06.02.23

Жар-птица в руках

Кино в троллейбусе, мультики с трёх лет и кружки по всей стране — 75 лет исполнилось создателю детской киностудии «Поиск» Петру АНОФРИКОВУ.

Его называли «президентом республики “Поиск”» и сравнивали с Макаренко. О том, как зажигать детские сердца, он писал в своих книгах. Популярность Петра Ивановича начиналась в новосибирском Академгородке, а разлетелась по всей стране. Его последователи 18 лет приезжают в Новосибирск на фестиваль «Жар-птица», чтобы творить, смотреть кино и общаться, а после проводить в регионах свои мастер-классы.

Создателю и художественному руководителю новосибирской детской киностудии «Поиск», кинорежиссёру, заслуженному работнику культуры РФ Петру Анофрикову 6 февраля исполнилось 75 лет. Через три месяца отметит полвека и сама киностудия, которая ведёт свою историю с 29 апреля 1973 года. Начинали с киноклуба и съёмок взрослого игрового кино, проводили конкурс любительских кинокомедий «Гаврила», в начале 1980-х открыли кинотеатр в старом троллейбусе, где дети показывали кино детям.

Кино в «Поиске» — один из инструментов познания мира и самореализации. Как складывался путь нашего героя и чего ему стоило удержать в руках свою Жар-птицу?

ФАКТ
Ежегодно в июле киностудия «Поиск» проводит открытый Всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица». Летом 2022 года фестиваль состоялся уже в 18-й раз и был поддержан Министерством культуры РФ, Союзом кинематографистов и Ассоциацией детских студий мультипликации. «Жар-птица» собрала 250 педагогов и юных мультипликаторов из разных уголков России. Все шесть дней фестиваля дети создавали фильмы, а всего в мастер-классах «Поиска» в 2022 году приняли участие больше 9 000 детей.

— Пётр Иванович, как вы сами пришли в кино?

—Я окончил 11 классов в Киселёвске, это мой родной любимый город. После школы поехал поступать в НЭТИ, отучился год и понял, что это не моё. Но там был академический хор «Ах, НЭТИ», где я аккомпанировал, ещё мы выпускали газету — 10 метров длиной. К учёбе это отношения не имело, и я ушёл. Устроился на турбогенераторный завод, где как раз проходили испытания нового турбогенератора, и на главном здании висела табличка: «Закрой хайло и не сифонь». Хайло — это паровозная труба, и паровозу, который входил, нужно было прикрыть свою трубу... На испытательном стенде шум стоял в 110 децибел, мне это казалось какой-то музыкой. Слава богу, я поработал там только месяц. И сменил ещё два места, параллельно учился в техникуме, пока меня не пригласили в комитет комсомола «Сибакадемстроя», где мы устроили что-то вроде пресс-центра. Я снимал там большое количество киносюжетов, в это время сдавали первую очередь ВАСХНИЛа, на сцене ДК «Юность» награждали 80 строителей — и я всё это снял.

— Так было положено начало кинокарьеры?

— Я в своей жизни снимал и документальное кино, и игровое. А моей дипломной работой, когда заканчивал Кемеровский институт культуры, была картина о капитане буксира, который толкал баржи на Север. Капитан Валентин Манаков — героическая личность.

— В вашей фильмографии есть и сатирический фильм про пьяниц — «Котовасия». Это по следам «Самогонщиков» Гайдая?

— Наш киноклуб «Поиск» начинался с любительской киностудии во Дворце культуры «Юность» новосибирского Академгородка. В ДК меня приняли на ставку баяниста. А поскольку мне очень хотелось снимать кино, причём именно игровые кинокомедии, я быстро нашёл единомышленников, среди них были люди разных профессий, например, главный метролог Института ядерной физики. В основу сценария был положен анекдот. Два любителя выпить стащили со склада бутыль со спиртом, но засомневались, а годен ли он к употреблению, дали попробовать собаке — она выжила. Выпили сами, оглянулись — собака лежит без движения, испугались, побежали в больницу, где их тщательно промыли изнутри, вернулись, со зла вылили спирт, и тут выходит собака, махая хвостом… Мы написали сценарий и три года снимали кино, правда, в нашей версии был кот, и это изрядно затянуло съёмки. А потом мы подали фильм на областной конкурс, народ повеселился, но нам ничего не дали. Дескать, конкурс посвящён такому-то съезду, а вы про пьяниц. После было снято ещё несколько коротких любительских фильмов, но эффект тот же — это несерьёзно. Тогда мы решили проводить собственный конкурс любительских кинокомедий «Гаврила», я разослал приглашения по 40 адресам профсоюзов, где были объединения кинолюбителей. И несколько лет (до 1991 года) мы проводили этот фестиваль, к нам приезжали до 80 человек — от Бреста до Магадана.

— История с детским самоуправлением и кинотеатром в старом троллейбусе —грандиозный эксперимент, который закончился поездкой в Москву и дружбой с режиссёром «Ёжика в тумане» Юрием Норштейном. Как вам это удалось?

