосибирская область, резво стартовавшая в реализации приоритетного проекта «БКД», с 2019 года активно включилась и в национальный проект. Учитывая, что Москва как субъект Федерации в «БКД» не участвует, а Санкт-Петербург добавили только в последние годы, именно наш регион зачастую был среди лидеров по многим показателям реализации проекта. За первые четыре года было отремонтировано, реконструировано и построено более 960 км дорог (как в Новосибирской агломерации, так и в других районах области), установлено почти 100 новых светофоров, 10,5 тысячи дорожных знаков и дорожное освещение на 20 км трасс. Самым крупным по объёмам работ, наверное, стоит признать 2023 год, когда регион сильно перевыполнил целевые показатели: было отремонтировано 119 объектов общей протяжённостью 393 км, а также 1 140 пог. м мостов и путепроводов. В 2024 году, когда уже стало ясно, что ключевые федеральные целевые показатели точно будут выполнены, было отремонтировано 92 участка общей протяжённостью 262 км, приведено в нормативное состояние 10 мостов общей длиной 896 пог. м. Также было смонтировано освещение на 40 пешеходных переходах, установлено около 30 км барьерных ограждений, 7 000 дорожных знаков и 62 новых стационарных комплекса фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

За шесть лет действия «БКД» в Новосибирской области процент дорог региона, находящихся в нормативном состоянии, вырос с 30 до 52,5, а в Новосибирской агломерации — с 42,6 до 85,5.

Дальше — не меньше

С 1 января 2025 года произошла своеобразная «перезагрузка» нацпроектов: теперь их 20, а вместо аббревиатуры «БКД» пора начать учить «ИДЖ» — «Инфраструктура для жизни». Новый нацпроект состоит из 12 федеральных проектов, которые поровну поделены между Министерством строительства (жильё, ипотека, комфортная среда, модернизация инфраструктуры ЖКХ и т. д.) и Минтрансом России. Пять из шести проектов по своей сути практически совпадают с проектами, входившими в «БКД», из нового — развитие железнодорожной инфраструктуры в центре страны, что нас особо не касается. Но в качестве «привязки» к «ИДЖ» можно отметить и новый нацпроект «Эффективная транспортная система», или просто «Транспорт». До 2024 года обновление пассажирского транспорта входило в состав «БКД», а теперь выделено в отдельное направление.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства НСО «Ведомостям» рассказали, что до регионов ещё не доведены паспорта новых нацпроектов, плюс продолжается контрактация дорожных объектов 2025 года, и только в феврале можно будет сказать, сколько точно объектов и какой протяжённости войдут в первый год реализации «ИДЖ».

Но частично планы уже известны: по словам министра транспорта и дорожного хозяйства НСО Анатолия Костылевского, 21 объект, переходящий из 2024 года, точно будет реализовываться в этом году. В список входят мосты, путепроводы, дороги местного и федерального значения. В частности, продолжатся капитальный ремонт моста через реку Орду на автодороге Новосибирск — Кочки — Павлодар в Ордынском районе, ремонт путепровода через железную дорогу на трассе Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий, работы на Октябрьском мосту через Обь в Новосибирске, реконструкция трассы Барабинск — Зюзя —Квашнино, соединяющей жителей отдалённых посёлков с Барабинском и федеральной трассой Р-254 «Иртыш».

Скорее всего, как и в предыдущие годы, попадёт в число объектов нацпроекта трасса Новосибирск — Кочки — Павлодар, входящая в сеть опорных дорог региона. Масштабный ремонт дороги протяжённостью 421 км ведётся с 2022 года, и за эти годы в норматив приведено порядка 170 км в пяти районах области. Планы на этот год — 50,3 км ремонта, из которых 20 — в Кочковском районе.

Не останется без внимания и Новосибирск, но по сравнению с «БКД» у «ИДЖ» слегка другие акценты и целевые показатели. А именно: к 2030 году доведение до нормативного состояния не менее 85% федеральных трасс и не менее 60% региональных и межмуниципальных автодорог. Также нацпроект предусматривает увеличение до 85% парка общественного транспорта, чей срок службы не превышает установленные нормативы.

КСТАТИ
Согласно опросам ВЦИОМ, в 2023–2024 годах «БКД» занимал вторые места в рейтинге полезности и среди нацпроектов, которые необходимо продолжать дальше. Оба раза — после нацпроекта «Здравоохранение».

Мост через Орду отремонтируют в 2025 году.

КОММЕНТАРИЙ

Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— «Инфраструктура для жизни» — это новый нацпроект, преемник «БКД», однако это никак не скажется на сроках работ: все переходящие объекты мы продолжим реализовывать в соответствии с ранее намеченными планами.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

19.11.24 Готовность — высокая

Завершены работы на 92,5% муниципальных автодорог Новосибирской области, внесённых в план этого года

30.05.24 Невзирая на время

В Новосибирской области начались активные работы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Ремонт идёт даже ночью

22.04.24 Горячий асфальт

Масштабный весенний ямочный ремонт стартовал в Новосибирской области. Только за две недели восстановлено 124 тыс. кв. м дорожного покрытия

up