01.08.23

Сделать искусство видимым

Директор ЦК19 Инна ОСТРОМЕНСКАЯ — о жизни в Италии, тенденциях современного искусства и влиянии искусственного интеллекта на художников

ДОСЬЕ
ИННА ОСТРОМЕНСКАЯ
Окончила НГПУ, художественно-графический факультет. Несколько лет работала в отделе PR и рекламы «Новосибирсквнешторгбанка», где проводила выставки новосибирских и региональных художников; в частной художественной галерее «Старый город». С 2008 года в кинотеатре «Победа» занималась организацией и проведением международных кинофестивалей, творческих встреч и выставок. Затем три года работала преподавателем итальянского языка и переводчиком в языковой школе «Tre scalini». С марта 2019 года является директором центра культуры ЦК19.

Когда Инна Остроменская пришла работать в Городской центр изобразительных искусств (ГЦИИ), его учредителем была поставлена задача провести реформирование центра. Новосибирск, будучи культурной столицей Сибири и третьим по величине городом в стране, не имел площадки, которая занималась бы современным искусством. И впервые ЦК19 объявил о себе на первом международном фестивале современного искусства «48 часов Новосибирск» в сентябре 2019 года, который был отмечен двумя премиями — «Серебряный лучник-Сибирь» и «Инновация 2020». Чем сегодня живёт центр, какие планы вынашивает и что такое современное искусство?

— Инна Ивановна, известно, что вы долгое время работали в банке. Чем там занимались?

— Восемь лет после института проработала в банке. Помимо дел рекламных и маркетинговых, занималась организацией выставок. На втором этаже был огромный холл и длинная пустая стена, там я и устраивала выставки работ художников. Идея была хорошая — и с точки зрения пиара, и для художников. В Новосибирске и тогда было, и сейчас не так много выставочных пространств. Однако тогда какие-то галереи открывались, работали, закрывались. Сейчас этого ещё меньше, потому что сложно заниматься таким бизнесом.

— Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?

— Художников в городе достаточно, и люди ходят на выставки, но рынка такого нет. У нас есть городские и областные музеи. Мы — муниципальное бюджетное учреждение. Частникам тяжело: невозможно бесконечно вкладывать деньги, не получая ничего обратно, а история эта дорогостоящая. В Москве и Санкт-Петербурге это есть, потому что и людей в разы больше, и уровень жизни гораздо выше.

— Как вы решились на переезд в Италию?

— Италия была моей большой страстью. Я окончила в 1992 году художественно-графический факультет нашего педуниверситета. Когда мы изучали историю мирового искусства, в том числе архитектуру Древнего Рима, в голову никому не приходило, что такую красоту мы когда-нибудь увидим. Первый раз приехала к подруге, которая вышла замуж за итальянца, — и влюбилась. Влюбилась в эту страну. С этого всё началось. Когда сильно что-то нравится, хочется в этом развиваться, больше погружаться. Так начала язык изучать, постоянно туда ездить. Когда приезжаешь туристом, про страну на самом деле ничего не знаешь. У тебя какое-то идеальное впечатление, которое к реальности мало имеет отношения. Поэтому решила поехать туда пожить. Прожила в Италии три года. Первый год — под Римом, в деревне, среди оливковых деревьев и фруктов. Второй год жила на юге — в Калабрии, на море, а третий год на севере — в Падуе, недалеко от Венеции. На самом деле, Италия северная, центральная и южная абсолютно разные.

— Любовь большая к Италии осталась?

— Она никуда от меня не делась. Я её как чужую страну для себя не воспринимаю, потому что три года жизни — это много. Там много моих знакомых, друзей и близких людей. Где-то через год после возвращения я устроилась работать в кинотеатр «Победа». Занималась фестивалями, и всё, что касалось Италии, было моё: и мода, и кухня, и кино. Когда через восемь лет ушла из «Победы», неожиданно для себя попробовала преподавать итальянский язык. К тому времени я уже им хорошо владела — и как переводчик работала, и сертификаты необходимые были. Есть же такое мнение, чтобы какой-то предмет максимально хорошо изучить, надо учить ему других. Сначала это было хобби, а потом оказалось, что я три года отдала языковой школе итальянского языка. Сейчас, конечно, меньше общаюсь на итальянском. И когда у меня спрашивают, не забуду ли я, отвечаю: «Я его уже никогда не забуду». Всё-таки двадцать с лишним лет сознательной жизни.