— Наш летний кинотеатр «Старый троллейбус» работал с 1982 года. Это был старый списанный троллейбус, который мы переоборудовали под кинотеатр. Старшеклассники всё лето показывали мультфильмы детям. Несколько сеансов в день. Я сам к концу лета был уже никакой, мне дали путёвку в «Сосновку» и я поехал отдыхать с пятилетней дочерью. Лежим на пляже — загораем, приезжает троллейбусная братья: лето закончилось, мы его и не заметили, а самое главное — не хотим расставаться. Хорошо, говорю, давайте организуем в «Поиске» секцию любителей кино. Обком комсомола выпустил про наш «Старый троллейбус» плакат, я поехал туда и заявил: плакат выпустили, дайте ребятам коллективную путёвку в Москву! Дали на 40 мест. И мы поехали. В Москве у меня тоже свои люди были, нам организовали поездку на «Мосфильм», где Эльдар Рязанов снимал фильм «О бедном гусаре замолвите слово», но фанерные декорации города не впечатлили ребят. А вот экскурсия на «Союзмультфильм» оставила неизгладимые впечатления. Когда пришли к Норштейну в студию кукольных мультфильмов, ребята увидели, как это происходит, то просто забросали его вопросами. В том же году из Москвы привезли первый мультстанок. И началось…

— Так мультипликация стала одним из главных направлений «Поиска»?

— Помимо мультипликации «Поиск» объединяет несколько студий, в том числе изостудию и киношколу. А Юрий Норштейн после дважды приезжал к нам в Новосибирск. И был в восторге от фильмов наших детей, особенно одного, который сделал трёхлетний юноша. В «Поиске» дети сами придумывают сюжеты мультфильмов, создают своих героев, продумывают их внешность. И здесь нет ограничений — в мультфильме возможно всё. Сейчас в копилке «Поиска» больше 600 фильмов! И было бы ещё больше, если бы нам не мешали — неустроенность, смена помещений.

— Есть у вас так называемые «чайниковые мамы» — это вы так своих педагогов называете?

— Тех, кто первый раз приезжает на наш фестиваль «Жар-птица» и ещё не имеет опыта создания фильмов, мы называем «чайники», — так вот чтобы чайник запыхтел, его нужно поставить на огонь. Наши «чайниковые мамы» проводят с этими «чайниками» неделю, снимают с ними фильм и на заключительном просмотре показывают его. Так наш «чайник» включается и начинает «пыхтеть». Это вещь заразительная. Как-то мне прислали письмо из Ханты-Мансийска, что они тоже хотели бы участвовать, но студий у них нет. И мы семь лет туда ездили: прилетали на самолёте в Ханты-Мансийск, а потом ехали по дороге до Нефтеюганска, останавливаясь в городках или деревнях, где в  ДК уже собрали детей, — мы показывали наши фильмы, а потом задавали каверзный вопрос: «Хотите снимать такое кино?» И они хором кричали: «Хотим!». Сейчас там работает 16 студий. Чтобы открыть детскую студию мультипликации всего-то нужен заинтересованный человек, хотя лучше — группа, причём неважно, кто эти люди по специальности.

— А для детей есть отбор?

— Мы берём всех. Выбираем не мы, а ребёнок — в какую студию ему пойти. Есть понимание психологии возраста. К примеру, у дошкольников и младших школьников есть интерес к делу, но им надо помочь это дело освоить. У средних школьников интерес уже несколько утрачен, а вот умения пока немного. А подростковый нигилизм старших школьников свёл интерес почти на нет, но некоторый жизненный опыт помог в появлении умения. Из этого и исходят наши педагоги.

— Что стало с вашей коллекцией кинотехники?

— Показывать её сейчас негде. В лучшие времена мы занимали 1 200 квадратов, а сейчас — всего 200. Нам предлагали помещение в городе, но «Поиск» — это история Академгородка, дети и педагоги живут здесь, хотя у нас есть и в городе кружки. Экспонаты наши действительно уникальные, к примеру, действующая кинокамера 1923 года и ещё много разной техники. Мой сын сделал проектор, как у братьев Люмьер, я добыл фильмы, которые они показывали, в том числе «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик». Но всё кинооборудование, которое я собирал в течение 50 лет, лежит сейчас мёртвым грузом, а можно было создать замечательный интерактивный музей. Работать с детьми и давать им в руки жар-птицу — это мы умеем.

КСТАТИ

Родителям на заметку
• Относитесь серьёзно и с уважением к любому проявлению детского творчества.
• Храните детские работы, не сравнивайте их с работами других детей, не критикуйте их.
• Восхищайтесь ими и украшайте детскими работами свою жизнь.
• Давайте ребёнку возможность высказаться и задать интересующие его вопросы.
• Не навязывайте своё видение мира, уважайте точку зрения ребёнка.
• Почаще встречайтесь с детским творчеством: оно радует сердце и трогает душу, даёт жизненную энергию и надежду.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА и предоставленные Детской киностудией «Поиск» 

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика