01.10.24

Ставка — на дороги

Сессия заксобрания НСО приняла несколько законопроектов об изменениях в налоговое законодательство. Наибольшее внимание депутатов привлёк закон об изменениях ставок транспортного налога

Депутаты приняли законопроект в первом чтении, поправки предложено подготовить до 8 октября.

Представил документ министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко. Он напомнил, что ставки транспортного налога не корректировались с 2021 года, в то время как экономическая ситуация за это время существенно изменилась. Увеличение ставок составит около 10%, сумма будет зависеть от мощности двигателя и возраста транспортного средства.

Рост на одну лошадиную силу:

Легковые автомобили

  • до 100 л. с. — с 10 до 11 рублей
  • 100–150 л. с. — с 15 до 16,5 рублей
  • 150–200 л. с., возраст до 5 лет — 50 рублей (не меняется)
  • 150–200 л. с., возраст 5–10 лет — с 37 до 41 рубля
  • 150–200 л. с., возраст свыше 10 лет — с 25 до 27,5 рубля
  • 200–250 л. с, возраст до 5 лет — 75 рублей (не меняется)
  • 200–250 л. с, возраст 5–10 лет — с 56 до 62 рублей
  • 200–250 л. с, возраст свыше 10 лет — с 37,5 до 41,5 рубля
  • свыше 250 л. с., возраст до 5 лет — 150 рублей (не меняется)
  • свыше 250 л. с., возраст 5–10 лет — с 112,5 до 124,5 рубля
  • свыше 250 л. с., возраст свыше 10 лет — с 75 до 83 рублей

Мотоциклы и мотороллеры

  • до 20 л. с. — с 5 до 5,5 рубля
  • до 35 л. с. — с 8 до 9 рублей
  • свыше 35 л. с. — с 30 до 33 рублей

Снегоходы и мотосани

  • до 50 л. с. — с 20 до 22 рублей
  • свыше 50 л. с. — с 30 до 33 рублей

Примерно в такой же пропорции повысятся ставки на грузовые автомобили, водный транспорт, воздушные суда. Максимальная ставка за 1 л. с. предусмотрена для владельцев яхт мощностью свыше 100 л. с. — 400 рублей за 1 л. с. Эта ставка осталась неизменной.

Транспортный налог является региональным, средства поступают в бюджет области. Как сообщил Виталий Голубенко, эта мера позволит дополнительно привлечь 224 млн рублей — средства будут направлены на пополнение дорожного фонда.

Мнения депутатов при обсуждении законопроекта разделились. Депутат от КПРФ Яков Новосёлов отметил, что считает нецелесообразным увязывать рост налоговой ставки с увеличившейся стоимостью бензина, поскольку в совокупности это только осложнит финансовое положение автовладельцев. Он также высказал мнение, что заметное повышение ставок в 2021 году не особенно повлияло на состоянии дорог в области.

Его коллега по фракции Роман Яковлев также полагает, что ситуация с дорожным строительством не сильно изменилась после 2021 года. Он усомнился и в том, что дорожная инфраструктура улучшится в результате очередных корректировок.

Представитель «Новых людей» Сергей Левшенков предположил, что подобные меры могут сделать автомобиль непозволительной роскошью. Кроме того, люди платят за бензин, включая растущие акцизы, а теперь ещё и повышенный налог — получается двойное налогообложение, считает депутат.

Критикам законопроекта возразил первый вице-спикер Андрей Панфёров, призвавший не сравнивать экономическую ситуацию 2021 и 2024 годов и не пускаться в полемику, а придерживаться государственной точки зрения. Его поддержала вице-спикер Ирина Диденко, а председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко категорически не согласился с тем, что дороги в регионе строятся плохо. Он заявил, что много ездит по районам области и своими глазами видит, как улучшается состояние дорог.

Спикер заксобрания Андрей Шимкив отметил:

— Думаю, перед вторым чтением дискуссии ещё будут, но уверен, что мы примем это небольшое повышение. Главное, чтобы люди видели, что транспортные налоги идут на дороги, на их ремонт и содержание.

Ещё один законопроект об изменениях в налоговое законодательство касался предпринимателей, работающий по патентной системе налогообложения (ПСН). Как сообщил Виталий Голубенко, его разработка вызвана необходимостью актуализировать размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя (ИП). Предыдущие изменения, принятые в 2023 году, были рассчитаны, исходя из величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), фиксированного платежа для ИП и индекса потребительских цен. Эти цифры сегодня изменились, и действующие ставки более не соответствуют экономическим реалиям, что может привести к нарушению принципов равенства и справедливости налогообложения. Так, те, кто работает по упрощённой или общей системам налогообложения, будут платить налоги с учётом роста МРОТ и других экономических показателей. Но те, кто работает на ПСН, продолжат платить налоги исходя из экономической ситуации прошлого года.

Стоит также учитывать, что это местный налог, и его плательщики пополняют скромные бюджеты муниципалитетов, напомнил министр. По прогнозу минфина, после принятия закона в бюджеты городов поступит дополнительно 110 тысяч рублей, в бюджеты районов — 64 тысячи.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up