21.06.21

Мир в объективе

Фотограф Олег КУГАЕВ о том, как испугать медведя, почему нельзя кормить зверей и что можно найти в кемпингах Австралии.

Олег Куваев

Олег Кугаев. Фото Валерия ПАНОВА

Олег Кугаев — фотограф, оператор и блогер, рассказывающий о дикой природе России и мира. Он снимал на земле, в горах и под водой — на Чукотке и Камчатке, Алтае и Кавказе, в Австралии, Монголии, Испании и Италии. Его работы выходили в финал и становились призёрами международных и национальных фотоконкурсов — «Золотая Черепаха» (2021), Sony World Photography Awards (2019), Русская Цивилизация (2018), National Geographic Russia (2016–2020), Best of Russia (2016). Персональные фотовыставки Олега Кугаева проходили в Новосибирске и Москве, а также в Италии — Флоренции и Пизе.

Обиделся на плёнку

Олег Кугаев с первым фотоаппаратом

— Олег, расскажите, как фотография вошла в вашу жизнь?

— Мой отец, работавший на заводе шлифовщиком, увлекался фотографией. И всё моё детство прошло под красной лампой — мы вместе проявляли плёнки. Есть фото, на котором я, пятилетний, снимаю море в Сочи. Это был ещё плёночный фотоаппарат. Потом я разобиделся на плёнку и забросил это дело. Она же была дорогая: снимаешь месяц-два, растягиваешь эти 36 кадров, а потом проявляешь её в туалете — и кто-то включает свет... Так, в очередной раз, когда мне казалось, что я наснимал много классных кадров, включённый не вовремя свет всё погубил. Вернулся я к фотографии, только когда появились цифровые фотоаппараты.

— А специальное образование получали?

— Учился в Новосибирском колледже культуры и искусств на отделении кино и телевидения. Потом уехал в Москву, хотел поучиться и попробовать себя в разных сферах. Устроился на киностудию имени Горького, меня пригласили оператором на съёмки фильма о том, как снимают «Ералаш», а мне важно было иметь пропуск на киностудию, чтобы походить по павильонам, посмотреть, — так я учился. После ушёл работать на телевидение, в Останкино. Но Москва не мой город — большие расстояния, пробки, не моя динамика. Я купил себе первый цифровой зеркальный фотоаппарат и поехал домой.

— Как случилось, что вы стали снимать природу?

— Какое-то время я был фрилансером и снимал видео и фото в основном для рекламы, но скоро это перестало доставлять мне удовольствие и я снова начал искать свой путь. Уехал в Италию — кардинально сменил вид из окна. Путешествовал, познакомился со многими людьми. Разговаривая с итальянцами, понял, что они практически ничего не знают о Сибири. Из всех сведений — далеко, холодно, медведи, а ещё — ГУЛАГ и водка. Тогда я решил рассказать о доме, где я родился, — о Сибири, о том, что в ней можно прекрасно жить. Снова вернулся домой и понял, что фотографий Новосибирска у меня достаточно, а вот природы нет. Сам я никогда диких зверей на воле не видел. К тому времени мне уже было тридцать с небольшим и я впервые пришёл в лес не для того, чтобы что-то взять, устроить пикник с друзьями или порыбачить. Ходил с фотоаппаратом и просто слушал, как шумит ветер, как поют птицы. Вдруг вижу: передо мной бежит лесная куница, поднимается на дерево, останавливается в паре метров и смотрит мне в глаза, потом забирается вверх, там на неё нападает длиннохвостая неясыть, и они начинают драться.

— На ваших глазах разворачивалась драма?

— Это длилось несколько секунд, после чего они разбежались, а я остался — весь в эмоциях: удивление, страх, восторг — это то, чего мне недоставало. Снимок куницы потом вышел в финал конкурса Русского географического общества и был опубликован в каталоге. Вот тогда я понял, что иду в правильном направлении, и погрузился в природу. Когда собрал достаточно материала, показал его в Италии. Меня приглашали в Пизанский университет читать лекцию о России и Сибири. И в целом за два с половиной года в Италии было несколько интересных фото- и видеопроектов.

Любопытный, как и я

— Снимая зверей, вам приходится сидеть в засаде, дожидаться их?

— Да, но это скучно. Большинство животных любопытны, в каждом виде есть такие, как и среди людей. Мне просто нужно встретить любопытного, как и я. Однажды нашёл нору лис с четырьмя лисятами — трое меня боялись, а один нет, — и я с ними два дня общался, познакомился и с родителями. Мне интересно снимать животных глаза в глаза, чтобы они меня видели.

— Как это сделать? Подкармливать?

— Кормить диких зверей нельзя ни в коем случае. Для них это смертный приговор. Животное запоминает, что около человека можно найти еду, и перестаёт бояться людей. Может прийти в деревню за едой, где его в лучшем случае прогонят, а в худшем — подстрелят. Я стараюсь действовать осторожно. Животных пугает образ человека — когда я к ним подхожу, стараюсь как можно больше съежиться, стать меньше. Просто выехать в лес и ходить искать — это сложно и неэффективно, я работаю с заказниками и заповедниками. Пообщаюсь с сотрудниками, пойму, где могут быть животные, и дальше иду взаимодействовать с ними в одиночку. Так весной встретил косуль. Стал подходить ближе, снег предательски захрустел, самки услышали и убежали. А самец решил показать, кто здесь главный: начал топать на меня, кричать, подходить ближе — пар изо рта, панты ещё только начали расти. Кадры получились что надо.

— На всех ваших съёмках можно ставить надпись «Не пострадало ни одно животное»?

