Праздник как война
Почему празднование Дня Победы становится предметом споров и острых дискуссий?
Накануне празднования Дня Победы общество традиционно раскалывается на два «враждующих» лагеря.
Одни переодеваются в военную форму, украшают автомобили георгиевскими ленточками и наклейками «Можем повторить!» и организовывают детские военные парады, считая, что так они сохраняют историческую память. Другие пишут в социальных сетях грустно-критические посты о том, что «Победа — это про слёзы и боль», считая, что светлый праздник со слезами на глазах превратился в милитари-карнавал.
Из курса «новейшей истории» мы знаем, что в 1947 году День Победы указом Сталина превратился в обычный рабочий день, чтобы в течение последующих 20 лет быть в тени своего «коммунистического брата» Первомая. Как считают социологи, в 1967 году Брежневу нужно было заручиться любовью народной, поэтому он «вспомнил» о дне, который объединяет всю страну и сделал 9 Мая красным днём календаря.
— К тому времени произошла естественная смена поколений, поменялись носители смысла — для молодых людей этот праздник уже был более символичным, чем для их родителей, — говорит новосибирский антрополог Роман Шамолин. — Постепенно День Победы терял непосредственную связь с войной и людьми, которые на ней были, и превращался в символ. К тому же воспоминаниями о войне стали публично делиться люди, которые никогда не были на фронте, — и это тоже стало подмывать основной смысловой фундамент, праздник Победы стал мифологизироваться.
Как говорят российские антропологи, в итоге мы получили то, что называется вернакулярной, или низовой, практиками памяти: когда люди пытаются через свою аутентичную или семейную память идентифицировать себя с историческим прошлым. «Бессмертный полк» — типичный тому пример.
Антропологи считают, что усиливающаяся с каждым годом пышность празднований Дня Победы — это естественный процесс: чем дальше война, тем громче салюты, тем сильнее людское желание «помнить». А когда из-за временных барьеров людская память слабеет, то её усиливают детьми в пилотках или массовым размещением в соцсетях фотографий своих предков в военной форме. Как пишет в своей монографии антрополог Дарья Радченко, в России произошёл уникальный случай, когда низовая память слилась с институциональной — все практики памяти, которые возникли снизу (из народа) оказались для государства вполне востребованными. И вот тут началось массовая перформативная коммеморация, вылившаяся на улицы страны в парады детских колясок в виде танков и гламурных фотосессий «в военной форме при погонах».
КОММЕМОРАЦИЯ — это сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого, которая возникает из желания «сегодняшних людей» время от времени сливаться в едином порыве общности. Коммеморативные практики предполагают набор способов, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передаётся память о прошлом. «Бессмертный полк», «Автопробег Победы», «Парад маленьких патриотов» — все эти действия нацелены на неосознанное желание «помнить».
До появления «Бессмертного полка» в нашей стране уже рождались «низовые акции»: к примеру, в Ульяновске проводилась акция «Мои сражались за Родину» — её автор предлагала всем желающим выставить 9 Мая в окнах портреты своих бабушек-дедушек. Но ничто не вызвало такого оглушительного успеха, как «Бессмертный полк». Авторы первого в России научного антропологического труда «Война как праздник, праздник как война», где сегодняшние общественные тренды разбираются на атомы, считают, что «сейчас люди хотят быть вовлечены в прошлое не при помощи вербальных описаний (давайте вспомним, как это было), направленных на установление личного контакта с ветераном, а через публичные и коллективные действия (давайте покажем, как мы помним). Примерно с 2010 года люди ищут способы устанавливать связь с прошлым не только словом, но и делом: повязывая георгиевскую ленточку на машину, пронося портрет деда по улицам, одеваясь и одевая своих детей в военную форму.
