12.10.20

Налоги строгого режима

Отмена с 1 января 2021 года режима ЕНВД повысит налоговую нагрузку на предпринимателей — как следствие, пострадают покупатели. Можно ли этого избежать?

Новосибирские аптеки окажутся в числе наиболее пострадавших предприятий при отмене ЕНВД — налоговая нагрузка может возрасти в 8 раз.

Всего два с половиной месяца осталось у предпринимателей, использующих единый налог на вменённый доход (ЕНВД), чтобы определиться с тем, на какие налоговые режимы им было бы удобнее перейти. С 1 января 2021 года режим ЕНВД перестаёт действовать.

Сейчас на сайте УФНС России есть специальный раздел, где подробно изложены особенности других налоговых режимов, которыми могут воспользоваться индивидуальные предприниматели и юридические лица. Для ИП это упрощённая система налогообложения (УСН) с налоговой базой «доходы», УСН с налоговой базой «доходы минус расходы», патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД); для юридических лиц — два режима УСН.

Вопросом, достаточно ли комфортно будет чувствовать себя малый и средний бизнес после отмены ЕНВД, давно задаются структуры по защите прав предпринимателей и представители самого бизнес-сообщества. Недавно состоялась конференция региональных бизнес-омбудсменов, где всесторонне был изучен этот вопрос. В результате выработаны инициативы по внесению ряда изменений в параметры налоговых режимов, на которые бизнесу предлагается переходить. Федеральный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением рассмотреть и принять эти изменения. По мнению бизнес-омбудсмена и его коллег из регионов, они могут не только стимулировать экономическую активность в стране, но и помочь избежать резкого ухудшения финансового положения нынешних плательщиков ЕНВД. Подчёркивается, что решения и выводы, к которым пришёл институт уполномоченных, основаны на практике. Малый бизнес обеспокоен значительным увеличением налоговой нагрузки в будущем. Риски очевидны: закрытие бизнеса или уход в тень, сокращение рабочих мест, увеличение цен на товары. В условиях, когда бизнес и так себя чувствует далеко не лучшим образом из-за связанных с пандемией ограничений, этот вопрос требует более взвешенного решения.

В частности, в отношении УСН предлагается поднять порог допустимой выручки с нынешних 150 млн до 300 млн рублей, разрешённое количество работников увеличить со 100 до 150 человек, не менее 50% поступлений от УСН зачислять в местные бюджеты. Кроме того, предлагается установить переходный период на три года с льготными ставками 3% (налоговая база «доходы») и 7,5% (налоговая база «доходы минус расходы»). Сейчас эти цифры составляют 6% и 15% соответственно.

В случае несвоевременного уведомления о переходе на другой режим предлагается установить автоматический перевод бывших плательщиков ЕНВД на режим УСН по базе «доходы» (а не на общий режим налогообложения, как предусмотрено сейчас).

В числе предложений по переходу на ПСН — увеличение максимально возможной численности наёмных работников с 15 до 30 человек; предоставление органам местного самоуправления права участвовать в определении параметров применения ПСН; введение семейных или коллективных патентов для случаев, когда несколько человек занимаются одним видом бизнеса.

Для тех, кто переходит на общую систему налогообложения (ОСНО), предлагается установить переходный период на три года с льготной ставкой по налогу на прибыль в размере 10%.

В отношении НПД, который чаще называют налогом на самозанятых, есть предложения о введении перечня разрешённых видов деятельности (чтобы компании не могли переводить постоянных сотрудников с трудовых договоров на регулярное оказание услуг в режиме самозанятых), а также об установлении дифференциации максимального дохода по регионам.

В аппарате бизнес-омбудсмена отмечают, что предлагаемые меры помогут сделать налоговую систему более гибкой, приспособленной под потребности конкретных территорий, упростят переход бизнеса с ЕНВД на другие режимы, создадут потенциал для роста малых предприятий, стимулируют динамику их выхода из тени.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат, участвовавший в подготовке предложений, подтверждает: они были хорошо продуманы, проанализированы и выверены, поэтому, на его взгляд, вероятность, что они будут приняты, достаточно велика. Он допускает, что, возможно, это будет сделано не в полном объёме, но в том, что обращение повлияет на решение правительства, уверен.

— В связи с отменой ЕНВД в любом случае придётся донастраивать режимы налогообложения, чтобы те, кто сейчас им пользуется, смогли получить возможность комфортно перейти на другие формы, — отмечает бизнес-омбудсмен. — Это не только в интересах предпринимателей, но и в интересах правительства и налоговых органов, потому что все заинтересованы в том, чтобы поступления в бюджеты росли.

