25.02.17

Неразводимые мосты

В Новосибирском государственном художественном музее проходит выставка новосибирского фотохудожника Олега БАШКАТОВА.

Он давно работает в жанре панорамной фотографии; все темы, к которым обращается, раскрывает совершенно по-новому и часто неожиданно — для себя и для нас, зрителей. На этот раз фотохудожник представил новосибирцам большой проект, посвящённый Петербургу, над которым он работал долго и с особенным отношением. Фотохудожник зовёт нас на удивительную прогулку по улицам и площадям, набережным и мостам, приглашает заглянуть в музеи и дворцы, пройти вместе с ним «вдоль Мойки у стриженых лип на виду», полюбоваться знакомыми видами. И всё это снято не только с безграничной любовью, но и его фирменным, узнаваемым с первой работы почерком, с его «изюминкой». Взгляд Олега Башкатова на, казалось бы, привычные и знакомые вещи — свежий, смелый и уникальный.


Выставка «Души моей неразводимые мосты» укладывается в контекст особых исторических и культурных связей Новосибирска и Петербурга. Важнейшей страницей истории этих отношений стала, конечно, Ленинградская блокада: в 1941—1942 годах в Новосибирск было эвакуировано в общей сложности 50 ленинградских оборонных заводов, которые в буквальном смысле слова с колёс начинали выпускать необходимую фронту военную продукцию. Десятки тысяч ленинградцев в то время переселились в Новосибирск. В их числе были не только инженеры и рабочие, но и врачи, учителя, артисты — Ленинградская филармония тогда целиком перебралась на берега Оби. Здесь состоялось второе исполнение Ленинградской симфонии Шостаковича. В нашем городе установлена гранитная колонна (её венчает выполненный из бронзы «ленинградский» кораблик), увековечившая трудовой подвиг работников эвакуированных заводов.


В 60—80-е годы особенно активно проходило духовное общение новосибирцев и ленинградцев. Путешествие в «город Ленина, что на берегах Невы» в то время было самым популярным туристическим маршрутом. Новосибирцы изучали историю города Петра, его неповторимую архитектуру, увлекались ленинградскими театрами, творчеством ленинградских писателей и поэтов, слушали бардов — Александра Дольского, Евгения Клячкина. В Новосибирске создал своего Жаконю родившийся и выросший в Ленинграде Юрий Магалиф, ленинградец Александр Галибин три года работал главным режиссёром театра «Глобус». Краснофакелец Андрей Болтнев отправился на «Ленфильм», чтобы сыграть главную роль в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Малоизвестный факт: в том же фильме на роль Окошкина (которого сыграл Алексей Жарков) был первоначально утверждён ещё один новосибирец — Евгений Важенин, снявшийся в поздних фильмах Германа «Хрусталёв, машину!» и «Трудно быть богом».


А как боготворила Питер неформальная молодёжь — от хиппи до рок-музыкантов, сколько «наших» обитало в своё время на легендарной Пушкинской, 10. Не обошлось в те годы и без мифотворчества: родилась трагическая легенда, что писатель Даниил Хармс погиб не в блокадном Ленинграде, а в Новосибирске, знатоки даже уверенно показывали здание бывшей тюремной больницы на улице 1905 года.


С годами притяжение, родство наших городов не то чтобы ослабло, нет, просто жизнь невероятным образом изменилась со сменой моральных ценностей и ориентиров. Но всё равно что-то глубинное осталось — мы по-прежнему бережно храним в памяти ленинградско-петербургские встречи и впечатления, такие яркие, живые и настоящие. И выставка Олега Башкатова не очередное объяснение в любви городу, «знакомому до слёз», не открыточный набор известных видов, а, безусловно, удачная попытка почувствовать, понять сокровенную душу Петербурга и отразить всё его великолепие, грандиозность и величие.
Выставка работает до 12 марта.


Сергей ТИХАНОВ

back
up