Тема праздника Победы сегодня одна из самых спорных в обществе. Противники милитари-карнавала клеймят позором тех, кто считает, что в «контактной памяти» нет ничего зазорного, а их в свою очередь закидывают «помидорами правды» те, кто думает иначе. К примеру, совсем недавно разгорелся скандал в соцсети «Фейсбук», после того как организатор Интегрального музея-квартиры Академгородка Анастасия Безносова-Близнюк опубликовала фотографии с исторической реконструкции празднования Нового 1945 года, где новосибирские реконструкторы демонстрировали снаряжение Второй мировой войны. «Вечный 1945 год в России, — пишет пользователь сети Михаил Н. — Не продохнуть». «Общий тренд очень печалит, — продолжает пользователь Антон К. — Когда страна так ничего и не смогла изобрести, кроме победы, одержанной уже другим государством и ушедшим уже поколением». В общем, случился типичный «фейсбучный замес», где никто так и не пришёл в споре к общему знаменателю, несмотря на усилия Анастасии в дружеской манере объяснить, что реконструкторы и она сама трепетно и нежно относятся к исторической памяти и что миссия их сообщества — рассказывать об этом детям. Которые, если верить последним опросом, уже путают Ленина с Гитлером и считают, что Великая Отечественная война происходила в «допетровскую эпоху». Одно дело — парады, другое — просветительская деятельность.
— Каждый День Победы не смолкают дискуссии в соцсетях, — говорит Анастасия Безносова-Близнюк. — Надо выходить на улицы города с песнями и танцами или сидеть и скорбеть в тишине? Мне кажется, что нужно праздновать именно так — выходить на площади, радоваться, вспоминать. У нас нет праздника, который бы нас так объединял, как День Победы. И я поняла, для чего мы реконструируем прошлое. Мы поддерживаем и транслируем традиции своего детства — наши чувства от прохода живых ветеранов по улицам, когда мы им дарили цветы и встречали аплодисментами. Почему я должна оглядываться на позиции «за» или «против»? Это ж моя история, моя жизнь, я хочу сохранить память нашего поколения.
Психологи считают, что все россияне ощущают себя потомками воевавших. Но одни, идентифицируя себя с ними, воспринимают их как победителей, а другие — как жертв войны. В повседневной жизни представители этих сообществ молчат, но День Победы становится для них событием, когда они собираются вместе и могут «поговорить».
Роман Шамолин уверен, что сегодня на наших глазах идёт формирование новой парадигмы народной памяти, и, пока в обществе по этому поводу «воюют», процесс не завершён. И вообще, глупо постоянно во всём обвинять государство: решение участвовать в параде или нет, надевать пилотку или ленточку, петь песни или плакать над бутылкой водки, принимает только человек.
— Мне кажется, что в этом вопросе ещё важно, какие слова мы найдём, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и Победе, — считает руководитель студии анимации «Школа волшебников» ДШИ №25 Ирина Всеволодская. — Можно, конечно, надеть на ребёнка гимнастёрку и повести его на парад, не рассказывая ему об исторической подоплёке этого события. Но нужно, на мой взгляд, говорить об этих важных вещах через творчество. Чтобы Победа и история страны стали личной историей ребёнка.
Для Ирины Олеговны и её детей слово «патриотизм» — не матрёшка напоказ. Это замечательные мультики, которые дети «собирают» и рисуют свои руками, пропуская Великую Отечественную войну через персональные истории главных героев. Год назад «Школа волшебников» приняла участие во всероссийском проекте «Герои моей семьи — герои моей страны», который был поддержан правительством Новосибирской области. Дети создавали мультфильмы о героях ВОВ — своих прабабушках и прадедушках, — рассказывали в них свои семейные легенды, тянули историческую нить, связавшую поколения.
— И вот тогда я поняла, что вот оно, то самое патриотическое воспитание молодёжи, о котором так много сейчас говорят, — говорит руководитель студии. — Когда дети своими руками создают историю, а гордость за семью и страну приходят естественным путём.
В России создадут крупнейший и самый полный комплекс архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне. В нашем регионе тоже планируется создание областного сайта, на котором будет собрана архивированная информация об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. В правительстве НСО уверены о том, что такой сайт поможет сохранению исторической памяти.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА