01.11.25

В поисках героя

Фестиваль «Встречи в Сибири»: как найти главного героя? Этим вопросом задаются журналисты, публицисты и авторы документального кино

В Новосибирске завершился XXVII Международный фестиваль документальных фильмов «Встречи в Сибири» имени Эллы Давлетшиной, который проходит при поддержке министерства культуры Новосибирской области. Это знаковое культурное событие региона — не только смотр актуальных достижений отечественного и мирового документального кино, но и место культурного диалога кинематографистов разных поколений.

Про искромётного повара

Известный новосибирский кинооператор, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза кинематографистов России Борис Травкин отметил главные составляющие успеха фильма — харизма героя и интересная история. И ещё: ты непременно должен полюбить своего героя! Борис Борисович рассказал о фильме про повара, снятом в соавторстве с режиссёром Валерием Соломиным «Искусство всех времён и народов». Кино о преподавателе школы военных поваров получилось искромётным и весёлым благодаря главному герою. А ведь идея едва не рухнула на корню: претенденты — педагоги — по-военному чеканили, чем они занимаются. По словам Травкина, это было скучно и неинтересно. И вдруг в кабинет совершенно случайно влетел ураганом человек, на ходу зажигая всё вокруг себя. Преподаватель? Да! Так и получилась лента, небольшая, но запоминающаяся — её легко можно найти в интернете.

Рождённые в СССР

Кинодокументалисты уверены: чтобы герой раскрылся, необходимо набраться терпения и режиссёру, и оператору. У всех разные методы работы. Наверняка многие помнят сериал «Рождённые в СССР», съёмки которого начались в 1990 году (каждые семь лет они возобновлялись) — там 20 героев из разных союзных республик, которые родились в середине 80-х годов прошлого века. У режиссёра Сергея Мирошниченко была следующая тактика: если он не получал у кого-то из них ответ на свой вопрос, он формулировал его иначе и задавал вновь и вновь. В настоящее время на разных интернет-ресурсах есть информация, что пятая часть фильма о повзрослевших героях находится в производстве. Кстати, изначально отбор проводился из 20 тысяч претендентов.

Кино приехало!

Поделился своими наблюдениями о поиске и режиссёр, звукорежиссёр, продюсер неигрового кино, победитель и призёр престижных российских и международных кинофестивалей Александр Калашников. Несколько лет назад у него родилась идея найти киноустановку, которая показывает плёночное кино. И такая нашлась! В таёжной глуши Красноярского края, почти на границе с Монголией. Там, в глухой деревне, где доживают свой век старообрядцы, киномеханик Тимур вместе с женой поддерживает жизнь в старом клубе и продолжает крутить плёнку. Когда-то «кино приехало!» было главным событием в деревне, все места в сельском храме искусств были заняты. Придут ли сегодня хотя бы несколько человек?

— Пятьдесят процентов успеха фильма, как уже говорил Борис Борисович Травкин, — это харизма главного героя. Но чтобы он раскрылся, нужно войти в контакт, общаться на одном языке, стать родственником. Мы буквально жили в семье Тимура, который когда-то приехал сюда после армии с Кавказа, да так и остался, влюбившись в местную жительницу. Правда, в тот момент — в сестру своей жены. История была столь драматична, что мы едва не сошли с линии о сельском кино, которое сегодня почти умерло… Фильм так и называется «Сельский киномеханик», найти его можно в Сети, — говорит режиссёр.

Про подростков

Один из первых фильмов Александра Калашникова о подростках индустриального района был снят 10 лет назад, но не был закончен. Сегодня автор хочет продолжить эту историю.

— В Красноярском ТЮЗе ставили спектакль «Подросток с правового берега» (правый берег в Красноярске — это район, где расположены заводы. — Прим. авт.). Мы отправили артистов знакомиться на улицах с подростками района, записывать на диктофон их истории, чтобы сыграть на сцене. Наиболее интересные вошли в фильм в двух реальностях — запись героя на улице и его история, сыгранная на сцене актёром. Речь шла о девочке, которую не любила мать, о мальчике, который очень любил свою мать, о девочке, которая родила в юном возрасте, и многих других, — рассказал кинодокументалист.

Режиссёр планировал закончить фильм сьёмками восприятия своих героев на большом экране, все они согласились. Но в день премьеры показ по техническим причинам был отменён. Сегодня есть мысли поговорить с героями спустя годы и продолжить эту историю.

Исповедь Тарковского

Иногда случается так, что герой сам находит своего режиссёра. Писатель, охотник, внук Арсения Тарковского и племянник Андрея Тарковского Михаил Тарковский с 1986 года живёт на берегу Енисея. Он предложил снять фильм о настоящих сибиряках, природе края, корнях и внутренней природе.

— Михаилу Тарковскому принадлежит авторство идеи фильма «Счастливые люди», снятого ранее, — рассказал Александр Калашников. — Поэтому он как бы ощутил себя очень причастным к миру кино, и пошло от него руководство — он знал, куда ему встать, и так далее. Чтобы эти ненужные нам в этом случае знания выломать из него, сделать героя естественным, мы потратили немало времени. Материала набрали много — снимали долго, три времени года в картине, однако эпизоды не склеивались в единую картину. Попросили Михаила написать закадровый текст. У него получилось 80 страниц. Читали и сокращали вновь и вновь — в фильм вошло три страницы. А читал их профессиональный актёр, потому что, когда начал читать Михаил, мы поняли, что интонационно это кошмарно. Так бывает. Из всего этого и рождается настоящее кино.

«Хотим видеть Шатина!»

Студенты НГПУ, присутствующие на встрече, посвящённой поиску главного героя документального кино, единогласно выдвинули кандидатуру профессора, доктора филологических наук, блестящего лектора, легендарного Юрия Васильевича Шатина. Юрий Васильевич преподает в НГПУ, НГУ, Новосибирском независимом институте, Новосибирском театральном институте, Московской международной академии бизнеса и менеджмента. Не одно поколение филологов помнит его лекции. Аргумент студентов — «Он живой и интересный, его лекции не хочется пропускать!».

Фильм про маму: что можно и нельзя

Присутствующие на встрече отметили также, что хотели бы снять фильмы о родных, используя архивные фотографии, воспоминания близких. И действительно, некоторые кинодокументалисты с этого и начинают — снимают маму, отца как своего героя. Среди таких фильмов множество «цепляющих» — например, фильм Сергея Князева «Старцы» или Валерии Гай-Германики «Отец»… Однако есть жёсткие табу. Кинодокументалисты рассказывают, как однажды студентка одной из профильных школ представила на просмотр картину про свою мать-алкоголичку. Девушка приезжает к матери и тайком устанавливает камеру. Мать очень радуется дочери, пытается что-то приготовить, но ничего не получается, она ложится, засыпает… Нельзя «выезжать» на родителях, какими бы они ни были, — таков вердикт профессионалов.

КОММЕНТАРИЙ

Александр КАЛАШНИКОВ, режиссёр, звукорежиссёр, продюсер неигрового кино:
— Пятьдесят процентов успеха фильма — это харизма главного героя. Но чтобы он раскрылся, нужно войти в контакт, общаться на одном языке, стать родственником.
Вера ТОЛМАЧЁВА | Фото Валерия ПАНОВА и Александра БРЕЖНЕВА
back
up