Битва за Сибирь
20 августа исполняется 420 лет сражению воеводы Андрея Воейкова и сибирского хана Кучума на берегу Оби — поворотного в истории Сибири и Российского государства.
Решающее сражение случилось в устье реки Ирмень на территории Ордынского района Новосибирской области 20 августа 1598 года. Главный противник хана Кучума Ермак, взявший столицу Сибирского ханства Искер в 1582 году, погиб тринадцать лет назад. Рядом с вымершим Искером растёт Тобольск. Но «сибирский царь», как звали Кучума, всё ещё силён. Русские землепроходцы, двигаясь вглубь неизвестной страны, лежащей за Уралом, встречают серьёзное сопротивление и несут потери.
Сражение хана Кучума и тарского воеводы Андрея Воейкова на реке Оби в устье реки Ирмени не было масштабным по численности. Если в завоевании Казани принимало участие русское войско в 150 тысяч человек, то в последней решающей битве с Кучумом за Сибирское ханство на поле брани сошлось не больше тысячи человек, из них с русской стороны — 405 человек. О решающей битве за Сибирь рассказывает Сергей Колонцов, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (ИАЭТ).
Николай Каразин, «Въезд пленённого Кучумова семейства в Москву,
1599 год»
В городе Тара царскую грамоту от Бориса Годунова «итти с Тары в поход на Кучюма царя» получили 1 августа 1598 года. К походу готовились давно, поэтому и сборы были недолгими. Три дня спустя отряд служилых людей, «литвы», казаков и перешедших на службу русскому царю татар во главе с воеводой города Андреем Матвеевичем Воейковым выступили из Тары. 10 августа в Любайской и Турашской волостях были взяты пленные, которые рассказали, что Кучум и 500 его воинов кочуют «на Чёрных водах» (река Карасук на юге Новосибирской области). 15 августа отряд уже был на озере Убинском, где новые пленные под пытками сообщили: «пошол деи Кучюм царь с Черных вод на Обь реку с детьми и со всеми своими людьми, где у него хлеб сеен». Уже 20 августа отряд подошёл к Ирмени. Всего за 16 дней эти 400 человек в полном боевом снаряжении преодолели по степям и болотам с переправами через множество рек и речек не менее 700 верст! И вот ранним утром 20 августа они подошли к побережью Оби и увидели на лугу ханский стан: многочисленные юрты, в которых Кучум укрылся от мира с бедными остатками своего царства, с женами, детьми, верными ему князьями и воинами.
— В стане хана русских не ждали, они оставались незамеченными, пока не рассеялся туман. Солнце уже всходило, над юртами вился дымок, женщины готовили еду. Вооружённые луками и пищалями конные воины Воейкова стремительно приближались. Задача была не дать кучумовым людям уйти за реку Ирмень в Ирменский бор или на север — к чатским татарам, — рассказывает Сергей Колонцов. — Бой, продолжавшийся до полудня, был ожесточённым. Воины хана отчаянно сопротивлялись, остатки их отрядов прижали к берегу Оби. В своём донесении воевода сообщал: погибли в бою брат, сын и двое внуков Кучума, шесть князей, 15 мурз и около 300 татарских воинов. В плен попало большое семейство «сибирского царя» и его приближённые. Одному из отрядов в 50 человек удалось вырваться с поля боя, но через несколько дней погони и этот отряд был настигнут казаками и перебит.
Сам хан Кучум снова, как в битве с Ермаком под Искером в 1582 году, сумел спастись и «в судне утек за Обь реку». Воейков организовал погоню на плотах, но ни на обских островах, ни в Ирменском и Караканском бору, ни в прибрежных камышах и тальнике хана или его труп не нашли. Поиски продолжались пять дней, но безрезультатно…
Николай Каразин, «Последний кучумовский разгром 1598 года»
Считается, что история Новосибирской области не так богата, как хотелось бы. Подобно равнинному рельефу территории, нет в ней особых пиков и ярких событий. Но вот пример, когда действительно есть и что показать, и главное — о чём рассказать.