— Что сегодня подразумевают под современным искусством?

— Тут есть путаница с терминами. Contemporary Art переводится с английского как «современное искусство». Под этим термином понимают всё современное искусство со второй половины ХХ века: и традиционное, и перфомансы, и инсталляции. Но поскольку в русском языке слово «современный» имеет более широкое понятие, чтобы конкретизировать современное искусство, его ещё часто называют актуальным. Поэтому мы говорим «современное искусство», но подразумеваем актуальное.

«Город и люди», Международный фестиваль фотографии «Другое измерение», 2022 г.

— Какие тенденции, формы, идеи сейчас преобладают в современном искусстве?

— Искусство — это зеркало общества. Если в классическом искусстве важна форма, то в современном — не столько форма, сколько содержание. Современное искусство отражает то, чем живёт общество, что его волнует, какие вопросы перед собой ставит. В последние 20 лет наш мир заполонили гаджеты. Конечно, такой инструмент не мог остаться в стороне от искусства. Художники увлечены новыми технологиями, и из этого рождаются новые формы. Это и виртуальная реальность, и искусственный интеллект, и дополненная реальность — всё это развивается. И это понятно и логично.

Одна из тем, которой многие институции сейчас занимаются, — обращение к прошлому опыту. Поэтому, я думаю, многие начали работать с архивами современного искусства. Мы тоже не стали исключением. С 2020 года мы собирали информацию о новосибирских художниках для онлайн-платформы RAAN музея современного искусства «Гараж», а в процессе работы начали формировать свой вещественный архив. Он пока небольшой, но часть материалов зрители могли видеть на выставке «Архивостроение» в мае этого года. Девяностые, какими бы сложными они ни были, — это очень активные годы: появлялись новые группы художников, «выстреливали» новые имена, проходили яркие выставки, создавались проекты. С одной стороны, архивы — это возможность переосмыслить опыт, получить вдохновение. С другой — сейчас часто говорят о том, что надо формировать новый культурный код, а создавая новое, мы неизбежно обращаемся к тому, что было.

Для меня нет разницы в том, сделана работа с помощью нейросети или написана традиционно на холсте маслом. Главное, чтобы это было интересно, талантливо, а инструмент — это вторично…

Выставка-исследование «Архивостроение», 2023 г.

— Как вы относитесь к искусственному интеллекту и нейросети? Могут ли они повлиять на работу художников?

— Мы это уже проходили. Когда появилось кино, все говорили, что театры скоро никому не будут нужны. А театр как жил, так и живёт. Появилась фотография — решили, что не нужны будут картины. И то живёт и развивается, и это живёт и развивается. Я не думаю, что с появлением нейросети не нужны будут художники, тем более молодые, которые с гаджетами «на одном языке». Это всё будет развиваться. Как будет продолжать развиваться традиционное искусство? В музее, рассматривая картину, мы восхищаемся, как реалистично прописана капля на листке. Это вызывает восторг, потому что человек дошёл до вершины мастерства в изобразительном искусстве. Но, с другой стороны, художники писали эти картины годами. Сейчас ритм жизни другой. Для меня нет разницы в том, сделана работа с помощью нейросети или написана традиционно на холсте маслом. Главное, чтобы это было интересно, талантливо, а инструмент — это вторично. Я прекрасно понимаю художников, которые этим увлечены, потому что открываются безграничные возможности. Куда это всё развернётся — неизвестно. Но я пока в лагере тех, кто говорит, что с этим надо быть осторожным и не заигрываться.

— Что больше всего сегодня интересно зрителям?

