23.11.21

Недооценённая Первомайка

Депутат заксобрания Никита ГАЛИТАРОВ — о проблемах своего округа и о том, насколько ожидания от депутатской работы совпадают с реальностью.

— Никита Дмитриевич, определяющие моменты биографии каждого человека закладываются в детстве и юности. Какие жизненные уроки этих периодов оказали на вас самое большое влияние?

— Стремление к тому, чтобы стать успешным человеком, у меня было всегда. С чего всё началось? Наверное, с того момента, когда мне в руки попал журнал «За рулём». Мне было 10 лет, я увидел там фотографии автомобилей и понял, что если я хочу когда-нибудь иметь такие, то должен упорно работать и совершенствоваться. Я начал лучше успевать в школе, спорте. Поскольку я потомственный строитель — в нашей семье все заканчивали строительные техникумы или строительные институты, — других вариантов, касающихся того, на кого пойти учиться, у меня, по сути, не было. Во время учёбы в Сибстрине я вдохновлялся достижениями выдающихся строителей Новосибирской области. Например, одну из специальных дисциплин нам преподавали в аудитории, отремонтированной при поддержке ПСК «Сибирь», руководителем которого является теперь уже мой коллега по заксобранию Валерий Дмитриевич Червов, о чём нас, студентов, информировала табличка на двери. Фактически я стал строителем вопреки эпохе. В начале двухтысячных молодые люди двигались в другие профессии, считавшиеся востребованными, — юристы, экономисты и программисты, а строительная сфера не пользовалась большой популярностью.

— Когда в 2020 году вы стали депутатом, ваши ожидания от этой работы совпали с реальностью?

— Если бы я вошёл в заксобрание шесть лет назад, то ощутил бы разочарование. Тогда этот орган представлялся мне чем-то вроде элитарного кружка, который единолично распоряжается бюджетом, и местом, где принимаются основные политические решения. Теперь я убедился, что второе там есть, а первого нет. Прежде всего в своей работе депутат опирается на мнение жителей, голосами которых он избран и чьи интересы он представляет. На втором месте (но не по значимости, конечно) для депутата стоит законотворчество — изучение нормативной базы, внесение в неё корректив, упрощение или внесение дополнительных моментов, которые сделали бы законы более совершенными.

На округе мы работаем одной командой — Депутатским центром Первомайского района — с тремя депутатами Совета депутатов города Новосибирска. Это позволяет объединить ресурсы и возможности всех депутатов для решения насущных вопросов жителей. Мы конструктивно сотрудничаем с администрацией Первомайского района и лично её главой Вадимом Николаевичем Бобырем, с одним из самых опытных депутатов заксобрания Александром Козловым, избранным по одномандатному округу. С Александром Петровичем мы состоим в разных фракциях — он в «Единой России», я в КПРФ, — с этой точки зрения перед нами могут ставиться разные задачи, но на округе мы работаем в полном взаимопонимании.

— Какую часть вашего округа вы бы назвали особенно проблемной?

— Я бы поделил весь Первомайский район на две части — справа и слева от железной дороги. Коммуникация микрорайона КСМ и центральной части Первомайки — улицы Первомайская, Заречная и другие — развита за счёт дороги, которая появилась благодаря туннелю в районе Барышева, и старого путепровода через железнодорожные пути на улице Аксёнова. Но этот жилмассив непрерывно разрастается, количество жилья, которое будет там построено в ближайшие десять лет, измеряется десятками домов в несколько сотен тысяч квадратных метров.

— А масштабное жилищное строительство ещё сильнее обострит транспортную проблему…

— В том-то и дело, что без Матвеевского переезда, о необходимости строительства которого я говорю уже два года, комфортную среду для проживания в микрорайоне КСМ создать не удастся. Уже сейчас жители КСМ, пытаясь попасть на Бердское шоссе, стоят в пробке, пытаясь преодолеть три километра, по 40 минут, а рекорд — один час. А что делать, когда переезд закрывается? Все транспортные потоки направляются в центральную часть Первомайки через Аксёнова, и в пробке встаёт уже улица Первомайская, поскольку старый переезд на разъезде Иня тоже не выдерживает такого объёма транспорта. Казалось бы, это апогей проблемы, однако, если в строй будет введено ещё 100 тысяч метров жилья, проблема станет фатальной. Для того мы и работаем депутатами, чтобы отрегулировать этот процесс и сделать так, чтобы жители нашего округа не теряли в качестве жизни, а только улучшали его.

Сейчас у Первомайки появился новый депутат в Государственной думе — Александр Аксёненко. И я как депутат заксобрания, и три депутата горсовета — мы все считаем, что Александр Сергеевич может нам помочь получить федеральные средства для строительства и переезда на Матвеевке, и перехода на Ине. Но для этого надо, чтобы город закончил процесс проектирования этих объектов и проекты прошли экспертизу. Час икс для всех — весна-лето 2022 года, когда все документы уже должны быть предоставлены в министерство транспорта Новосибирской области, чтобы нам было с чем идти за федеральными деньгами. Правительство региона поддерживает эту работу.