СПРАВКА «ВЕДОМОСТЕЙ»
По данным УФНС России по Новосибирской области на конец августа, в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД состояли на учёте 34 600 индивидуальных предпринимателей и 7 300 юридических лиц. Общее количество ИП в регионе на тот момент составляло 86 тысяч, юридических лиц — 100 тысяч. Таким образом, на ЕНВД работали около 40% ИП и 7,3% ЮЛ.
УФНС напоминает, что для перехода на другие налоговые режимы необходимо подать в налоговые органы следующие документы:
• уведомление о переходе на УСН — не позднее 31 декабря 2020 года
• заявление на получение патента — не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН
• уведомление о переходе на единый сельхозналог — не позднее 31 декабря 2020 года
• для перехода на НПД — пройти регистрацию в приложении «Мой налог»
Те, кто не определился с налоговым режимом в установленные сроки, автоматически переходят с 1 января 2021 года на общий режим налогообложения.

Николай Мамулат прокомментировал и предложение о перечислении 50% УСН в местные бюджеты (сейчас этот налог полностью зачисляется в региональный бюджет):

— Всё будет зависеть от решения правительства и от того, насколько массово предприниматели будут переходить на УСН. Разумеется, предварительно необходимо всё тщательно просчитать — понятно, что региональный бюджет тоже не должен пострадать. Но если поступления от УСН заметно увеличатся, думаю, вполне возможно этот шаг предпринять.

Бизнес-омбудсмен отмечает: если подобные рекомендации от федерального правительства поступят, нужно будет инициировать законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство на региональном уровне.

Заместитель председателя комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко подтверждает, что комитет с этими предложениями знаком, они обсуждались, но о законодательной инициативе речи пока не идёт. Нужно подождать ясности в вопросе с отменой ЕНВД и окончательной информации по ставкам УСН, затем всесторонне продумать возможность перераспределения налога вместе с областным минфином. Возможно, этот вопрос будет рассматриваться ближе к 1 января, полагает она.

Президент Ассоциации малоформатной торговли, исполнительный директор Новосибирского областного отделения «Опоры России» Наталия Кошелева считает, что любые меры по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей стоит приветствовать, но предложенные изменения хоть и несколько облегчат её, но и в этих рамках платить налогов им придётся примерно в 4 раза больше, чем сегодня. Она приводит аналитические данные, полученные из Минфина РФ в ответ на запрос, касающийся налоговых поступлений от новосибирских аптек, — они наряду с торговлей обувью и мехами входят в группу направлений, работающих почти исключительно на ЕНВД. Согласно приведённым цифрам, затраты на уплату налога в 2019 году у них составляли в среднем 0,74% от выручки. Таким образом, при переходе с ЕНВД на УСН по базе «доходы» нагрузка на них возрастёт в 8 раз, если будут приняты предложения бизнес-омбудсменов — то в 4 раза. Понятно, что заплатят за это в конечном итоге покупатели, уверена она.

— В связи с этим большинство регионов обратилось в федеральные органы власти с просьбой продлить действие ЕНВД, — говорит Наталия Кошелева. — Если же это не будет сделано, мы предлагаем в целях сохранения малого и среднего бизнеса и недопущения роста цен на товары, в том числе лекарства, снизить ставки по УСН до 1 процента по базе «доходы» и 5 процентов по базе «доходы минус расходы».

КОММЕНТАРИЙ

Наталия КОШЕЛЕВА, президент Ассоциации малоформатной торговли, исполнительный директор Новосибирского областного отделения «Опоры России»:

— Кризис, связанный с пандемией, совпадает со временем, когда более 40 тысяч малых и средних предприятий в Новосибирской области вынуждены переходить на другой режим налогообложения. Анализ предлагаемых систем показывает, что налоговая нагрузка на бизнес при этом увеличится в 5–10 раз.

Она подчёркивает: снижение ставок не приведёт к выпадающим доходам бюджета — напротив, налоговых платежей поступит в среднем на 26% больше. Это предпринимателям ещё по силам. Многие регионы, не дожидаясь возможного продления ЕНВД, уже снизили ставки по УСН для тех, кто будет вынужден переходить на другой режим, отмечает Наталия Кошелева. Бизнес-сообщество обратилось со своими предложениями, подкреплёнными аналитическими данными к губернатору области Андрею Травникову, и сейчас предприниматели ждут его решения, от которого, без преувеличения, зависит судьба многих из них.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
333

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up