13.06.19

Суверневское тридцатилетие

К 100-летию со дня рождения доктора технических наук Виталия Григорьевича Сувернева, в 1959—1989 годах руководившего СибНИА

Модель Су-27 в АДТ Т-203. 1980-е годы.

Первые шаги

Будущий руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) родился в Новониколаевске ровно сто лет назад — 16 июня 1919 года. В 1938 году девятнадцатилетний паренёк из семьи служащего с отличными оценками окончил школу и без вступительных экзаменов поступил в Московский авиационный институт (МАИ) имени Серго Орджоникидзе. Ког­да началась война, часть студентов, бывших на каникулах, эвакуировали в Новосибирск. Здесь Виталий Григорьевич летом 1941 года устраивается электриком на завод №208 и вскоре переводится из МАИ на четвёртый курс эвакуированного Московского авиационного технологического института (МАТИ). В том же здании, где разместился МАТИ — авиационного техникума, — находился и филиал №2 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского. Сюда 15 мая 1943 года и пришёл работать Виталий Сувернев.

 

Когда в ходе войны наметился перелом, МАТИ вернулся в столицу, туда же уехал и Сувернев — на работу над дип­ломным проектом. А потом он, уже дипломированный инженер, направленный на приборостроительный завод в Бердск, добивается перераспределения с учётом прежнего места работы и в марте 1944 года с первой группой молодых специалистов прибывает в новосибирский филиал №2 ЦАГИ. Появление этой группы сыграло большую роль в решении вопроса о сохранении в Новосибирске организации, готовившейся к возвращению в Москву. При поддержке секретаря обкома партии Михаила Кулагина процесс ликвидации филиала был остановлен. Виталий Сувернев становится сотрудником аэродинамической лаборатории №4 и в ноябре 1944-го назначается начальником экспериментального отдела №1. В год Победы молодой специалист получает свою первую правительственную награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

 

В 1951 году Сувернев, первым из сотрудников СибНИА, становится слушателем Академии авиационной промышленности СССР по специальности «инженер-технолог по самолётостроению». В 1953 году, окончив Академию с отличием, В. Г. Сувернев возвращается в СибНИА начальником лаборатории. А диссертацию «Колебания трёхслойных оболочек вращения с заполнителем» на степень кандидата технических наук, начатую ещё в 1946 году под руководством будущего академика В. В. Струминского, из-за перегруженности административной работой Виталий Григорьевич защитил только в 1965 году.

 

Сувернев В. Г. 1990-е годы.

От «Тушек» до «Бурана»

В октябре 1954 года Сувернев назначается заместителем начальника института по научной работе, а в ноябре 1959 года — начальником СибНИА, став одним из крупнейших организаторов прикладной и академической науки в Сибири. За последующие 30 лет институт превратился в крупнейший научно-исследовательский центр авиационной промышленности на востоке страны, вносивший большой вклад в создание новейших образцов авиационной гражданской и военной техники. Под руководством и при непосредственном участии В. Г. Сувернева были созданы уникальная экспериментальная база и технологии мирового уровня, которые позволяют и сегодня проводить в СибНИА любые натурные лабораторные испытания всех классов летательных аппаратов. В институте за эти годы появился мощный комплекс испытательных лабораторий с энергетической и производственной базой, подготовлены высококвалифицированные кадры учёных-исследователей, сформированы передовые научные школы, организована в 1962 году аспирантура, которая подготовила десятки специалистов высшей квалификации. В 60-е годы, когда велось интенсивное строительство производственной и экспериментальной баз института, его производственные площади увеличились на 32 тысячи квадратных метров. За работу над созданием и оснащением и за ввод в эксплуатацию уникального прочностного испытательного комплекса на базе корпуса-стенда №6, предназначенного для испытаний на прочность самолётов с полётным весом до 500 тонн и размерами до 80 метров, В. Г. Суверневу вместе с другими сотрудниками института в 1969 году была присуждена Государственная премия СССР. К 1986 году масштабная реконструкция института закончилась вводом в эксплуатацию корпуса-стенда №30 усталостной прочности самолётов с площадью силового пола 5 400 кв. м, максимальным весом испытываемых объектов до 400 тонн и габаритами до 90х60х20 м, предназначавшегося для испытаний нового поколения летательных аппаратов.