— Отправляясь снимать природу, я изучаю этот вопрос: кого снимать и как. И трогать животных не в моих правилах, но, если кенгуру в Австралии тычется носом, пытаясь со мной дружить, — окей, я его поглажу, а специально «дай я тебя поглажу» — никогда. Или, например, геккон — милое существо, которое живёт в пустыне: как бы мне ни хотелось, в руки я его не возьму — у него такая тонкая кожица, что она может слезть, или он получит ожоги и погибнет. Я плотно работаю с каналом о животных «Всё как у зверей», и мы много ездим по миру. Передачи на YouTube собирают от нескольких сотен тысяч до миллиона и выше. Так вот, Женя Тимонова, автор и ведущая нашей передачи, знает, как брать животное без вреда для него. Сегодня много желающих снимать природу, в том числе бёрдвотчеры, наблюдающие за птицами, — они лезут в гнёзда, при этом и птицы гибнут, и нередко сами. Как-то на Алтае мы с биологами снимали растения, увидели в траве гнездо орла — и побежали оттуда пулей, потому что спугнули птицу; нужно было быстрее уйти, чтобы она не бросила кладку, успокоилась и вернулась.

— Знаменитый конкурс «Золотая черепаха» недавно объявил финалистов этого года, ваш снимок в списке. Что это за кадр?

— Я сейчас много работаю с аргали — это алтайский горный баран. Снимаю его в Сайлюгемском национальном парке, на границе с Монголией. К ним очень сложно подобраться, но с каждым годом я подхожу всё ближе. Один из таких снимков вошёл в шорт-лист «Золотой черепахи».

— Одна из программ «Всё как у зверей» снималась на вулканах Камчатки. Невероятное путешествие — чем оно вам запомнилось?

— Мы снимали передачу о происхождении жизни на земле. Десять дней ходили по вулканам и должны были выйти к морю, но начались дожди, а с ними и запоздалое таяние снега. Всё пришло в движение: реки стали непроходимыми, лосось шёл на нерест, а медведи за ним. Мы три дня пытались преодолеть последнюю водную преграду, но она превратилась в бурный поток, пришлось вызвать МЧС. Они пришли пешком, налегке, не особенно понимая, как нас спасать в такой ситуации — 10 человек с большим грузом в рюкзаках. Но у них был трос и костюм-поплавок, мы смогли наконец перебраться на другой берег, а дальше мы их выводили по нашему треку. Вышли к морю и ещё смогли поснимать морских млекопитающих — сивучей.

— А на Чукотке что или кого снимали?

— Это был проект по гранту Русского географического общества, в пандемию рухнули наши планы поехать в Африку, и мы смогли вплотную заняться созданием фильма о природе России. На Чукотку отправились снимать моржей. Когда эти большие грациозные животные выходят на лежбище, стадо насчитывает тысячи животных. Но такого момента нам пришлось ждать почти месяц. Впрочем, это стоило того. Отправляясь на съёмку, мы два часа ехали на лодке и за это время могли встретить до ста серых китов. Прямо скажем, очень сильные ощущения. Кроме того, я там много снимал медведей.

— Это же опасно?

— Конечно, медведь — серьёзный хищник. Нужно знать психологию животного и как себя вести. Если не махать руками и не убегать, то он либо пройдёт мимо, либо убежит, что скорее всего. 97 процентов медведей боятся людей. Для первой встречи у меня был приготовлен специальный перцовый баллончик, который бьёт струёй на 10 метров, плюс люди за спиной, хотя и не близко. Медведи по своей природе слеповаты, но у них хорошие обоняние и слух. И вот я вижу, что он идёт на меня, я стоял с камерой на штативе, метров за 30 медведь что-то почуял, в этот момент стало страшно, а потом он пригляделся, увидел меня и убежал. Кстати, если вы идёте за грибами или ягодами в лес, где можете встретить медведя или другого хищного животного, не стоит надевать камуфлированную одежду, иначе сольётесь с природой — наоборот, оденьтесь в яркие цвета, это отпугнёт зверей, и идите шумно, не таясь.

Пикник на обочине

— Вблизи городов в зелёных зонах очень много мусора. Есть регионы, где эту проблему успешно решают?

— Это, безусловно, настоящая беда, но есть решение. В той же Австралии запрещено останавливаться по дороге, кроме кемпингов. Они там разные, но даже в бесплатных будет комфортный биотуалет, зона для барбекю, баки под мусор.

— Пикник на обочине не устроишь?

— Нет, это запрещено. И я с этим согласен, глядя на то, что происходит сейчас на Алтае. Очень много туристов, они съезжают с обочин, разводят костры, готовят еду, оставляют после себя мусор. Очень хотелось бы, чтобы и у нас это всё как-то регулировалось.

— Есть ли у вас представление о собственной миссии?

— Я семь лет занимаюсь фотографией, для меня это способ показать людям, что происходит в мире. И вот уже полгода я работаю над созданием двух книг. Одна про животных России — она практически готова, другая — про животный мир Новосибирской области. У меня есть дети: сын, недавно родилась дочь, плюс у жены двое своих, — и это такой нормальный детский сад. Возвращаясь из поездок, я рассказываю им, что и кого видел. Большинство людей не знают, кто живёт рядом, какие животные обитают в нашем регионе. Я не пытаюсь создать справочники — это рассказы о моих встречах с животными, что я при этом чувствовал; мне помогает очень хороший художник. Часть материала я уже публиковал в соцсетях — интерес есть. Может быть, благодаря этому интервью найду партнёров, которые помогут мне издать книги.

Марина ШАБАНОВА | Фото Олега КУГАЕВА 

 

back
up