24.07.17

Мечтать и верить

Дарья АТРАШКЕВИЧ — директор и режиссёр уникального для России театрального коллектива EXORDIUM, объединившего в себе более 20 танцевальных стилей, акробатику, цирковое искусство в сочетании с качественной драматургией, глубиной сюжета и эффектным световым и звуковым оформлением.

— Даша, ты успешно окончила один из самых престижных факультетов НГТУ — факультет бизнеса, куда даже медалистам поступить непросто. Казалось бы, прямой путь куда угодно, только не в танцы. Как же так повернулось?

 

— Я танцую с шести лет. Танцевала до школы, в школе, освоила много разных стилей. Начинала с джаза, модерна, затем увлеклась уличными направлениями (street dance culture, hip hop culture). Но у нас, к сожалению, нет академии уличного танца, а в хореографическое я не пошла, потому что там не давали тех направлений, в которые я была влюблена. Пришлось выбирать что-то общеобразовательное. Когда поступила в университет, интересующих меня стилей стало ещё больше. Я ездила за информацией в разные страны, обучалась, брала уроки, посещала курсы, участвовала в соревнованиях. В 20 лет я впервые поехала в Америку, занималась в Broadway dance centre, там встретила очень много людей, которые являлись основоположниками, пионерами танцевальных стилей, каких в Новосибирске практически не было. В Новосибирске мне посчастливилось познакомиться с замечательным человеком — Спартаком Маньяновым, он для меня и для многих из нас стал танцевальным папой. Он — мой наставник и главный учитель. И собственно, в культуру уличных направлений я попала благодаря ему.

 

Окончив университет, я стала преподавать. Работала в студии современного танца Shake it и в танцевальной школе Flexx 5. Начала создавать небольшие хореографические постановки. Потом под впечатлением увиденных в разных странах танцевальных шоу решила попробовать нечто большее. У нас было много талантливых артистов в различных жанрах, и мне захотелось их объединить, сделать общее масштабное шоу. Раньше такого не было — к нам привозили спектакли, но все они были в одном жанре. Поэтому захотелось создать нечто новое.

 

— Это же огромный пласт работы, как ты рискнула?

 

— Ну, я же была не одна. У меня замечательный компаньон Андрей Копп, он начинал с брейк-данса, потом освоил другие направления. Много знакомых артистов самых разных танцевальных жанров, художники по гриму, костюмам, музыканты. Мы подключили воздушных гимнастов, акробатов, танцоров — лучших, они чемпионы мира и России, все очень известны в своих сферах. Так появился театр EXORDIUM (в переводе с латыни – «начало»). В 2012 году на сцене ДКЖ мы показали наш первый спектакль — «Алиса в стране чудес».

 

Конечно, эмоции от первой премьеры уже перекрылись новыми показами (их было около 20), но я помню, как мы бесстрашно окунулись в это приключение. Мы ничего не знали о «кухне» процесса, но так загорелись идеей, так верили в неё, что было совсем не страшно. Решали проблемы по мере их поступления и учились на собственных ошибках.


С нашими художниками по костюмам Клавдией Боднар и Мариной Ягодой мы не спали по двое-трое суток, создавая костюмы и образы. Мы с Андреем писали сценарий, делали режиссуру, артисты помогали создавать декорации к спектаклю — восемь огромных ширм на колёсах, реквизит. Это было невероятно интересное, ни с чем не сравнимое приключение.
И наши ожидания оправдались! Аншлаги, восторженные отзывы, зрители аплодировали стоя. Новосибирск нас принял очень тепло.

 

— Следующий спектакль был совсем другим, да ещё и с непредсказуемым финалом…

 

— Да, после успеха «Алисы», вдохновившись и поверив в свои силы, мы двинулись дальше и вместе с Андреем придумали новую историю, уже более жизненную, трогательную. Мы очень серьёзно подошли к её созданию — провели опрос, своего рода мониторинг мнений потенциальных зрителей: насколько актуальна для них тема нашей истории. И увидели живой отклик. Спектакль «Счастье на выбор» о том, как часто нам приходится выбирать и что же мы в итоге предпочитаем: счастье творчества, на алтарь которого нужно положить любовь, или отказ от реализации своего таланта во имя жизни с любимым человеком, при этом лишь ради денег занимаясь нелюбимой рутинной работой. Спектакль имел два финала, и его исход всегда выбирали сами зрители в зале.

