28.04.17

Загадки Григорьяна

Спектакль «Иллюзия» в театре «Красный факел» соединил несоединимое: намеренный китч, театральность и оперные приёмы.

Пьеса Пьера Корнеля, поэта и драматурга, классика французской трагедии, написана в XVII веке и адаптирована к сегодняшнему дню или даже к будущему. Время, как и место действия, здесь условны, герои напоминают современных боевиков или персонажей популярных комиксов, а в музыкальном сопровождении звучит тема «Твин Пикс». На большой сцене театра «Красный факел» состоялась премьера спектакля «Иллюзия» в постановке молодого режиссёра Филиппа Григорьяна.

 

Выпускник театрального училища имени Б. В. Щукина, актёр Театра им. Вахтангова (1998–2002 годы), автор футуристических проектов на стыке различных жанров, в 2014 году Григорьян стал куратором и режиссёром променад-проекта «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, преподает актёрское мастерство в Российском университете театрального искусства и ВТУ им. Щукина. В своих режиссёрских работах Филипп Григорьян часто выступает и как художник, создавая собственный, ни на что не похожий мир. Среди осуществлённых им постановок — драматический перформанс «Заводной апельсин» по культовому роману Э. Бёрджесса и токсичный китч «Женитьба» по Н. Гоголю с Ксенией Собчак и Максимом Виторганом в Театре Наций, а также в Электротеатре «Станиславский» путешествие во времени и пространстве «Тартюф» Ж.-Б. Мольера.

 

В «краснофакельской» «Иллюзии» режиссёр использует свой излюбленный стиль кэмп — намеренный китч, театральность, преувеличенность до гротеска, сочетание игры и серьёзности. При этом в «запутанном спектакле, где за каждой кулисой таится обман» столько намёков, всевозможных отсылов и кодов, что постановка бьёт все рекорды среди загадочных премьер новосибирского театрального сезона. Однако потребуется срок, чтобы она стала до конца выстроенной, ровной в исполнении и считываемой, когда всё имеет свою цель и смысл, а в обратном отсчёте становится «на свои места».

 

Существуя в фантастическом пространстве, «Иллюзия» отвечает на злободневные вопросы. Текст для современной постановки адаптировала драматург Ольга Федянина. Сюжет вполне актуален. Отец (Придаман — Владимир Лемешонок) ищет сына (Клиндор — Сергей Богомолов), который ушёл из дома, потому что родитель был слишком строг. Ищет годами, но не может найти и, наконец, прибегает к помощи волшебника (Алькандр — Константин Телегин), отчего-то наряженного в женское платье. Тот показывает ему нынешнюю жизнь Клиндора. В большом окне над сценой мы видим отца, наблюдающего за блудным сыном. Взгляд отца и стал определяющим для режиссёра. «Эту пьесу показывают не нам, а ему. И это такое обоюдное движение: со стороны сына требуется открыться, показаться в самом неприглядном виде, а со стороны отца — увидеть сына и принять его таким, какой он есть, — замечает режиссёр. — Наши дети нам не принадлежат, мы ничего не можем сделать для них. Это такой большой космогонический вопрос о свободе воли человека…».

 

Уйдя из дома, Клиндор перепробовал разные способы устроиться в этом мире — «молитвы продавал калекам и убогим, был предсказателем», «публичным был писцом», «стал у нотариуса клерком»… Наконец, устроился служить офицеру-гасконцу (Матамор — Андрей Черных), похваляющемуся своими победами, и так был старателен, что скоро деньги хозяина перетекли в его карман, к тому же они стали соперниками, оба влюблены в Изабеллу (Екатерина Жирова/Клавдия Качусова)...

 

В конечном итоге всё происходящее с Клиндором оказывается представлением. Сколько разных обликов может быть у героя, сколько волшебных фантазий нужно разрушить, чтобы узнать правду, можно ли её вообще узнать и всегда ли нужно, — задаются вопросами авторы спектакля.

 

В пространстве «Иллюзии» эти разные люди решают разные задачи, иногда кажется, что каждый из них существует сам по себе: чувства неискренни, смерти не настоящие, да и оружие игрушечное.

— Блестящая роль у Андрея Черных — его Матамор, трусливый и хвастливый военачальник, Трусливый Лев в сияющих доспехах, вызывает смех и умиление, потому что ведёт себя совершенно как маленький. Ирина Кривонос в роли субретки Лизы соединила свой выдающийся темперамент и острый пластический рисунок, создав карикатурную сутулую ведьму, впрочем, довольно безобидную, хотя и шумную… Каждый выход Лизы зал воспринимает как концертный номер и сопровождает её уход аплодисментами. От этого сходство с номерной структурой оперного спектакля только усиливается, — пишет в «Петербургском театральном журнале» ректор Новосибирского государственного театрального института Яна Глембоцкая.

 

В «Иллюзии» много хореографии и пластики. Хореограф Анна Абалахина признаётся, что счастлива была участвовать в проекте: «Каждый актёр, с которым мне довелось поработать, совершенно невероятная, уникальная творческая личность».

 

В спектакле заняты: народный артист России Игорь Белозёров, Олег Майборода, Илья Музыко, Георгий Болонев.

Следующие показы состоятся 11 и 12 мая.

 

Марина ШАБАНОВА

back
up