Чудеса на ладони
Выставки сибирского левши Владимира Анискина проходят по всей России и находятся в частных собраниях. В коллекции мастера — более 200 работ. Большинство из них можно увидеть только под микроскопом, а все вместе они легко поместятся в ладони
Владимир Анискин — доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН. Сейчас выставка его работ «Тайны невидимых шедевров» проходит в Новосибирске — здесь представлено около 40 микроминиатюр. Любопытно, что экспозиция размещена в ангаре на Мочищенском шоссе, 1/6, где собрана коллекция ретроавтомобилей.
Первая работа, которую мастер называет серьёзной, появилась 20 лет назад — это рисовое зёрнышко. Правильней даже сказать — его половинка. На срезе Анискин разместил отрывок из произведения Лескова «Левша». Первоначальной задачей было написать на зерне фрагмент из двухсот букв. Однако, сократив расстояние между буквами и строчками, удалось вместить на срез почти две тысячи знаков! Текст о том, как царь разглядывает блоху, нацарапанный тончайшей иглой, состоит из 22 строк. Кстати, параллельно Анискин занимался поиском технологии изготовления подков для блохи. И одна из них размещена в самом начале текста. По словам автора, есть шанс, что эта миниатюра, созданная два десятилетия назад, сможет войти в Книгу рекордов Гиннесса. Заявка уже подана.
Сейчас мастер легко наносит на рисовый срез целые басни…
…и песенки. Но оформление требует дополнительной работы. Фраза из песни «От улыбки станет всем светлей — и слону, и даже маленькой улитке» тоже написана на зёрнышке. А зёрнышко можно разглядеть на крошечной улитке из мультфильма.
Владимир Анискин признаётся: чтобы создать миниатюру — к примеру, натюрморт с кувшином вина и спелой гроздью на виноградной косточке, — необходимо ловить момент между ударами сердца. Под микроскопом отчётливо видна амплитуда движения инструмента. Работать нужно в очень спокойном состоянии. И желательно даже не завтракать.
А вот самая маленькая в России матрёшка, созданная Владимиром Анискиным, хранится в Санкт-Петербурге, в музее «Русский Левша». Её размер 0,2048 мм, о чём свидетельствует официальный именной сертификат, выданный микроминиатюристу Книгой рекордов России летом нынешнего года.
Вопрос, из чего создаются крошечные произведения микроминиатюрного искусства, мастеру мы, конечно, задали. И были весьма удивлены ответом. Оказывается, в качестве материалов для работы Владимир использует и драгоценные металлы (как, например, для копии золотого червонца диметром 3 мм), и оригинальные ткани (как нить георгиевской ленты для серии наград «Военная слава России»), и краску, и…обычную пыль.
Знаменитая работа Анискина — роза в волосе, словно в хрустальном сосуде. На поиски технологии её изготовления у мастера ушло три года. Но решение нашлось: стебель красного цветка выполнен именно из пылинки.
— Пыль состоит из частичек эпителия, камней и ткани, — рассказывает Владимир. — В нашем случае использовалась частичка пылинки зелёной ткани. Пылинки бывают длинными и цилиндрическими, их можно резать и использовать по «микроназначению».
— Кстати, за тот период, что шла подготовка к появлению розы, — продолжает мастер, — я освоил изготовление мультяшных фигурок, которые особенно любимы ребятишками. К примеру, крокодил Гена и Чебурашка стоят на маковом зёрнышке. Важная деталь, которую не все замечают: у Гены зубы выполнены из золота!
Гигантское ископаемое — мамонт на срезе волоса — тоже можно увидеть на выставке в Новосибирске.
Разумеется, прежде чем назваться левшой, новосибирский мастер сдал экзамен — подковал блоху. При этом на подковах выгравировано его имя и дата работы. Продел он и верблюдов сквозь игольное ушко. Причём целый караван!
Одна из любимых работ микроминиатюриста — ландыши на срезе макового зёрнышка. Эту работу мужчина посвятил русским женщинам. Кстати, время, потраченное на изготовление цветка, анималистической фигурки или копии ордена может занимать до нескольких месяцев.
Летом к Владимиру Анискину обратились археологи. Учёным необходимо было определить по ткани XVI века, из шерсти какого животного она была соткана. Микроминиатюрист разрезал волоски пряденых нитей.
— Получены фотографии срезов волосков. Фотографии были сделаны на электронном микроскопе моим коллегой Артёмом Филипповым. «Спасибо ему! — написал микроминиатюрист на своей странице ВКонтакте. — Следующий шаг — это биологи, они должны по полученным фотографиям определить вид животного. Так что окончательных результатов нам придётся ещё подождать».
Тема космоса не случайна в творчестве Владимира. В советское время все мальчишки мечтали быть космонавтами. А люди в скафандрах выглядели небожителями в их восторженных глазах. Космические истории тоже отражены в работах.
В год 75-летия Победы целая микровыставка, посвящённая этому событию, побывала в космосе. Российский космонавт Иван Вагнер сфотографировал медальон с микроминиатюрами на фоне Земли. При изготовлении на протяжении более двух лет серии, каждый предмет которой не более 2,5 мм, использовались такие же материалы: золото, олово и краска. А копии Знамени Победы были созданы из частичек ниточки, снятой с официальной копии Знамени Победы, которую мастеру предоставил музей Вооружённых Сил.
В Книге рекордов России зафиксирована и копия самой маленькой монеты в мире — золотого червонца «Сеятель» диаметром всего лишь 3,17 мм. Это работа Владимира Анискина. А впереди у мастера новый рекорд, который мы с нетерпением ждём. Это самая маленькая в мире деревянная ложка. Заявка была отправлена в Книгу рекордов Гиннеса. Ложка Анискина уже готова и проходит замеры в Центре стандартизации и метрологии Новосибирска.
Вера ТОЛМАЧЁВА | Фото Валерия ПАНОВА и из открытых источников