 

— И что они выбирали?

 

— Мы показали «Счастье на выбор» около десяти раз в Новосибирске и возили на гастроли в Красноярск. И всего два раза зрители выбрали финал спектакля, где герой отказался от творчества ради любимой, во всех остальных случаях зритель голосовал за Творчество. Хотя на самом деле оба финала спектакля не приносят главному герою счастья, потому что оно — в гармонии, в понимании друг друга. Но подобных историй в жизни много, и спектакль даёт возможность посмотреть на ситуацию со стороны и сделать выводы. За спектакль «Счастье на выбор» мы были удостоены премии журнала «Собака» в номинации «Театр. Прорыв года», нас с Андреем включили в топ-50 самых знаменитых людей Новосибирска, а в 2016 году попали в топ-7 бренд-сеттеров города, по версии журнала «Собака» и авиакомпании «S7».

 

Потом было продолжение красочной истории повзрослевшей Алисы, которая собралась замуж, но вновь попала в Зазеркалье. В этой хоть и сказочной истории есть много взрослых мыслей и параллелей, что позволяет наслаждаться спектаклем и детям, и взрослым.

 

В январе 2017 года состоялась премьера спектакля «Заплати мечтой». Для нас это большой скачок вверх, это более трудная, до мелочей продуманная работа, со сложной и интересной хореографией и драматургией. Характеры героев имеют много красок, оттенков, нельзя сходу определить, плохой тот или иной персонаж или хороший, — всё как в жизни, из полутонов. Спектакль выдержан в стиле нашего театра — красочный, с цирковыми номерами и  разнообразием стилей, есть в нём и немного волшебства. Но он о каждом из нас, он трогательный, настоящий, живой...

 

— Такие постановки — дорогое удовольствие…

 

— Да, на протяжении всех пяти лет нас мучают две проблемы: отсутствие своего постоянного репетиционного помещения, оснащённого необходимым реквизитом для цирковых артистов и танцоров, и нехватка средств на все наши грандиозные задумки и идеи. Частично помогает справляться с этим помощь органов власти. Мы очень благодарны министру культуры области Игорю Николаевичу Решетникову — министерство культуры при его содействии предоставляет нам грантовую поддержку на некоторые премьерные показы; помогает комитет по делам молодёжи мэрии, который возглавляет Ирина Соловьёва. Без их поддержки спектакли не были бы такими красочными и яркими.

 

— Как коллективу удалось попасть в проект «Танцуют все!» на федеральном канале?

 

— Это действительно было неожиданное предложение. Отбор проходил более чем из тысячи команд со всей страны. Канал «Россия 1» искал самые разносторонние, любящие эксперименты профессиональные коллективы. Мы высылали видео, фото, регалии участников, театра, снимали видеоинтервью с артистами, чтобы организаторы понимали, насколько открыто и свободно наши артисты ведут себя на камеру.


Сначала мы прошли в топ-50, а затем в топ-11 лучших танцевальных коллективов страны и отправились в Москву. С большим сожалением замечу, что мы были единственными, кому пришлось оплачивать дорогу самостоятельно — всем остальным коллективам помогали города и регионы, которые они представляли. Это сильно ударило по нашему карману, и, не скрою, было обидно. Всё-таки мы достойно защищали честь родного города на главном телеканале страны.

 

Очень интересно было увидеть телевизионные будни изнутри, посмотреть на «Мосфильм», стать там почти своими. Было невероятно приятно работать с командой, которая создавала проект. Все ребята — профессионалы с большой буквы, с горящими глазами, с позитивным мышлением, добрые и открытые.

 

Для первого эфира мы показали визитку театра, в которую вложили наши главные «фишки»: органичное переплетение разнообразных танцевальных и цирковых жанров. Это была настоящая феерия стилей, изюминкой которой был огромный воздушный куб, на нём без страховки работала наша солистка, — в общем, всё, что отличает театр EXORDIUM от других команд страны. Выступление было оценено очень позитивно. А на следующем эфире нам выпала честь выступать с Филиппом Киркоровым под исполняемую им композицию «Сиртаки». В номере было много сложных моментов, особенно тяжело пришлось при работе с реквизитом — винтовой лестницей высотой в два с половиной метра, с которой в конце танца нужно было всем артистам по очереди падать, как в бездну. Было страшно, но ребята справились с задачей безукоризненно. Мы полностью прониклись глубиной истории, заложенной в песне, и смогли искренне рассказать зрителю об одиночестве, потерях, любви и жизненном пути.


