02.09.24

Жизнь человека

Евгений ЦЫГАНОВ о «булгаковском коде», эстафете доброты и сверхзадаче

ДОСЬЕ
Евгений Эдуардович Цыганов — российский актёр театра, кино и дубляжа, режиссёр театра и кино, сценарист, композитор. Родился 15 марта 1979 года в Москве в семье сотрудников московского НИИ «Титан» Эдуарда Евгеньевича и Любови Викторовны Цыгановых.

Фестиваль науки и искусства «ТехноАрт» подарил Новосибирску много эмоций и событий. Одной из самых ярких точек стала творческая встреча новосибирцев с артистом театра и кино Евгением Цыгановым. Выступление на площади перед кинокомплексом «Победа» неожиданно продолжилось на следующий день в его большом зале, — артист представлял киноверсию спектакля «Я — Сергей Образцов», где сыграл главную роль. Публикуем самые яркие моменты этих встреч.

Сергей Владимирович, здравствуйте!

— Как сказано в конце спектакля «Я — Сергей Образцов», да не будет это спойлером, что без вас, зрителей, ничего бы не было. Я в двух словах расскажу историю возникновения этого спектакля. Было 120-летие со дня рождения Сергея Владимировича Образцова, и меня позвали в театр. Дело ещё в том, что Сергей Владимирович — мой дальний родственник, в его книге даже есть глава, посвящённая моей прабабушке, в общем, это настоящая семейная легенда. И я сразу согласился принять участие в создании этого спектакля. Мы в каком-то страшном темпе работали, но очень вдохновенно и интересно нам всем было — и в декабре 2021-го мы спектакль выпустили. В финале есть сцена, где я в образе 80-летнего Сергея Владимировича отвечаю на вопросы зала. Я на этой сцене сильно настоял, хотя мне говорили, что совсем не обязательно выходить в финале в парике, потому что парик — это всегда очень смешно и не натурально. А на первых показах сидели люди, которые с Образцовым работали, — композитор Александр Зацепин, художники, сподвижники. Вышел в парике. Потом они сказали, что у них было полное ощущение, что перед ними Сергей Владимирович, — с их благословения мы и стали играть этот спектакль.

Что за доброта вокруг?

— Сергей Владимирович всегда говорил простые, но точные вещи. Вот его спрашивают: вы какое качество в человеке цените больше всего? Он говорит: «Доброту». И я понимаю, что добрым людям всегда сложнее живётся: их могут оттеснить, пододвинуть. Я считаю, что должна быть «эстафета доброты», когда люди её друг другу передают. Ну да, выражение «эстафета доброты» — это что-то глубоко советское, как будто даже и неудобное в своей устарелости. Что за доброта такая вокруг? Тем не менее, эти вещи на уровне аффективной памяти вдруг в тебя попадают. Потому что, знаете, кто-то говорил, что аффективная память, это когда ты не помнишь, когда последний раз грыз ножку стула, но ты знаешь вкус этой ножки. Вот на таком уровне. Конечно, если у вас будет возможность добраться до театра Образцова, войти в эти стены, посмотреть там спектакль в живом исполнении кукольных артистов, то непременно это сделайте. Потому что за ширмой работают увлечённые и потрясающие люди, которые целиком отдаются творчеству, и делают это очень светло.

Открывать свой мир

— Для кого-то ругательное слово «интеллигент», а для меня — «пропаганда». Потому что я считаю: пропаганда — это всегда навязывание, а люди приходят в этот мир, чтобы делать свой выбор. Людям нужно открывать свой мир. Нельзя настолько не доверять людям, чтобы думать, что они пойдут по правильному пути, только если им его навязать или надеть соответствующие шоры. Помните песню Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе», где были такие строки «значит, нужные книги ты в детстве читал»? Вот от этого ещё зависит наш выбор.

Человек живёт жизнь

— В театре и в кино есть такое слово — «сверхзадача». Главная сверхзадача в нашей сфере — чтобы было талантливо. Но это предполагает некую степень свободы для тех, кто занимается творчеством. Художник всегда проводник высшей энергии или идеи, которая откуда-то приходит. Как вы считаете, Фёдор Достоевский или Лев Толстой в своих романах писали про традиционные и семейные ценности? Можно ли к ним подходить с этой мерой? Я думаю, что они писали про то, что человек живёт жизнь, наблюдает эту жизнь, и перед ним стоит огромное количество вопросов. И очень, очень мало ответов. К примеру, у такого гениального человека, как Лев Николаевич Толстой, не стояло задачи привести куда-то своих читателей — он был очень наблюдательным и внимательным писателем, он фиксировал время. Мне рассказывал мой мастер Пётр Наумович Фоменко: Лев Толстой любил говорить, что всю правду о женщинах он скажет только на краю могилы, а потом сразу прыгнет в гроб и захлопнет за собой крышку. Да, к старости он заделался моралистом, но такое иногда случается с людьми в определённом возрасте.