 

Итоги большого объёма проведённых в СибНИА комплексных прочностных испытаний авиаконструкций были обобщены Виталием Суверневым в докторской диссертации, которую он защитил в 1971 году, удостоившись год спустя учёного звания «профессор». При его участии было выполнено более 80 научно-исследовательских работ, оформленных в виде статей и отчётов, он руководил подготовкой и защитой семи кандидатских диссертаций по специальности «Строительная механика и прочность летательных аппаратов». Отдельные результаты работ Виталия Григорьевича отразились в 30 полученных им авторских свидетельствах.

 

Одна из главных заслуг Виталия Григорьевича и коллектива института — успешное проведение испытаний более 170 самолётов почти всех типов, выпускавшихся в этот период, не говоря уже об испытаниях сотен отдельных агрегатов. Аэродинамическим исследованиям при Виталии Суверневе подверглись более 1 500 моделей самолётов, подводных лодок, других транспортных средств и архитектурных сооружений. Эксперименты органично дополнялись теоретическими исследованиями. Разрабатывались и внедрялись в практику работы ОКБ авиационной и ракетной промышленности алгоритмы и компьютерные программы для расчёта конструкций на прочность, усталостную долговечность и живучесть. По результатам теоретических исследований опубликованы десятки монографий и сборников, сотни статей и докладов. Также в СибНИА составили уникальный атлас неровностей практически всех основных аэродромов СССР, данные которого до сих пор используются в ОКБ при расчёте динамической прочности самолётов и их взлётно-посадочных устройств.

 

В СибНИА при Виталии Суверневе был выполнен ряд крупных этапных работ, которые оказали большое влияние на развитие научных направлений, рост кадров, повышение уровня исследований и испытаний авиационной техники. Одной из первых таких работ стало освоение усталостных испытаний гермокабин пассажирских самолётов с помощью сжатого воздуха взамен испытаний водой в гидробассейнах. Эта технология, реализованная впервые в мире в СибНИА, позволила значительно сократить сроки проведения испытаний, дала большой экономический эффект. Вторая — разработка комплекса оборудования для исследования тепловой прочности летательных аппаратов и создание уникальной установки инфракрасного нагрева с управляемой мощностью 12 тысяч кВт. При выполнении этой работы СибНИА инициировал серийное производство в стране кварцевых галогенных ламп, которые нашли широкое применение в различных отраслях.

 

Важной главой в истории института стали тепловые усталостные испытания сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. В разработке технологии испытаний и создании стенда ЦИКЛ-1С для их проведения принимали участие практически все подразделения СибНИА. Аналога таким испытаниям и стенду в то время не было. Стенд ЦИКЛ-1С имел размеры 138 метров в длину, 36 в ширину и 47 в высоту, весил около 2,5 тысяч тонн и представлял собой подобие замкнутой многоконтурной аэродинамической трубы, в рабочей части которой был помещён планер самолёта. С помощью системы механического нагружения к планеру прикладывались программные нагрузки, для моделирования температурных полей в рабочую часть с помощью мощных вентиляторов подавался нагретый или охлаждённый в соответствии с программой воздух. Зона двигателей нагревалась с помощью инфракрасного излучения.

 

При испытаниях самолёта Ту-144 были впервые отработаны проблемы массовой тензометрии (10 тысяч датчиков) и термометрии (8 тысяч датчиков), управления нагревом и охлаждением с одновременным механическим нагружением, решены вопросы аварийной защиты и созданы соответствующие системы. К сожалению, по разным причинам производство и эксплуатация Ту-144 были прекращены, но полученный в ходе испытаний научно-технический задел пригодится и при создании сверхзвуковых пассажирских самолётов второго поколения.

 

И, наконец, последний за это тридцатилетие большой этап — комплексные тепловиброакустические испытания агрегатов ВКС «Буран». Для них были разработаны испытательные установки, которые позволяли задавать диапазон температур от –190 до 1 800° С. Только по одним тепловым установкам для «Бурана» институт получил около 20 авторских свидетельств на изобретения. Созданы уникальные термоакустические установки с уровнем шума свыше 160 децибел и температурой до 1 000° С. Результаты испытаний использованы для заключения о прочности к первому полёту ВКС «Буран», состоявшемуся в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года, а наработанный научно-технический задел очень ценен для разработки современных и перспективных гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов.

 

Для испытательных работ институт собственными силами разрабатывал и изготавливал сложнейшие экспериментальные установки, аэродинамические трубы, стенды и нестандартное оборудование различного назначения. Об уровне этих разработок говорят свыше 500 авторских свидетельств и патентов на изобретения, полученных в 1959—1989 годах.

 

Теперь «суверневское тридцатилетие» многие поколения работников СибНИА вспоминают как время расцвета института, наиболее плодотворное по достигнутым результатам.