— Я буду говорить в первую очередь о нас. Наше название имеет три расшифровки: Центр Культуры, Ценность Контекста и Цель Коммуникации. У нас бывают выставки традиционного искусства, но одной из основных задач мы считаем работу с молодыми начинающими авторами или самоорганизациями. Если у известных художников есть возможность выставляться в больших галереях и за пределами города, а может, и страны, то молодой художник, как правило, мало кому известен. Для нас важно сделать искусство этих художников видимым. К тому же художнику важно получить обратную связь, услышать критику и мнение зрителей и старших товарищей. Раньше работали институции, гранты, были совместные международные проекты, и все активно в этом участвовали. Сейчас всё кардинально изменилось. Нужно к этой новой реальности приспособиться, выстроить свою жизнь по-новому, и мы стараемся поддержать молодёжь. Также у нас всегда предусмотрена публичная программа, чтобы была возможность обсудить контекст выставки, понять идею художника, может, сформировать свои смыслы. Современному зрителю уже неинтересно просто прийти и посмотреть экспозицию, ему важно стать соучастником творческого процесса, будь то мастер-класс, медиация или участие в перформансе. Но я не согласна с теми, кто считает, что современное искусство — это только для молодёжи. Конечно, она более мобильна, настроена на восприятие нового, актуального, но к нам ходит достаточно посетителей и старшего поколения.

— Какие формы взаимодействия со зрителями наиболее удачны?

— Мы были первыми, кто начинал проводить медиации в Новосибирске. В Европе они давно проходят, в Москве и Питере тоже. В Новосибирске это появилось недавно. Формат приближает публику к современному искусству. В отличие от экскурсии, где вам всё рассказывают, медиация — процесс, в котором зритель непосредственно участвует. Рассказывая о фрагментах выставки, медиатор задаёт вопросы. И в процессе ответов и дискуссии зрители подходят к теме, которую хотел показать художник, и находят новые смыслы. Зрителям нравится быть не пассивными слушателями, а соучастниками процесса. Отсюда популярность мастер-классов, перфомансов.

Выставка «Молодой дизайн», 2022 г.

— А выставки известных художников-классиков вы проводите?

— В прошлом году у нас была выставка Николая Грицюка, сто лет со дня рождения мы которого мы все отмечали. Это наш мэтр, наша гордость. Выставку мы проводили совместно с художественным музеем, всего было около 300 работ. Два месяца, на двух наших этажах экспонировались его картины — все они из коллекции семьи. Выставка пользовалась популярность, огромное количество людей на ней побывало. Мы проводили большую персональную выставке Сергея Беспамятных, — и даже его друзья, те художники, которые с ним общались, были под впечатлением, потому что Сергей участвовал в коллективных выставках, а персональная была много лет назад, и работы хранятся в частных коллекциях. Был проект, посвящённый графике Геннадия Арбатского, который мы делали с его супругой Татьяной, — это направление его творчества известно меньше, чем живописные работы или скульптуры на улице Богдана-Хмельницкого. Так что мы показываем и будем показывать работы наших метров. 

— Какие планы и проекты сейчас вынашиваете?

— Конечно, мы продолжим знакомить горожан с творчеством молодых художников. 3 августа открывается выставка Ксении Карамзиной — молодой новосибирской художницы. В сентябре 2023 года мы выступаем площадкой для юбилейной выставки Новосибирского отделения Союза художников России — ему исполняется 90 лет, будут представлены все новосибирские художники — члены Союза художников России. В конце года уже в шестой раз пройдёт выставка «Молодой дизайн», а также долгожданная выставка Алёны Залуцкой, известного новосибирского художника-керамиста. На будущий год много планов, но не хотелось бы их все раскрывать. Назову только некоторые выставки: международный фестиваль современной фотографии «Другое измерение» (куратор Андрей Мартынов); выставки наших мэтров — Михаила Казаковцева, Елены и Андрея Бертолло и других художников. Обязательно будет выставка с использованием наших архивных материалов, несколько привозных проектов. Так что будем продолжать знакомить зрителей с современным искусством.

Елена ЯКОВЛЕВА | Фото предоставлены ЦК19

 

back
up