23.12.19

Весь год – театр

4 000 спектаклей в Год театра посмотрели около 1 000 000 новосибирцев и жителей области.

Церемония открытия Года театра в Новосибирской области, декабрь 2018 года.

 

Театр вышел за пределы сцены, заполнил улицы города, наводнил новостные ленты и, кажется, стал самой сутью нашей жизни. Такого количества фестивалей за 12 месяцев наш город ещё не знал. Новосибирск упорно отстаивал своё право называться третьей театральной столицей России. И, похоже, отстоял. Что привнёс в нашу жизнь Год театра, каковы его главные итоги, чего не доставало в его программе — эти вопросы мы задали представителям театрального сообщества Новосибирска.

 

Лучшие мюзиклы и ведущих композиторов России собрал на своей площадке Третий фестиваль музыкальных проектов «Другие берега», организованный совместно со Всероссийским фестивалем-премией «Золотая Маска».

 

У «Золотой Маски», полученной Новосибирским музыкальным театром за мюзикл «Римские каникулы».

 

 

Леонид КИПНИС, директор и худрук Новосибирского музыкального театра, заслуженный артист РФ:

— В Год театра нашему театру исполнилось 60 лет, поэтому было много событий, посвящённых юбилею: Гала-концерт, выставочный проект в краеведческом музее, оформление вагона в метро. Благодаря Году театра состоялся наш фестиваль «Другие берега» — были выделены большие деньги на его проведение. Мы смогли поучаствовать в федеральной программе «Большие гастроли», выступали на сцене знаменитого Севастопольского театра драмы. Кроме того, театр в этом году выступал в Москве, на сцене РАТМа, и получил две главные премии «Золотой Маски»: спектакль «Римские каникулы» отмечен в номинациях «Лучший музыкальный спектакль» и «За работу режиссёра». Все билеты были проданы задолго до показов… Год театра позволил нам выполнить многое из задуманного. Единственное — очень бы хотелось иметь новое современное здание для театра, но пока это мечта.

 

Известные актёры уезжали из города или меняли сценические площадки, внося коррективы в афиши отдельных театров — одни спектакли уходили безвозвратно, другие появлялись.

 

Андрей ЯКОВЛЕВ, до мая 2019 года ведущий актёр НГДТ под руководством С. Афанасьева, сейчас актёр театра «Красный факел»:
— Для меня этот год ознаменовался переходом в «Красный факел», где я вскоре исполнил роль Итана по пьесе Сэма Боб­рика «Раздражение» в искромётной постановке талантливого режиссёра Артёма Находкина. Была также роль Олендорфа по пьесе «Нищий студент» в прекрасной постановке не менее талантливого режиссёра Джеммы Аветисян, премьера состоялась в НГДТ под руководством Сергея Афанасьева. А в декабре Джемма поставила в кинотеатре «Победа» театральный проект по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором я тоже принял участие. Год театра принёс мне осознание того, что театр и государство — не чужие друг другу, власть готова помогать и развивать искусство. Знаю, к примеру, что в небольшом городе Ачинске, где работает мой друг актёр Владимир Иноземцев, за этот год было очень много постановок и знакомств с разными режиссёрами, в том числе столичными. Думаю, Год театра прошёл очень плодотворно для всей России. Конечно, страна очень большая, может, кого-то и миновало это событие в полной мере. 

 

Грандиозным карнавалом с куклами и оркестром по улице Ленина открывался первый Международный фестиваль «Перекрёсток».

 

 

Юрий ГОРЛАТЫХ, директор Новосибирского областного театра кукол:

— Самый важный итог Года театра — наш театр нужен не только зрителю, но и государству. Нам выделяли деньги и на новые постановки, и на приобретения, и на ремонт к 85-летнему юбилею театра. Мы приобрели новый микроавтобус для выездных спектаклей. А главным событием года для нас стал фестиваль «Перекрёсток», в котором приняли участие 14 коллективов из разных городов России, а также из Франции, Эстонии, Болгарии, Испании, Швеции, Белоруссии. Министерство культуры Новосибирской области обещает нам, что фестиваль будет постоянным, раз в два года. Мы и сами активно гастролировали — побывали в Тобольске, обменялись гастролями с Оренбургом, — к нам приезжал Чувашский театр кукол из Чебоксар. Для актёров и сотрудников цехов этот год прошёл на большом подъёме: фотографий и впечатлений масса! В то же время не обошлось и без некоторого напряжения, мы прошли через четыре проверки: два месяца у нас работали сотрудники контрольно-ревизионного управления, потом пришли четыре специалиста федерального казначейства, нас проверяли архивные службы и ДИЗО. Мы специально выделили для них отдельный кабинет… А в целом Год театра для нас прошёл очень продуктивно.