Вернуться к теме

— Меня иногда спрашивают, мол, вы так здорово сыграли в том или ином фильме, так хорошо говорили о любви или предательстве — хотели бы вернуться к этой теме? Мне бы очень хотелось работать с талантливыми людьми, с честными продюсерами, с отзывчивыми партнёрами и с классным литературным материалом. Хотелось бы, чтобы это всё снимал прекрасный оператор, который чувствует пространство, и у которого есть своё визуальное решение и страсть к тому, чем он занимается. Вот это то, к чему всегда хочется возвращаться.

Для многих новосибирцев большим сюрпризом стало выступление группы Евгения Цыганова «МЕ4ТА».

Культовый Питер

— Для режиссёра Оксаны Бычковой фильм «Питер FM» был дипломной работой, и она, действительно, очень похожа на главную героиню Машу. Приехала в Петербург с Сахалина, устроилась работать на радио, очень полюбила этот город и написала сценарий, руководствуясь исключительно своими чувствами. Несмотря на то, что продюсеры сначала совершенно не поверили в эту картину и она два года лежала и ждала своего часа, фильм всё-таки пробился через все трудности и вышел. И зрители сразу почувствовали посыл фильма, поняли, что это не поделка, которая должна развлечь, удивить и заманить в кинотеатры, а очень личное любовное послание городу Петербургу. Фильм идёт уже 20 лет и ещё 20 лет будет идти. В Ленинграде этим фильмом всех уже совсем замучили, потому что показывают на каждой площади каждое лето. Но тем не менее произошло маленькое кинематографическое чудо, когда из студенческой работы вырос вполне себе культовый фильм.

31 августа. Сцена перед «Победой». Концерт группы «МЕ4ТА», которая, по признанию самого Евгения Цыганова, появилась всего полгода назад.  

Эмоциональное попадание

— Режиссёр Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор высчитали «булгаковский код», когда рассказывали в своём фильме о жизни писателя, который вроде как Булгаков, а вроде и не он. Задайте себе вопрос: а имел ли право Булгаков писать текст за Иешуа? И Иешуа — это Иисус или нет? И вы поймёте: имели ли право авторы картины «Мастер и Маргарита» выходить за рамки романа? Этот ход на самом деле очень напрашивается, если идти не по пути иллюстрации романа Михаила Афанасьевича. Есть книжки с иллюстрациями, и многие фильмы сегодня похожи именно на эти иллюстрации. Я вам открою секрет: в ближайшее время будет выходить большое количество картин и сериалов, снятых по классическим произведениям, — Достоевский, Толстой, Тургенев. Что-то в современном варианте, что-то нет. Мне кажется, что здесь важно — попадёт это эмоционально в зрителя или нет. В меня эмоционально попал ход Локшина и Кантора, мне показалось, что это остроумно, и я знаю, что в зрителя тоже попало, потому что кто-то обиделся, а кто-то, наоборот, прочувствовал эту историю.

«МЕ4ТА» — далеко не первая музыкальная группа Евгения Цыганова, его музыкальная карьера началась ещё в конце 1990-х. Группа не так часто даёт концерты, поэтому Новосибирску в этом очень повезло.

Разбилась тарелочка

— Есть ли сейчас традиция отмечать первый съёмочный день? Это от жадности продюсеров зависит. Есть продюсеры, которые после того, как снимут первую серию, устраивают невероятный праздник и дальше кино не снимают. Бывает, первый съёмочный день отпразднуют, а потом принимается решение, что не стоит дальше продолжать. Говорят, что традиция бить тарелки в первый съёмочный день пришла из Петербурга. У нас как-то история вышла: снимали сериал, и в первый день режиссёр стукнул тарелку об штатив, а она не разбилась. Мы снимали в городе Кировске, и через две недели грянул ковид, всё встало и нас выслали из Кировска. Через полгода вернулись на съёмочную площадку и буквально разнесли тарелку на мелкие кусочки, — сериал в итоге сняли.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up