По обе стороны правды
Мировая премьера пьесы о войне на Донбассе состоялась в «Красном факеле». Даёт ли «Перемирие» надежду на перемирие?
Фрагмент спектакля. Михаил Селезнёв (Ахилл), Камиль Кунгуров (Шумахер), Виктор Жлудов (Че Гевара) и Александр Поляков (Ной).
Малый зал превращён в арену, где короткий мир соединяет представителей двух воюющих сторон за неслыханным делом — строительством дома. Герои спектакля — четыре солдата и беременная женщина, а ещё весь зал — актёры, произнося монологи, обращаются к зрителям, остаться в стороне от этой истории не получится.
Это первая постановка пьесы Алексея Куралеха «Перемирие», год назад она стала победителем конкурса новой драматургии «Ремарка». Создатель и худрук «Ремарки» Олег Липовецкий, получив предложение «Красного факела» на постановку, выложил целый «портфель» пьес, и директор театра Александр Кулябин выбрал именно «Перемирие».
В основе сюжета — реальные события вооружённого конфликта на востоке Украины. Четыре солдата, по двое с каждой стороны, во время перемирия получают приказ командования восстановить разрушенный дом, в котором живёт беременная женщина — единственная оставшаяся в деревне. Они ремонтируют этот дом на холме вместе, странным образом все семь дней молчит «арта» (артиллерия). И в этой тишине им удаётся наконец услышать друг друга.
Камиль Кунгуров — Шумахер, Юлия Новикова — Мария.
— Пьеса многоуровневая, она вместила целую вечность, — говорит режиссёр постановщик и сценограф спектакля Олег Липовецкий. — Здесь есть допотопный герой — Ной, есть Мария — библейская героиня, есть древнегреческий герой Ахилл, герой ХХ века Че Гевара и герой ХХI века Шумахер. При этом текст положен на современные ситуации. Но спектакль не об одном конфликте — он о человечестве в целом. О том, что у нас один путь, одна надежда — на то, что мы сможем договориться. Не важно Украина это, Донбасс ли, Россия или Америка, Сирия или Афганистан. Мы все люди, и мы всегда и везде остаёмся людьми.
Алексей Куралех, приглашённый на премьеру в Новосибирск, утверждает, что почти все истории, которые звучат в спектакле, документальны. Филолог по образованию, он родился и живёт в Донецке, планирует жить там и дальше. Пьесы начал писать три года назад. «Сама ситуация, когда герои встретились на нейтральной полосе и достраивали дом, — это тоже имело место, но давно, в 2014 году, — говорит автор. — И не одна такая история. Сейчас это, конечно, невозможно. Может быть, когда-нибудь наступит время, уляжется то, что происходит, и это снова станет возможно…».
Ахилл — Михаил Селезнёв, Ной — Александр Поляков.
Герои рассказывают страшные истории о знакомых и незнакомых, родных и друзьях, судьбах, перемолотых войной. От услышанного сжимается сердце, и уже не важно, кто из них говорит: из этого моря человеческого горя и чудовищной бесчеловечности, кажется, нет спасения. Но Мария улыбается загадочной, обращённой внутрь улыбкой, и тлеет уголёк надежды.
Для Юлии Новиковой это дебют на сцене «Красного факела», в труппу театра она принята нынешним летом, прежде работала в норильском Заполярном драмтеатре. Её Мария — простая и загадочная одновременно. Ещё одно пополнение штатной труппы — Денис Казанцев (в прошлом актёр НГДТ под руководством С. Афанасьева), в спектакле занят в роли Че Гевары (второй исполнитель — Виктор Жлудов). Пылкий, натянутый как струна, революционер и «свободный человек», уверенный в том, что во всех бедах виновата кучка людей у власти. Его напарник Шумахер (Камиль Кунгуров) — глава семейства и большого хозяйства, для него война — возможность заработать, на хорошей украинской мове он почти обыденно рассказывает, как привёз своей куме груз 200…
Вынужденно оказавшийся на войне Ной (Александр Поляков) — человек с душой художника, чья сила требует мирного применения — больше других заинтересован в строительстве дома Марии. И полная противоположность ему Ахилл (Михаил Селезнёв — яркое подтверждение успешного распределения ролей) — циник, грубиян, не нашедший себя в мирной жизни, но и в нём вдруг обнажается душа, его ахиллесова пята — воспоминание о друге.
Спектакль идёт на высоком эмоциональном накале. Ахилл (Михаил Селезнёв) и Шумахер (Камиль Кунгуров).
Атланты цвета хаки привязаны ремнями за платформы, на которых сидят зрители. Приступая к работе, они тянут эти ремни, рвут жилы, но не могут сдвинуть с места такие разные материки. Снова спорят, говорят, живут здесь и сейчас, выясняют отношения и находят общее. Один день, второй, третий, четвёртый — Мария отрывает листы календаря… И вдруг плиты под напором созидательной силы трогаются с места, увлекая зрителей. И если не знать, что конструкции эти толкает ещё некто невидимый, с задней стороны, силе этих новых атлантов нельзя не подивиться. Левый и правый секторы зала сближаются. Уже можно разглядеть не только лица на противоположной стороне, но и оттенки эмоций: искреннее сочувствие, смертельная печаль, спасительный смех. И, кажется, ещё немного — и начнётся всеобщее братание. Но Ахилл узнаёт того, кто мог быть повинен в смерти друга. И кровью наливаются глаза. И все сидящие в зале не просто свидетельствуют, а молчаливо участвуют в кровавой разборке. А после оказываются отброшенными назад, платформу толкают в обратном направлении.
И тщета усилий оборачивается новой пропастью. Месть берёт верх над прощением. И кто-то за кулисами войны, в штабах и верхах, уже потирает руки — страшное шоу продолжается.
Перемирие заканчивается грохотом, но это не «грады», это дождь: он проливается шумно, невидимый льётся по лицам, обдаёт холодом прозрения, грозит смыть всё потопом. Люди убили в себе Бога. Но Мария зовёт всех в дом. И если в пьесе герои входят в него — в пелене дождя дом превращается в корабль, то в спектакле Олега Липовецкого финал остаётся открытым.
Следующие показы состоятся 12 и 13 ноября. Билеты пока есть.
Марина ШАБАНОВА| Фото Виктора ДМИТРИЕВА