 

Стенд ТПИ-5. 1980-е годы.

Не только испытания

Сувернев не упускал из виду и развитие социально-бытовой сферы института. За период руководства институтом Виталия Григорьевича были построены 22 жилых дома, пионерский лагерь, в котором ежегодно отдыхали более 500 детей. Имелись два детских комбината, три детских сада и ясли на 880 мест. Более 150 школьников занимались в 11 кружках Клуба юных техников «Высота», при этом в семи кружках велась работа по авиационной тематике. Два воспитанника Клуба стали чемпионами РСФСР по авиамодельному спорту среди юношей. В живописном бору невдалеке от берега Оби была построена круглогодичная база отдыха «Седова Заимка», где зимой могли отдохнуть более тысячи человек, а летом — более 500 семей.

 

Спортсмены института участвовали в соревнованиях союзного и международного уровней, особенно большое внимание уделялось «родным» видам спорта: авиамодельному, планерному, дельта- и мотодельтапланерному. Авиамоделисты под руководством тренера сборной команды Министерства авиационной промышленности и СибНИА Г. А. Побежимова участвовали в соревнованиях союзного, республиканского и министерского уровней, неизменно завоёвывая призовые места. С 1960 года из числа сотрудников СибНИА воспитано 12 мастеров спорта СССР, в том числе чемпион мира в командном первенстве, двукратный чемпион Европы С. И. Пицкалёв. Неоднократно отличались на соревнованиях и дельтапланеристы института. Особой популярностью в СибНИА пользовались альпинизм и туристские виды спорта, спортивное ориентирование. Спортсмены-любители — сотрудники института — участвовали в чемпионатах СССР, первенствах России, ДСО «Зенит» и «Труд», неоднократно занимая на них призовые места. В числе призёров — покорители памирских «семитысячников» — Пиков Коммунизма, Ленина и Корженевской. Команда СибНИА — неоднократный чемпион Новосибирской области по водному туризму. Яхтсмены института были постоянными участниками областных и зональных соревнований, занимали первое место в стомильных гонках по классу «Нефрит». В институте проводились зимние и летние спартакиады, фестивали и смотры художественной самодеятельности.

 

В. Г. Сувернев на протяжении полувека занимался преподавательской деятельностью, которую он начал в Новосибирском авиационном техникуме в 1947 году. С организацией в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ) самолётостроительного факультета (ССФ) и кафедры самолётостроения в 1958 году он приступил к работе на ней в должности доцента. Лекции по курсу «Основы авиации», «Конструкция и проектирование самолётов», «Конструкция и расчёт самолётов на прочность» отличались большой убедительностью, наглядностью и многообразием фактического материала, яркостью изложения. Материал подавался на высоком профессиональном уровне с учётом новейших достижений научно-технического прогресса и вызывал неподдельный интерес студентов.

 

Преподавательский труд в НЭТИ Виталий Сувернев всегда успешно сочетал с научно-методической работой. С 1968 года он — профессор кафедры самолётостроения, а с 1974 года — заведующий кафедрой. За период работы на кафедре профессором Суверневым подготовлен и издан ряд методических пособий и конспект лекций по курсу «Конструкция самолётов». Активное участие принимал он в оснащении лабораторий факультета и кафедры оборудованием, современной аппаратурой и экспериментальными установками. По инициативе Виталий Григорьевича на ССФ были созданы отраслевые научно-исследовательские лаборатории «Прочность авиационных конструкций» и «Охлаждающие системы», оснащённые необходимыми для проведения исследований и практических занятий оборудованием и установками.

 

Он был председателем Государственной экзаменационной комиссии, членом Учёного совета, членом Специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций НЭТИ. И в НЭТИ, и в Новосибирском государственном техническом университете, в который был преобразован институт, авторитет профессора В. Г. Сувернева был очень высок. Высоким был его педагогический и научный авторитет в масштабах Новосибирска, авиационной отрасли и в академическом сообществе страны. В. Г. Сувернев был членом Объединённого учёного совета вузов г. Новосибирска, членом Объединённого Учёного совета при президиуме Сибирского отделения Академии наук СССР, а также членом Секции по механике и энергетике этого Совета, членом Научного совета по проблемам конструкционной прочности и разрушения Госкомитета СССР по науке и технике.

 

Будучи членом КПСС с 1950 года, Виталий Григорьевич вёл большую общественную работу в партийных организациях СибНИА, Дзержинского района (член бюро райкома с 1960 года), и города Новосибирска. С 1964-го по 1989 год он избирался депутатом Совета народных депутатов Дзержинского района, был депутатом городского Совета народных депутатов.

