11.01.21

История на колёсах

10 лет назад в Новосибирском метрополитене был запущен поезд-музей «Новониколаевск — Новосибирск», и с тех пор его экспозиции увидели миллионы людей.

В поезде-музее «Новониколаевск — Новосибирск» всегда интересно.

Этот поезд с характерным дизайном — всегда неожиданная радость. Стремительная история Новосибирска поместилась в четырёх вагонах, и так же, как молод её герой, меняются экспозиции музея на рельсах, давая взгляду отдых от рекламы, уму — пищу для размышлений, а сердцу — трепет узнавания и соучастия в большой жизни нашего края. 28 декабря проект «Поезд-музей “Новониколаевск — Новосибирск”» отметил своё десятилетие. Дата, когда он встал на рельсы, была выбрана неслучайно. 28 декабря 1985 года состоялось подписание акта о приёмке в эксплуатацию первой очереди Новосибирского метрополитена. Так, в день 25-летия метрополитена поезд, посвящённый истории Новосибирска и Новосибирской области, отправился в свой путь. Как это было, чем живёт поезд-музей сегодня и какие открытия совершают новосибирцы и гости города с его помощью? Слово создателям проекта — автору, директору фонда «Родное слово», члену Общественной палаты Новосибирской области Людмиле МОНАХОВОЙ и директору Новосибирского государственного краеведческого музея Андрею ШАПОВАЛОВУ.

Говорите по-русски

— Людмила Аркадьевна, как рождалась идея поезда-музея?

— Из наблюдений за эффективностью плакатов проекта «Говорите правильно!», которые мы стали размещать в метрополитене в 2009 году. Ещё раньше, когда я работала учителем в гимназии, 2007 год был объявлен Годом русского языка в России по распоряжению президента России. Я предложила своим коллегам на педсовете составить простые листки с указанием наиболее частотных ошибок, и учителя меня поддержали. Материал оказался востребованным, и мы задумались о размещении листков по грамотности речи в масштабах всего города. Сразу было понятно, что расклеивать листовки на остановках с нашей дождливой и снежной погодой не будем — пустая трата сил. Мне показалось, что удобно размещать наши материалы в вагонах метропоездов, и я записалась на приём к начальнику Новосибирского метрополитена Владимиру Михайловичу Кошкину, который сразу же поддержал меня. Так впервые появились плакаты «Говорите по-русски, пожалуйста, правильно!», затем и другие просветительские материалы, которые, кстати, до сих пор мы размещаем для пассажиров. Люди начали нам писать, благодарить за эту нужную и важную работу. Работая с молодёжью, я замечала, что ребята плохо знают историю нашего города, мало читают, редко ходят в музеи, и подумала, что хорошо было бы посвятить истории края целый поезд в метро. На очередной встрече с Владимиром Михайловичем рассказала ему об этой идее. Он выслушал внимательно и ответил, что проект интересный, но у метро договорные обязательства с рекламными компаниями.

— Проект действительно прорывной по тем временам. Что потребовалось для его реализации?

— Я нашла поддержку, в том числе и в мэрии. И метро предоставило один состав из двадцати имеющихся. Была написана заявка на конкурс министерства региональ­ной политики Новосибирской области, получен грант, выделены небольшие деньги — это позволило собрать команду, в которую был приглашён Новосибирский государственный краеведческий музей. Андрей Валерьевич Шаповалов сразу высоко оценил проект, сказав, что он интересен для музея, так как расширяет музейное пространство. Подготовка поезда-музея заняла полгода, на помощь пришли выпускники архитектурной академии. Кстати, в 2010 году студенты академии предложили нам использовать на материалах в поезде QR-коды, которые тогда только начали появляться. 28 декабря 2010 года была торжественно перерезана красная ленточка. Договор с метрополитеном о проекте был  на три года, но путешествие оказалось долгим: поезд-музей существует уже десять лет, а на днях мы обсудили планы на будущий год. Проект интересен не только новосибирцам, но и гостям нашего города — они могут узнать о нашем крае, о новосибирцах.

— Существуют ли подобные поезда в метрополитенах других городов России?

— На тот момент, когда мы создавались, в московском метрополитене были тематические поезда, к примеру, поезд-галерея «Акварель», но краеведческого направления мы не видели. Такой проект, по-моему, единственный. Во всяком случае, когда я осенью выступала на Культурном форуме регионов России по приглашению Общественной палаты Российской Федерации, никто не откликнулся, что есть подобное в других регионах. Тема краеведения неисчерпаема, а мне как учителю важно показать в каждой экспозиции человека, его роль в истории большого города. Даже если мы рассказываем о какой-то организации, учреждении, целой системе, мы понимаем — всё делают люди.

На открытии выставки «Солдат России» присутствовал сам Дмитрий Алексеевич Бакуров, Герой Советского Союза, участник шести Парадов Победы.

А что потом?

— Сколько экспозиций было создано? И какие направления городской истории представлены?

