Обращение по форме
Как подать жалобу в прокуратуру?
Очередной материал в рамках совместного проекта Уполномоченного по правам человека в НСО и газеты «Ведомости» «Имеете право» разъясняет, как подать жалобу в прокуратуру.
Граждане при нарушении их прав могут подать заявление в прокуратуру. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Требования, предъявляемые к обращению:
- обращение гражданина должно содержать конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан;
- обращение должно соответствовать компетенции того органа прокуратуры, куда оно направляется.
При этом необходимо учитывать, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Подобные обращения должны направляться в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. Лишь в случае, если указанными органами по обращениям граждан не будут приняты соответствующие меры либо граждане не получат своевременно ответ на своё обращение, граждане вправе обжаловать бездействие указанных органов в органы прокуратуры.
Необходимо отметить, что согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству органы прокуратуры не осуществляют дознание и следствие по уголовным делам, а также не проводят доследственные проверки, поэтому поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях безотлагательно передаются в следственные органы.
В какой форме подать жалобу?
В органах прокуратуры подлежат регистрации сообщения, полученные в письменной форме или устной форме на личном приёме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, в электронном виде, а также через официальный сайт прокуратуры Новосибирской области http://prokuratura-nso.ru.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». Ответ на заявление, жалобу и иное обращение граждан должен быть мотивированным.
Если в удовлетворении заявления или жалобы прокурором отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если оно предусмотрено законом.
В случае необходимости прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.