— 20 августа 420 лет назад на территории нынешнего Ордынского района Новосибирской области произошло одно из значительных событий истории Сибири и Российского государства, — говорит Сергей Владимирович. — Это, казалось бы, небольшое по своим масштабам сражение имело громадные последствия. Владычество хана Кучума над бывшей территорией Сибирского ханства было полностью утрачено, от него отошли и присягнули на верность русскому царю почти все западносибирские кочевые и оседлые племена. Огромная территория от Урала до Оби вошла в состав Русского государства, и началось стремительное продвижение на восток. Всего за 100 лет русские землепроходцы прошли огромную территорию от Урала до Тихого океана.
Сергей Колонцов написал «Повествование о Сибирском ханстве, атамане Ермаке, последнем сражении Кучума и судьбе наследников Кучумова рода». Этот материал собран из разных источников, систематизирован, осмыслен и ещё неизвестен широкой общественности. Рукопись из шести глав практически готова к изданию и представляет собой научно-популярное повествование для широкого круга читателей. Педагог-историк по образованию, Сергей Владимирович писал книгу и с расчётом на интерес со стороны школьных учителей. Тем более что в вышедшем недавно учебнике «Истории Новосибирской области», изданном на грант регионального правительства, истории Сибирского ханства и самому Кучуму посвящено всего несколько предложений. Сергей Владимирович занимается сбором материала о Кучуме, сибирских и чатских татарах много лет. Обивал пороги, продвигая идею установки памятного знака на месте Чёртова городища, в районе парка у станции метро «Октябрьская», где стоит малопонятный Змей Горыныч. Чёртово городище — татарское поселение, куда бежал поверженный Кучум. Тридцать пять лет бухарец правил Сибирским ханством, объединяя вокруг себя народы и внедряя новую религию — ислам. Начало его разгрому положил Ермак, а битва на Ирмени подвела итог этому противостоянию.
Первый памятный крест у села Новопичугово был установлен в 1993 году. Его изготовили и привезли на весельных шлюпках кадеты центра дополнительного образования «МГиВ» («Мужество, героизм и воля») Сибирского кадетского корпуса под руководством Андрея Некрасова. Летом 2014 года местные власти при поддержке правительства НСО открыли на этом месте мемориал, посвящённый Ирменскому сражению.
В Новосибирской области действует государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области, на 2015—2020 годы», в рамках которой финансируются, в том числе, мероприятия сибирского казачества.
После распада Золотой Орды на территории Западной Сибири правил князь Едигер из татарского рода Тайбугинов. На земли его Сибирского княжества, или Тайбугинского юрта, в 1555 году напал Кучум с братом Ахмед-Гиреем. Так при поддержке Ногайской орды и Бухарского ханства дети Муртазы — одного из последних ханов Золотой Орды, сибирские шейбаниды, потомки Чингизхана в тринадцатом поколении, начали борьбу за восстановление власти своей династии в Сибири. Едигер попросил защиты у Москвы, прислав «шертную грамоту», присягнув на верность, Иван Грозный был рад получить новый титул «всеа Сибирския земли повелитель», но реальной защиты в Сибири не дождались (вот он упущенный момент бескровного продвижения на восток!). В 1563 году Кучум разбил князя Едигера и на месте Тайбугинова юрта создал своё Сибирское ханство. Этому способствовала успешная и дальновидная политика Абдаллах-султана II: Бухарское ханство искало способы защитить себя от Казахского ханства — имея за спиной такую угрозу, казахские правители не решались на большую войну с Бухарой; создание нового союзного государства сулило и экономические выгоды — торговые караваны в Сибирь и обратные поставки пушнины приносили огромные доходы. Но у Кучума был и личный мотив, своя кровная месть: его дед Ибак — хан Тюмени и Большой Орды — был убит Едигером, такого чингизиды не прощали.