— Поезд-музей состоит из четырёх вагонов-разделов: «Так начинался Новосибирск», «Годы великих строек» — 1930-е и довоенное время, «Город, войною опалённый» и «Новосибирск, устремлённый в будущее». Всего было оформлено 49 экспозиций, ежегодно мы показываем 5-6 новых выставок, и даже во время пандемии выпустили четыре. В этом году главной темой было 75-летие Победы, и мы подготовили к дате две выставки: «Художник величия и подвига» к 95-летию народного художника, участника Великой Отечественной вой­ны Вениамина Карповича Чебанова и «585 тысяч тонн для Победы»  — к 105-летию Николая Александровича Лунина, нашего знаменитого земляка. В поезде-музее были экспозиции о промышленности, науке, образовании, культуре, здравоохранении и т. д. Мы делали выставки к юбилеям Новосибирска и Новосибирской области, рассказывали об отдельных городских и областных предприятиях и целых системах, стоящих на службе у человека. К примеру, выставка «Начало» показывала первые школы Новониколаевска. Экспозиция к 100-летию системы дополнительного образования имела большой отклик, так как люди узнавали, где сегодня дети могут найти себе дело по душе, развивать свои творческие, интеллектуальные, физические возможности. Были выставки, посвящённые ГИБДД, истории скорой помощи, а когда мы открывали выставку об истории Всемирных фестивалей молодёжи и студентов, ребята-участники презентации прямо с платформы отправились на вокзал и поехали в Сочи на молодёжный фестиваль.

За десять лет в поезде-музее было размещено 49 выставок. В 2020 году проект был представлен на Культурном форуме Российской Федерации и вошёл в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».

Выставка «Художник величия и подвига» к 95-летию народного художника, участника Великой Отечественной вой­ны Вениамина Карповича Чебанова.

— Какие выставки вызвали наибольший отклик? И какова их судьба «после жизни», увидим ли мы их где-то ещё?

— На мой взгляд, наибольший отклик вызвали выставки, посвящённые одному человеку, — таких было девять. Начинали мы со 100-летия Александра Ивановича Покрышкина, и, если говорить о том, что происходит с материалами после экспозиции в метро, выставка «Наш Покрышкин» отправилась по районам области. Экспозиция о Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве — это систематизированный, иллюстрированный материал, который может пригодиться, когда наконец будет вновь открыт Домик-музей Лаврентьева в Академгородке. На открытие выставки «Градоначальник и градостроитель» об Иване Павловиче Севастьянове, председателе горисполкома, при котором Новосибирск застроился и расцвёл, пришли бывшие и нынешний мэры, бывшие и нынешний губернаторы. Внук Ивана Павловича — Иван — пришёл со своей семьёй и очень благодарил нас за память о деде. На выставке «Солдат России» был сам наш знаменитый земляк — Дмитрий Алексеевич Бакуров, Герой Советского Союза, участник шести Парадов Победы. Мы открывали её 7 февраля 2017 года, по паспорту ему в этот день исполнилось 95 лет, а настоящий юбилей он отмечал через полтора года. И я ему обещала, что все полтора года выставка будет в вагоне, — «только доживите». Он дожил, и ещё пожил после настоящего юбилея. На платформе станции метро «Площадь Гарина-Михайловского» в тот день собрались школьники, участники патриотических клубов, курсанты «Поста №1», официальные лица, супруга Екатерина Михайловна и представители их большой семьи. И часть документального фильма о Д. А. Бакурове снята в вагоне, посвящённом этому Солдату.

Людмила Монахова о поезде-музее: «Проект интересен не только новосибирцам, но и гостям нашего города — они могут узнать о нашем крае, о новосибирцах».

Это был вызов

— Андрей Валерьевич, вам вопрос: что важного было в этом проекте для Новосибирского краеведческого музея?

— Во-первых, это совершенно иной формат и подход, который пока никем не придуман, нам было интересно попробовать и сделать что-то хорошее. Во-вторых, метрополитен очень расширяет наши информационные возможности: если мы представляем какую-то тему в поезде-музее, её видят несколько миллионов человек — это гигантская аудитория по сравнению с музеем.

— У пассажира в метро не так много времени, чтобы прочитать написанное, — скорее всего, он успеет увидеть фрагмент истории, рассмотреть фотографии рядом. Тогда в чём ценность проекта?

— Конечно, мы понимали, что человек, попадая в вагон, увидит немного. И изначально проектировали свои выставки таким образом, чтобы посетитель мог увидеть какой-то законченный информационный фрагмент, погружающий в тему. Дальше всё зависит от самого человека. В метрополитене не так много составов, и шанс попасть в наш поезд довольно высок. Можно заходить в другие вагоны и другие двери поезда-музея. Я, когда попадаю в такой поезд, пытаюсь ходить, потому что не все выставки видел, мне хочется посмотреть, как это сделано, интересно самому почувствовать себя посетителем. Так что для нас это был вызов — заинтересовать человека, чтобы он начал двигаться.

Дмитрий Алексеевич Бакуров входит в свой вагон.

— Вопрос достоверности истории остро стоит даже для такого относительно молодого города, как наш. Легенды и мифы в этом проекте не приветствуются?

— Борьба с мифами и легендами — это не наша задача, другое дело, что мы их не используем. Участие музея в том и состоит, чтобы представлять достоверную информацию. Стараемся, чтобы в наши выставки попадали только проверенные факты, или честно пишем, что «согласно легенде…».

— Были ли какие-то открытия за время подготовки к экспозициям?

— Каждый раз в декабре мы с Людмилой Аркадьевной садимся и планируем выставки на будущий год. Часто делаем стыковочные выставки: например, нас интересует какая-то тема, которую мы собираемся делать внутри музея, и мы можем сделать её параллельно в метрополитене; либо, наоборот, мы знаем, что есть хорошая тема, но для полноценной музейной выставки не хватает материалов — тогда формат метрополитена оказывается более подходящим. А что касается открытий, они всё время совершаются, когда мы готовим выставки: начинаем подбирать предметы, изучать их судьбу, что-то соединяется вдруг — так устроена наша работа. И посетители делают свои открытия, когда входят в эту историю, — иначе, зачем всё это?

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up