01.09.22

Зелёный свет в безбарьерный мир

Директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий ЛЕСНЕВСКИЙ — о работе социального такси и роли библиотеки в жизни города

Директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий ЛЕСНЕВСКИЙ

Социальное такси в Новосибирской области работает не первый год и, как для любой востребованной услуги, всегда возникает потребность в его улучшении и разумной оптимизации.

На эту проблему обратил внимание Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в регионе и принял решение создать рабочую группу по развитию социального такси. В состав группы вошёл и директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих (НОСБ) Юрий Лесневский.

Такси – не Красный Крест!

— Юрий Юрьевич, какие проблемы выявились в работе социального такси в Новосибирске?

— Наша библиотека развивается как центр компетенций по многим сторонам независимой жизни человека с различными видами ограничений. Ресурсы независимой жизни — важнейший профиль этой работы. Мы принимали участие в создании положения о социальном такси, включив туда библиотеку как один из самых важных адресов доставки пассажиров. Поддерживая на протяжении многих лет контакты с другими городами и государствами, мы всегда отслеживали, как развивается социальное такси у них, и обнаружили много любопытного. Например, в Татарстане на социальном такси при необходимости можно поехать в прокуратуру, у нас этот адрес не предусмотрен. В Казахстане социальное такси является бесплатным. В белорусском опыте впечатляет хорошо проработанная нормированность адресного предоставления услуг. Опыт Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов показывает реальные составляющие для совершенствования услуги. Поскольку в Новосибирске для исполнения функций социального такси привлекаются обычные транспортные компании, их водители должны иметь дополнительные компетенции. В зависимости от вида и степени ограничений пассажира могут возникать конкретные требования: необходимо учитывать объём багажника для размещения инвалидной коляски, низкую мобильность или подвижность человека при посадке и высадке, помощь в поиске автомобиля, сопровождении и ориентировании незрячего или слабовидящего… Для безопасной независимой жизни таких людей требуется другой диапазон знаний, умений и навыков — ассистивный. Безусловно, это касается не только водителей такси. Сегодня культура эффективного взаимодействия с человеком, имеющим ограничения движения, зрения, слуха, ментальную инвалидность, становится частью профессиональной подготовки специалистов многих отраслей и сфер. Как образовательный и методический центр мы работали с представителями медицинских и образовательных учреждений, метрополитена и других транспортных предприятий, МЧС, аптечных сетей и сотнями других заинтересованных специалистов.

При этом социальное такси, я думаю, сохраняет своё особое место: это в какой-то степени призма, показывающая реальную активность людей с инвалидностью. Ведь независимая жизнь человека не сводится к борьбе за здоровье. Поэтому когда кто-то уверенно говорит, что социальное такси — это что-то близкое к транспортной услуге организации Красный Крест, я отвечаю: нет, это совсем другое! Она должна поддерживать людей с инвалидностью в их образовании, социальной активности и новых компетенциях независимой жизни. Социальное такси сегодня — по сути, одна из последних не монетизированных льгот, и мы должны искать лучший баланс ее адресования различным социальным группам. Здесь очень важно довести информацию об этой услуге до всех, кто в ней нуждается. Знакомый мне пример: часто незрячие или слабовидящие люди сталкиваются с невозможностью заказать такси в выходные «день в день»; некоторые, не разобравшись, передают по «глухому телефону», что услуга в субботу или воскресенье не оказывается. Так у некоторых возникает представление, что услуга социального такси не оказывается вовсе. Значит, есть задача информационной доступности, и её надо решать. Иногда, не скрою, встречается и реальный эгоизм: люди пытаются злоупотребить бесплатной услугой и оказываются недовольны: «Почему нельзя доехать на такси до вокзала, если мы запланировали поездку в отпуск?». Да, нельзя. На вокзал социальное такси отвезёт только в случае, если есть путёвка на реабилитацию. Для этого и осуществляется контроль и работают компетентные специалисты, чтобы не было злоупотреблений.

