В поисках героя
Фестиваль «Встречи в Сибири»: как найти главного героя? Этим вопросом задаются журналисты, публицисты и авторы документального кино

В Новосибирске завершился XXVII Международный фестиваль документальных фильмов «Встречи в Сибири» имени Эллы Давлетшиной, который проходит при поддержке министерства культуры Новосибирской области. Это знаковое культурное событие региона — не только смотр актуальных достижений отечественного и мирового документального кино, но и место культурного диалога кинематографистов разных поколений.
Известный новосибирский кинооператор, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза кинематографистов России Борис Травкин отметил главные составляющие успеха фильма — харизма героя и интересная история. И ещё: ты непременно должен полюбить своего героя! Борис Борисович рассказал о фильме про повара, снятом в соавторстве с режиссёром Валерием Соломиным «Искусство всех времён и народов». Кино о преподавателе школы военных поваров получилось искромётным и весёлым благодаря главному герою. А ведь идея едва не рухнула на корню: претенденты — педагоги — по-военному чеканили, чем они занимаются. По словам Травкина, это было скучно и неинтересно. И вдруг в кабинет совершенно случайно влетел ураганом человек, на ходу зажигая всё вокруг себя. Преподаватель? Да! Так и получилась лента, небольшая, но запоминающаяся — её легко можно найти в интернете.
Кинодокументалисты уверены: чтобы герой раскрылся, необходимо набраться терпения и режиссёру, и оператору. У всех разные методы работы. Наверняка многие помнят сериал «Рождённые в СССР», съёмки которого начались в 1990 году (каждые семь лет они возобновлялись) — там 20 героев из разных союзных республик, которые родились в середине 80-х годов прошлого века. У режиссёра Сергея Мирошниченко была следующая тактика: если он не получал у кого-то из них ответ на свой вопрос, он формулировал его иначе и задавал вновь и вновь. В настоящее время на разных интернет-ресурсах есть информация, что пятая часть фильма о повзрослевших героях находится в производстве. Кстати, изначально отбор проводился из 20 тысяч претендентов.
Поделился своими наблюдениями о поиске и режиссёр, звукорежиссёр, продюсер неигрового кино, победитель и призёр престижных российских и международных кинофестивалей Александр Калашников. Несколько лет назад у него родилась идея найти киноустановку, которая показывает плёночное кино. И такая нашлась! В таёжной глуши Красноярского края, почти на границе с Монголией. Там, в глухой деревне, где доживают свой век старообрядцы, киномеханик Тимур вместе с женой поддерживает жизнь в старом клубе и продолжает крутить плёнку. Когда-то «кино приехало!» было главным событием в деревне, все места в сельском храме искусств были заняты. Придут ли сегодня хотя бы несколько человек?
— Пятьдесят процентов успеха фильма, как уже говорил Борис Борисович Травкин, — это харизма главного героя. Но чтобы он раскрылся, нужно войти в контакт, общаться на одном языке, стать родственником. Мы буквально жили в семье Тимура, который когда-то приехал сюда после армии с Кавказа, да так и остался, влюбившись в местную жительницу. Правда, в тот момент — в сестру своей жены. История была столь драматична, что мы едва не сошли с линии о сельском кино, которое сегодня почти умерло… Фильм так и называется «Сельский киномеханик», найти его можно в Сети, — говорит режиссёр.
Один из первых фильмов Александра Калашникова о подростках индустриального района был снят 10 лет назад, но не был закончен. Сегодня автор хочет продолжить эту историю.
— В Красноярском ТЮЗе ставили спектакль «Подросток с правового берега» (правый берег в Красноярске — это район, где расположены заводы. — Прим. авт.). Мы отправили артистов знакомиться на улицах с подростками района, записывать на диктофон их истории, чтобы сыграть на сцене. Наиболее интересные вошли в фильм в двух реальностях — запись героя на улице и его история, сыгранная на сцене актёром. Речь шла о девочке, которую не любила мать, о мальчике, который очень любил свою мать, о девочке, которая родила в юном возрасте, и многих других, — рассказал кинодокументалист.
Режиссёр планировал закончить фильм сьёмками восприятия своих героев на большом экране, все они согласились. Но в день премьеры показ по техническим причинам был отменён. Сегодня есть мысли поговорить с героями спустя годы и продолжить эту историю.
Иногда случается так, что герой сам находит своего режиссёра. Писатель, охотник, внук Арсения Тарковского и племянник Андрея Тарковского Михаил Тарковский с 1986 года живёт на берегу Енисея. Он предложил снять фильм о настоящих сибиряках, природе края, корнях и внутренней природе.
— Михаилу Тарковскому принадлежит авторство идеи фильма «Счастливые люди», снятого ранее, — рассказал Александр Калашников. — Поэтому он как бы ощутил себя очень причастным к миру кино, и пошло от него руководство — он знал, куда ему встать, и так далее. Чтобы эти ненужные нам в этом случае знания выломать из него, сделать героя естественным, мы потратили немало времени. Материала набрали много — снимали долго, три времени года в картине, однако эпизоды не склеивались в единую картину. Попросили Михаила написать закадровый текст. У него получилось 80 страниц. Читали и сокращали вновь и вновь — в фильм вошло три страницы. А читал их профессиональный актёр, потому что, когда начал читать Михаил, мы поняли, что интонационно это кошмарно. Так бывает. Из всего этого и рождается настоящее кино.
Студенты НГПУ, присутствующие на встрече, посвящённой поиску главного героя документального кино, единогласно выдвинули кандидатуру профессора, доктора филологических наук, блестящего лектора, легендарного Юрия Васильевича Шатина. Юрий Васильевич преподает в НГПУ, НГУ, Новосибирском независимом институте, Новосибирском театральном институте, Московской международной академии бизнеса и менеджмента. Не одно поколение филологов помнит его лекции. Аргумент студентов — «Он живой и интересный, его лекции не хочется пропускать!».
Присутствующие на встрече отметили также, что хотели бы снять фильмы о родных, используя архивные фотографии, воспоминания близких. И действительно, некоторые кинодокументалисты с этого и начинают — снимают маму, отца как своего героя. Среди таких фильмов множество «цепляющих» — например, фильм Сергея Князева «Старцы» или Валерии Гай-Германики «Отец»… Однако есть жёсткие табу. Кинодокументалисты рассказывают, как однажды студентка одной из профильных школ представила на просмотр картину про свою мать-алкоголичку. Девушка приезжает к матери и тайком устанавливает камеру. Мать очень радуется дочери, пытается что-то приготовить, но ничего не получается, она ложится, засыпает… Нельзя «выезжать» на родителях, какими бы они ни были, — таков вердикт профессионалов.

— Пятьдесят процентов успеха фильма — это харизма главного героя. Но чтобы он раскрылся, нужно войти в контакт, общаться на одном языке, стать родственником.