За плодотворную организаторскую, научную, педагогическую и общественную деятельность Виталий Григорьевич Сувернев был награждён орденами Октябрьской революции (1974 год), Трудового Красного Знамени (1966 год), медалями, имел почётные знаки и поощрения Министерства авиационной промышленности и Министерства народного образования СССР. В декабре 1984 года он удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1989 году — звания «Почётный авиастроитель».

 

В 1989 году, после ухода с поста руководителя СибНИА, Виталий Григорьевич продолжил работу в должности его учёного секретаря, щедро делясь своим научным и педагогическим багажом, огромным организаторским и производственным опытом с новым поколением сотрудников института.

 

Сегодня СибНИА, входящий в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского», — комплексный научно-исследовательский центр, обладающий унаследованным от предшественников, значительно обновлённым и модернизированным уникальным потенциалом, позволяющим решать любые задачи в области авиационной и ракетно-космической техники, в том числе на новых, сформировавшихся в 2000-е годы направлениях деятельности. Одним из плодов этой работы стало рождение в стенах СибНИА достойного наследника легендарного Ан-2 — цельнокомпозитного многоцелевого лёгкомоторного самолёта ТВС-2ДТС для местных воздушных линий, с рекордными в своём классе лётно-техническими характеристиками и большим потенциалом развития.

 

В Юношеской планерной школе имени Валерия Рыцарева, работающей на базе института, получают «путёвку в небо» юные авиаторы, отрабатываются и совершенствуются методики обучения и воспитания будущих пилотов, авиационных инженеров и конструкторов, позволяющие успешно решить главную проблему науки и производства в нашей стране — кадровую.

 

Чтобы увековечить память о выдающемся человеке, сотрудники СибНИА им. С. А. Чаплыгина установили мемориальные доски на доме №39 по улице Чаплыгина в городе Новосибирске, где с 1945-го по 2000 год жил Виталий Григорьевич, и на корпусе №1 Института, которому он отдал 57 лет своей жизни.

 

Мемориальная доска в СибНИА. 2018 год.

 

Примеры эффективности уровня и масштаба проведённых в 1950–1980-е годы исследований и выполненных разработок новых методов проведения испытаний авиационной техники:

 

  • Исследования прочности и выносливости первого отечественного реактивного пассажирского самолёта Ту-104 позволили получить экономический эффект более 450 миллионов долларов.
  • Впервые в мировой практике в 1967 году были проведены испытания на выносливость фюзеляжей пассажирских самолётов без использования гидробассейна — циклическим наддувом сжатым воздухом — и решена проблема безопасности таких испытаний.
  • Общий объём испытаний моделей в аэродинамической трубе Т-203 в обоснование компоновки и аэродинамических характеристик истребителя Су-27 составил около 10 тысяч часов.


Самые значимые достижения коллектива СибНИА, которых он добился под руководством доктора технических наук профессора Сувернева:

 

  • исследование и создание (в процессе самостоятельно проведённых и совместных со специалистами ЦАГИ работ) аэродинамической компоновки самолётов различных типов и других летательных аппаратов, созданных в СССР и России, в том числе экранопланов и ВКС «Буран»;
  • исследование и создание аэродинамической компоновки самолёта Су-27 и его модификаций (за участие в этой работе заместитель директора СибНИА, учёный-аэродинамик Станислав Кашафутдинов был удостоен в 1997 году Государственной премии Российской Федерации);
  • исследование и создание аэродинамических компоновок модельного ряда спортивных акробатических самолётов семейства Су-26 и их модификаций (за эту работу в 2003 году Станислав Кашафутдинов получил вторую Госпремию РФ, а также её был удостоен Сергей Деришев);
  • обеспечение прочности и долговечности большинства серийных гражданских и военных самолётов, соз­данных в СССР в послевоенные годы;
  • проведение исследований и разработка рекомендаций, обеспечивающих надёжность и прочность шасси практически всех самолётов страны и многое другое.

 

Добрая память о Виталии Григорьевиче Суверневе — ярком представителе поколения созидателей, прекрасном человеке, достойнейшем гражданине нашей страны, сделавшем в своё время так много для обретения ею статуса передовой авиационно-космической державы, — живёт в благодарных сердцах наследников его дел.

 

Авторы: Барсук В. Е. и Серьёзнов А. Н.
Фотографии из архива СибНИА им. С. А. Чаплыгина.*

back
up