 

Ректоры и проректоры всех теат­ральных институтов страны съехались в мае в Новосибирск, чтобы понять, как помочь друг другу в разговоре с чиновниками от образования.

Спектакль студентов 4-го курса НГТИ «Королева красоты» в постановке Эльмиры Куриленко признан лучшим на XXVI Международном фестивале негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад», проходившем в Санкт-Петербурге 7–18 декабря.

 

 

Яна ГЛЕМБОЦКАЯ, ректор Новосибирского государственного театрального института, кандидат филологических наук:

— Главное событие Года театра для меня как ректора театрального вуза состоялось в дни театрального марафона «Российский театр — XXI век. Новый взгляд», организованного Союзом театральных деятелей. В Новосибирске прошёл круглый стол по проблемам театрального образования, а точнее — по вопросам контроля государства за качеством художественного образования; инициировал его Сергей Николаевич Афанасьев. Не секрет, что процедуры и инструкции пишутся для всех одинаково — что для военного училища, что для консерватории. Круглый стол прошёл блестяще, Лев Геннадьевич Сундстрем, самый авторитетный и любимый специалист по вопросам театрального образования, взялся за составление меморандума по итогам круглого стола. Второй яркий эпизод Года театра — поездка наших студентов в Школу-студию МХАТ для знакомства с этим уникальным учебным заведением. В ответ мы будем принимать студентов Школы-студии следующим летом в Новосибирске и на Алтае. Приедут Игорь Яковлевич Золотовицкий и его курс. Так что Год театра для нас не закончится с боем курантов… Чего не хватило в Год театра — внимания властей к нашему любимому театру Сергея Афанасьева, но и это ещё не поздно исправить: обещания даны и они обнадеживают.

 

Более 6 000 человек посмотрели спектакли Международного фестиваля актуального театра «ХАОС», а результатом работы зрительского клуба стал «Манифест современного зрителя».

«Идиот» в постановке Андрея Прикотенко начинал Международный фестиваль актуального театра «ХАОС»; спектакль стал настоящим открытием нового театрального сезона Новосибирска.  

 
 

 

Андрей ПРИКОТЕНКО, главный режиссёр театра «Старый дом»:

— Замечательно, что Год театра состоялся в нашей стране. Это продвинуло развитие театра вперёд. В частности, наш фестиваль «ХАОС» стал возможен благодаря Году театра, и в конечном итоге выиграл новосибирский зритель, потому что мы привезли и показали лучшие спектакли. Много событий произошло и в других регионах. В Петербурге состоялась Театральная олимпиада, театры привезли удивительные спектакли, я сам ходил смотреть, и не раз… Другое дело, что Год театра обнаружил ещё и множество разных проблем в современном российском театре. Это и дело Кирилла Серебренникова, и ситуация с объединением театров в Ярославле, и положение театра Сергея Афанасьева в Новосибирске. Но это не означает, что российский театр в целом сегодня в депрессивном состоянии, как раз наоборот: он вполне сопоставим с лучшими образцами европейского театра. И главное — он нужен зрителю, нужен общественной и даже политической жизни нашей страны. Как показал этот Год, театр — это такой очень важный орган нашей сегодняшней реальной российской жизни.

 

Самый знаменитый новосибирский спектакль «Три сестры» (на жестовом языке) в постановке Тимофея Кулябина совершил триумфальные туры в Европу и Японию.

«Три сестры» в постановке Тимофея Кулябина в 2019 году увидели зрители Женевы, Берлина, Цюриха и Токио.  

 

Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА, актриса театра «Красный факел», исполнительница роли Маши:

— Год театра начался с прекрасных гастролей в Швейцарию, где нас со спектаклем «Три сестры» приняли потрясающе. Мы до сих пор поддерживаем связь с принимающей стороной. Для меня эта поездка оказалась очень важной, я обрела друзей — это неожиданно и неимоверно приятно. В начале сезона к нам в театр пришли новые актёры — важное и замечательное дополнение. Были и грустные моменты для театра: отъезд в Санкт-Петербург Линды Ахметзяновой и Георгия Болонева. У ребят всё хорошо, а будет ещё лучше — это главное… В единстве — сила, как бы громко это ни звучало. Год театра показал, какой могучей стеной может стать театральное сообщество в случае несправедливости извне. Чего не доставало Году театра? Я прекрасно понимаю, что нельзя все проблемы решить в один год. Но если уж обозначать сферу деятельности — необходимо больше чуткости, особенного внимания, точечного, персонального. Тогда не будет рейдерских захватов кабинетов, закрытия театров, уходов больших мастеров. Пусть в новом Нетеатральном году нас ожидают только светлые события, свободная зона для достойных театральных проявлений. Здоровья и благополучия моим коллегам!