— Как оценил ваш номер сам Филипп?

 

— Очень жаль, что не все его слова о нас вошли в эфир, — эти комплименты были даже дороже оценок жюри. Филипп сказал, что после такого номера он пересмотрит танцевальное оформление песни в своём шоу, так как это было «невероятно тонко, красиво, восхитительно и по-настоящему».

 

Затем был весёлый, яркий номер «Чарльстон» с огромным столом, стульями и люстрой, которая была нашим воздушным реквизитом. Мы получили огромное удовольствие, работая со стилями линди-хоп, чарльстон, джаз-рок, брейк данс, с образами артистов – каждый из них был ярким  харизматичным персонажем, это была целая история. Включили в номер сложный трюк, исполняемый без страховки, — когда артист держит партнёршу с помощью «петли» (это называется «шея в шею») и партнёрша вращается с невероятной скоростью без помощи рук, удерживаясь только затылком о петлю. Номер «Чарльстон» также высоко оценили и судьи, и зрители.

 

Четвёртый эфир стал очередным вызовом. Задача была сделать экспериментальную драматическую историю в хореографии, такой «неохоровод», и совсем не использовать цирковые трюки и акробатику. Нам дали очень сложный реквизит — огромное белое полотно, которое с помощью ветродуев создавало большие и частые волны, действительно похожие на настоящие. Проблема в том, что времени привыкнуть двигаться по раздувающемуся полотну до съёмок почти не было. В хороводе задача — плыть; это достигается с помощью техники ног, корпуса, а полотно мешало. Артисты на репетиции сбивали ноги в кровь, запинаясь о «волны». Но, будучи профессионалами, на съёмке они исполнили номер идеально технично, чисто, элегантно, тонко по эмоциональной составляющей, ведь история номера тоже была непроста.  И хотя он стал последним, который нам удалось показать, я горжусь им, как и каждым эфиром на проекте, каждым артистом, всей работой, которую мы проделали. Несмотря на стресс, переживания, изнурительные репетиции, ребята стойко и достойно справлялись со всеми испытаниями.

 

— Решение жюри, что вы покидаете проект, стало неожиданным?

 

— Да, конечно. Но мы уважаем его, потому что уважаем жюри, — это известные люди, профессионалы, имеющие колоссальный опыт. Однако всё равно покидать проект было больно и обидно. Мы не успели сказать и показать многое. К тому же у нас было с собой более 40 килограммов реквизита, костюмов, и почти ничего не успели использовать.

 

Конечно, я плакала, все девочки плакали, парни злились очень. Но нас так тепло провожали другие коллективы, организаторы проекта. Мы там все сдружились, и это намного важнее, чем соревнования, намного больше значит для нас. Мы жили все вместе на базе, за городом, постоянно общались, отлично проводили время, несмотря на огромное количество многочасовых репетиций. Участие в проекте — прекрасный опыт, море впечатлений, приключений, этап в нашей истории. И огромное количество новых друзей.

 

— Чем живёт театр сейчас? Ждать ли зрителям в ближайшее время новый спектакль?

 

— Театр востребован, нас часто зовут выступать, мы готовимся к гастролям в Казахстан. И уже зреет сценарий нового спектакля. Это будет сказка с двойным дном, для детей и для взрослых, — красочная, волшебная история, с красивыми костюмами, гримом и декорациями, и в то же время с глубоким подтекстом, с «подводными течениями».

 

— Понятно, что театр и всё, что с ним связано, — твоя жизнь. Но есть ещё что-то интересующее тебя?

 

— Я благодарна семье, родителям, судьбе, что моя любимая работа, моё творчество дарят мне крылья для путешествий. Я езжу с мастер-классами, езжу на соревнования. Надеюсь, скоро вырастут крылья и у нашего театра, и мы полетим всей труппой гастролировать по России и миру. Всегда загадываю это желание, когда вижу одинаковые цифры на номерах машин, или время на электронных часах с четырьмя одинаковыми цифрами, или когда звезда падает. Верю, что так оно и будет.

 

Татьяна МАЛКОВА

back
up