— Все эти проблемы Первомайки перечисляли многие депутаты, работавшие здесь раньше. Однако они приходили и уходили, а проблемы оставались. Что даёт вам основание надеяться, что решить их получится именно сейчас?

— Иногда, чтобы найти кратчайшее решение проблемы, нужно просто посмотреть на неё с другой стороны. Как в случае с тем же комплексным развитием территорий. На территории, которой необходимо развитие, должен действовать инвестор, а лучше не один. Когда ты заводишь в район несколько застройщиков, то сразу появляются средства на строительство инфраструктуры. Именно так получилось на Южно-Чемском, где три года назад не было ни детского сада, ни школы, а потом их построили.

Первомайку многие недооценивают, а между тем жители района благодарны ей за сложившуюся десятилетиями инфраструктуру. Этот район полностью самообеспечен, и у людей, которые там живут и работают и чьи дети учатся там же, сейчас всё прекрасно. Но многие говорят, что через пять лет жить в Первомайском районе станет невозможно, и по переполненным школам и детским садам это начинает ощущаться уже сейчас. Поэтому уделять внимание строительству новых социальных объектов надо немедленно.

Мы, к слову, в наказы включали далеко не всё подряд, а только то, что реально возможно и важно выполнить, — в итоге у нас 42 наказа. Помимо развязки и перехода в перечень входит строительство нового больничного стационара, в котором остро нуждается район и который должен заработать к концу 2022 года. Это стало возможным благодаря соглашению между правительством области и РЖД. И конечно, строительство школ и детсадов — ведь когда стартует программа КРТ, численность населения Первомайки за десять лет может увеличиться в два раза. Надо поддерживать и те школы, которые существуют сейчас, — где-то протекают кровли, где-то проблемы с окнами. У нас есть региональные программы — «Школьное окно» и другие, — но средств, запланированных в их рамках, часто не хватает. Чтобы поддерживать безопасную среду для учащихся, приходится выделять дополнительные средства, иногда привлекая и внебюджетные источники.

АКЦЕНТЫ
О концессии с СГК
— Если мы вспомним тариф на тепло 2011 года, который составлял 888,42 рубля за гигакалорию, то увидим, что с тех пор он вырос практически в два раза, так и не включив в себя инвестиционную составляющую. Сейчас же за 10 лет тариф вырастет на 90 процентов, но при этом люди на протяжении шести лет будут вкладывать деньги в наши сети. Мне очень обидно видеть, как на улице кладётся новый асфальт — и тут же его приходится разламывать, потому что под ним прорвало трубу. Жаль и напрасно потраченных денег, и изуродованного вида улиц. Обидно и за самоотверженный, но, к сожалению, бесполезный труд людей. Что касается суммы, то областной департамент по тарифам всё проверяет перед согласованием тарифа, там знают, откуда берётся каждая цифра. А что такое 20 миллиардов рублей? Это, например, полмоста. Если есть средства, которые позволяют городу становиться комфортнее и современнее, а их обладатели что-то просят взамен — это бизнес. Наконец, сколько из этих 90 процентов за десять лет проглотит инфляция? В этом году на некоторые стройматериалы она составляет от 50 до 70 процентов.
О комплексном развитии территорий
— Запуск программы комплексного развития территорий (КРТ) призван помочь кардинально переломить проблему с аварийными и ветхими домами. Такой фонд в Первомайском районе превышает 35 тысяч квадратных метров, или 120 многоквартирных домов, которые требуют расселения прямо сейчас. Есть даже аварийная хрущёвка с треснувшим фундаментом. Кроме того, у нас очень много домов, которые не признаны аварийными до 2017 года и поэтому формально не попадают ни в одну из действующих программ по расселению, хотя их процент износа превысил 70 процентов. Эти дома относятся к категории ветхих. Сейчас профильные министерства области разрабатывают регламенты, которые позволят программе КРТ заработать, тогда на неё станет возможным привлекать федеральные средства. Мы ждём принятия нормативных актов, чтобы быстрее начать взаимодействовать с  застройщиками на территории округа и расселять людей.
О разъезде Иня
— Недостроенными у нас остаются не только здания, но и важные инфраструктурные объекты. Например, пешеходный мост через дорогу на разъезде Иня. «Сибмост» ещё в 2012 году возвёл там опоры, потом обанкротился, а перехода там так и нет. Между тем если он появится, то не нужен будет светофор, который является причиной пробок на этом участке дороги, а на дороге появится ещё одна зона непрерывного движения. Обещают, что строительство перехода начнётся в следующем году. Поживём — увидим.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Александра ГРИБАКИНА
back
up