 

16 декабря подвела итоги ХХХ Новосибирская профессиональная театральная премия «Парадиз». Количество призов стало рекордным за все годы существования премии — 22 «райские» статуэтки и медали.

Один из самых запоминающихся спектаклей фестиваля «ХАОС» — «Чапаев и Пустота» в постановке Максима Диденко по загадочному роману Виктора Пелевина — привозил московский театр «Практика». 

 


Оксана Ефременко, доцент НГТИ, арт-директор театрального фестиваля «ХАОС», член экспертного совета «Золотой Маски» и фестиваля «Ново-Сибирский транзит», кандидат культурологии:

— Благодаря Году театра команде единомышленников театра «Старый дом», к которой я тоже отношусь, удалось сделать первый фестиваль — «ХАОС». Мы видим по зрительскому отклику, насколько интересен современный театр Новосибирску. Российский Год театра стал прежде всего годом фестивалей: Театральная олимпиада, большая программа фестиваля NET и «Золотой Маски», показанная не только в Москве, но и в Петербурге. В Новосибирске успешно возобновился фестиваль уличного театра «Три вороны», интересно прошли Рождественский фестиваль искусств, «Другие берега». Помимо активизации фестивального движения, знаю, что в общероссийском масштабе выделялись деньги на ремонты театров, проходили большие гастрольные проекты и выставки. Однако случилось и такое, чего мы могли бы избежать в этот год. До сих пор тянется изнурительное дело «Седьмой студии» и не видно ему конца, ломались творчески успешные организмы — от ухода из Пермской оперы Теодора Курентзиса до увольнения Петра Незлученко из Серовского театра драмы. В Новосибирске была конфликтная ситуация в связи с театром Афанасьева, которому столько лет не дают собственной площадки, нет репетиционных помещений у «Старого дома», нет собственной сцены у «Первого театра».

 

Чего в программе Года театра не доставало? Есть ощущение, что Новосибирск перерос прежнюю систему организации театрального ландшафта. Очевидно, что в городе должна появиться свободная площадка, где разные художники могли бы реализовывать себя, не привязываясь к конкретной институции. Другая потребность — серьёзная экспертная оценка работы театров, на том же высоком уровне, на котором работают наши коллективы, хорошо известные далеко за пределами региона. На мой взгляд, в ежегодной театральной премии «Парадиз», которая в том числе призвана выполнять задачу экспертного взгляда, в этом году случился сбой в связи с невручением главной номинации драматического театра «за лучшую режиссуру», притом что в конкурсе участвовали Тимофей Кулябин, Марат Гацалов, Олег Липовецкий. Ощущаю это как очевидную проблему театрально-критического сообщества Новосибирска и думаю, мы должны откликнуться на неё новыми инициативами.

 

В Новосибирске создаются новые театральные проекты и объединения. В начале сезона в Доме актёра открылся частный театр «13 трамвай». Благодаря проекту «Детки и предки» центра «Культурный город» было создано девять спектаклей по новой детской литературе. На площадке рождённого год назад театра «Мастерская Крикливого и Панькова», помимо репертуара, работают резиденты, свои проекты показывают студия «Инклюзион. Новосибирск». 

Звёздный состав «Глобуса» собрала на малой сцене постановка Елены Невежиной по пьесе Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

 

Илья Паньков, актёр театра «Глобус», преподаватель НГТИ, один из основателей театра «Мастерская Крикливого и Панькова»:

— Для театра «Глобус» этот год начался с приятного — вручение «Золотой Маски» за спектакль «Пианисты». Благодаря фестивалям на площадке нашего театра удалось увидеть много интересных спектаклей, в том числе зарубежных. Кроме того, шёл ремонт здания, в частности, крыши «Глобуса». Накануне Года театра, 26 ноября 2018 года, открылась наша «Мастерская». И сейчас мы готовим очередной вербатим: ребята берут интервью у людей разного возраста, из разных слоёв населения, расспрашивают, что для них Новый год. Ответы где-то смешные, где-то грустные, где-то серьёзные. Театр идёт по пути диалога со зрителем, четвёртая стена разрушена безвозвратно. И наша «Мастерская» находится в постоянном поиске новых форм. На нашей площадке проходят выставки, спектакли, перформансы, читки, концерты, вечеринки, образовательные программы… Из того, о чём мечталось бы, но не случилось в этом году, — повышение стипендии студентам нашего театрального института. Ребята получают в районе 2 тысяч рублей в месяц. При этом они очень сложно учатся, в институте находятся с 9 утра до 9 вечера, так устроен учебный процесс, а значит, подрабатывать не имеют возможности.

 

В начале ноября худрук Новосибирского городского драматического театра (НГДТ) Сергей Афанасьев подал заявление об отставке в связи с тем, что обещанная в этом году реконструкция здания «Пионера» так и не была начата, а собственник и без того скромных помещений, которые арендует театр, намерен забрать часть площадей. После совещания у губернатора и обещаний властей начать работы в 2020 году создатель и худрук театра разорвал своё заявление.