— Что ещё не мешало бы перенять из опыта других городов для улучшения работы новосибирского социального такси?

— Как я уже упомянул, очень интересен белорусский опыт: у них чётко прописано, что человек, например, дважды в год может съездить на кладбище или другие места упокоения родственников, а человек, использующий инвалидную коляску, дважды в неделю может воспользоваться социальным такси для поездки на занятия в университет. В свою очередь, в Казахстане студентам и работающим инвалидам выдаётся что-то типа абонемента на определённое количество поездок по графику к месту работы или занятий. Сразу видно, что при разработке услуг и принятии нормативов был учтён живой опыт и реальные потребности людей. Мне кажется перспективным сделать как в Москве, когда социальное такси можно вызвать на любой городской адрес, а не как у нас — только на основной. Если человек куда-то уезжает на таком такси из дома, то он должен рассчитывать только на 4 часа — в некоторых ситуациях это реальное ограничение. А ещё у незрячего или слабовидящего должен быть эффективный доступ к веб-ресурсу оператора, то есть его страницы должны быть легко воспринимаемыми, в том числе с мобильного телефона. Если там будет графическая капча или какие-то поля для заполнения, незрячий человек может остаться без услуги. То есть и с агрегаторами услуг надо работать отдельно. Так что проблемы социального такси только к автомобилю с подъёмником не сводятся.

Интересно, что сегодня у крупных корпораций появились в чём-то похожие социальные программы, например, у такси «Яндекс» есть проект «Помощь рядом»: компания «Яндекс» и простые люди жертвуют деньги на благотворительный счёт, откуда фонды берут деньги на перевозку маломобильных пассажиров.

Отменяем границы

— Новосибирск для незрячих — какой он сейчас? Насколько комфортный?

— Если смотреть с точки зрения менталитета людей, то горожане становятся всё более просвещёнными. Это, безусловно, уже много. А вот с инфраструктурой в городе ещё большое поле работы. Здесь уже пора следовать многочисленным стандартам, требованиям и порядкам. Ведь если учесть людей маломобильных и тех, кто им помогает, в безбарьерной городской среде заинтересованы до 40% жителей. Безбарьерное общее пространство — это стратегия развития. Наша библиотека была и остаётся проводником различных подходов и технических решений, делающих город доступным. К нам постоянно обращаются представители учреждений за консультацией, как сделать свои пространство и услуги удобнее для клиентов и посетителей с различными видами ограничений. Наши читатели получают не только издания в доступных форматах, но и высококвалифицированную помощь в освоении современных цифровых, прежде всего мобильных, устройств. С их помощью они заказывают такси, доставку продуктов, получают информацию о своих банковских счетах, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, общаются в мессенджерах и делают много другого полезного, как и большинство сограждан.

— Какие самые интересные проекты библиотека реализовала в последнее время?

— Главный ожидаемый многими профессиональный результат этого года — состоявшаяся Международная школа ассистивных услуг, уже в 12-й раз она объединила усилия многих специалистов и лидеров общественного сектора как экспертов в области формирования и обеспечения безбарьерной среды. Её очными и заочными участниками стали более 300 партнёров библиотеки из 31 региона России и 11 стран мира. Высокой оценкой компетенций нашего коллектива стало включение в программу IХ Международного форума технологического развития «Технопром-2022» одного из мероприятий Школы — круглого стола «Цифровая трансформация: свойство безбарьерности». В фокусе обсуждения были вопросы импортозамещения ассистивной техносферы, выбора приоритетов информационно-просветительской работы, адаптации новых цифровых технологий и платформенных решений.

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. И мы завершаем, без преувеличения, уникальный проект «К незримой, но постигаемой красоте русских народных промыслов». Его суммарным результатом станет описание 12 известнейших народных промыслов из 12 регионов страны. Кроме того, нашим авторским подарком к 75-летию региона станет многоформатное издание «Сказки и бывальщины Новосибирской области».

Виталий СОЛОВОВ | Фото Алексея ТАНЮШИНА
back
up