Новосибирский городской драматический театр продолжает создавать свои большие и маленькие шедевры. Премьера сезона — «Горе от ума» в постановке Сергея Афанасьева. Большая часть актёров спектакля — вчерашние выпускники.

 

 

Сергей Афанасьев, председатель Новосибирского отделения СТД, художественный руководитель НГДТ п/р С. Афанасьева и  театра «13 трамвай», профессор НГТИ, заслуженный деятель искусств РФ:

— Год театра обратил внимание не только президента, но и местных властей, и, что особенно важно, — зрителей, которые раньше, может быть, не задумывались о его существовании. О том, какие проблемы сегодня испытывает российский театр, говорил в своём докладе председатель СТД России Александр Александрович Калягин. Но самое главное, чего ожидало театральное сообщество — неформального внимания и включения властей в решение проблем театров, — не произошло. Недоставало обширного материального вложения в судьбы отдельных театров, хотя какие-то проблемы решались. Союз театральных деятелей России выступил с инициативой признать русский репертуарный театр мировым культурным достоянием, как, например, театр Кабуки, признанный ЮНЕСКО. Это ещё не до конца осмыслено людьми, которые отвечают не только за материальное, но и за духовное существование нашего народа. Вместо того, чтобы бросить все силы на поддержание и сохранение российского репертуарного театра, мы поощряем другие вещи, которые противостоят ему или направлены на разрушение этой системы...

 

Что касается нашего театра, принято решение на уровне заксобрания о выделении 50 миллионов рублей на начало работ по реконструкции здания кинотеатра «Пионер», они начнутся в 2020 году. Но это лишь один из трёх вопросов, который мы поднимали во время обсуждения судьбы моего театра. На встрече с губернатором, мэром и и. о. министра культуры мы говорили также о необходимости предоставления временного помещения театру на период реконструкции. А третий момент — поднять уровень финансирования театра до среднего уровня областных театров. По поводу этих двух конкретных вопросов решения пока не приняты. Я очень надеюсь, что это будет сделано, потому что как честный гражданин верю всем обещаниям, данным мне на этом совещании. Речь пока не идёт о передаче театра на областной уровень, это планируется сделать после окончания реконструкции, потому что на переоформление собственности потребуется время — год или два. И я считаю, что это разумное решение.

 

Спектакли для детей и юношества не так часто ставятся в наших театрах. А в этом году в новосибирском «Парадизе» случился настоящий бум: на конкурс «Театр для детей» эксперты отобрали восемь постановок! Главный приз «за авторский подход к детскому театру» в спектаклях «Невидимый слон» и «Омлет с сахаром» получили представители независимого авторского театра — Елена и Владимир Кузнецовы.

Елена и Владимир Кузнецовы на вручении премии «Парадиз». 

 

Юлия Щеткова, председатель жюри конкурса «Театр для детей» Новосибирской профессиональной театральной премии «Парадиз», обозреватель газеты «Новая Сибирь»:

— Такого количества фестивалей город не знал. Географически мы удалены от театральных столиц и европейской части России, поэтому оказаться на одной волне с последними тенденциями, в одном строю с ведущими художниками сцены — очень важно для культурного развития города. Главный вопрос сейчас в том, смогут ли фестивальные начинания получить дальнейшую достойную поддержку по завершении Года театра.

 

Театральное сообщество справедливо воспринимает Год театра неоднозначно. С одной стороны, прошёл парад-алле масштабных мероприятий; с другой стороны, случились позорные акции — дело Седьмой студии, задержание Павла Устинова и Юлии Цветковой. Продолжать можно довольно долго. Главное — беды и боли, скрывшиеся за парадным фасадом, способствовали объединению театрального сообщества всей страны. Кажется, это главный итог.

 

А не хватило этому Году театра решения конкретных насущных проблем. В Новосибирске так и остались бездомными два государственных театра — по непонятным причинам не въехавший в обещанные помещения «Первый театр» и 30 лет ютящийся по подвалам и закуткам Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева. Не появился обещанный интернет-портал, на базе которого могли бы создать серьёзную дискуссионную площадку культурные журналисты и театральные критики города. Не возникло программы, нацеленной на развитие и поддержку театра для детей. Программы, рассчитанной не на один год, а как минимум на десятилетие. В прошлом сезоне случился бум детских спектаклей, но ведь он может и не повториться. Авторский детский театр в столице Сибири делается усилиями энтузиастов, и, насколько у них хватит сил, — большой вопрос.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА, Фрола ПОДЛЕСНОГО, Виктора ДМИТРИЕВА и предоставленные театрами

back
up