Смена династии в Сибири сопровождалась смутой. Семь лет Кучум вёл кровавую борьбу с непокорной знатью и племенными князьками, прежде чем добился от них покорности. Хан не шёл в открытое сопротивление с Москвой, и там сочли, что Кучум действительно намерен продолжать курс своего предшественника Едигера. «Иоанн, — пишет русский историк Николай Карамзин, — взял Кучюма под свою руку, в оберегание, с условием, чтобы он давал ему ежегодно тысячу соболей…». Но после захвата власти в Сибири, уже через год Кучум обнаружил враждебные намерения в отношении России. Как писал царь Иван Грозный в 1564 году, ныне «хвалится де сибирский султан Ишибаны (Кучум Шейбанид. — Ред.) идти на Пермь войною». Расчётливый политик Кучум внимательно следил за положением дел в Восточной Европе. В 1571 году, когда крымский хан Девлет-Гирей при поддержке Османской империи сжёг Москву и разорил центральные области страны, Кучум начал готовиться к войне с Россией. Но русская армия год спустя отразила очередной поход крымского хана и наголову разбила 150-тысячную крымско-турецкую армию под Москвой у села Молоди.
Кучум стремился создать мощное государство, способное противостоять казахским ханам и демонстрировать свою силу Московскому царству. Ради этого он увеличивал подчинённую территорию, способствовал переселению народов и привозил миссионеров, чтобы обращать подданных в ислам. Введение новой веры сопровождалось мятежами населения. Помимо татар, он подчинил своей власти ханты-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племён, живших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
Всё Сибирское ханство, несмотря на довольно большие размеры, было заселено крайне редко. Считалось, что в середине XVI века население здесь было 30,5 тыс. человек. Хан Кучум пригласил переселяться в своё государство вождей родовых кланов Ногайской и Казахской орд. Он поселил приглашённых кочевников на южных окраинах своего государства, в Ишимской и Барабинской степях, по долине реки Иртыш выше устья Ишим. В Среднем Прииртышье поселились аялынцы, корни которых этнографы обнаружили в Башкирии. Аялынцы входили в личную охрану хана Кучума и именно на земли аялынцев, в Тарское Прииртышье, ушёл Кучум после поражения от отряда Ермака под Искером в 1582 году.
После похода войско Андрея Воейкова возвратилось в Тару. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, в Москве отслужили торжественные молебны в церквах и храмах. В силу высокого статуса пленных кучумовичей и возможностей их использования в дальнейших переговорах с Кучумом было решено всех доставить в столицу.
За поход воеводу Воейкова наградили золотой медалью, а всех участников — деньгами. Пленное семейство из Тары в Москву было отправлено 20 сентября 1598 года. Обоз из Сибири добирался почти четыре месяца. Для сопровождения был выделен отряд, в обязанности членов которого входило также обеспечение пленных продуктами питания. Последнему вопросу уделялось особое внимание. К примеру, в один из дней, кроме мясных блюд, было выдано: пять вёдер мёда паточного, десять вёдер мёда княжего, пятнадцать вёдер пива, три фунта перца, двадцать золотников шафрана (по просьбе самих пленников), сто яблок.
Торжественный въезд семейства в столицу состоялся 17 января 1599 года. Вот как описывает это событие Николай Карамзин: «Жёны, дочери, невестки и сыновья Кучюмовы (юноши Асманак и Шаим, отрок Бабадша, младенцы Кумуш и Молла) ехали в богатых резных санях: Царицы и Царевны в шубах бархатных, атласных и камчатных, украшенных золотом, серебром и кружевом; Царевичи в ферезях багряных, на мехах драгоценных; впереди и за ними множество всадников, Детей Боярских, по два в ряд, все в шубах собольих, с пищалями. Улицы были наполнены зрителями, Россиянами и чужеземцами. Цариц и Царевичей разместили в особенных домах, купеческих и дворянских; давали им содержание пристойное, но весьма умеренное».
Хан Кучум, выждав время, вернулся на место битвы и в течение двух дней хоронил убитых, насыпав над ними, как это принято у кочевников, поминальные курганы. Несмотря на своё бедственное положение, хан отказался от предложения пойти на службу к московскому царю. Ему уже было около 80 лет, он почти ослеп и оглох. Его покинули соратники, и бывший властитель метался по степи, не доверяя даже слугам. Любой мурза мог захватить его и выдать недругам. Старшие сыновья давно отделились от отца, соседство с которым становилось всё более опасным.
Умер Кучум в 1601 году. Легенда гласит, что, умирая, хан будто бы приказал похоронить его в самом глухом и недоступном месте. Надменный салтан Сибири не желал, чтобы его могилу попирали враги. Много дней воины-кучумовичи носили землю на острове, расположенном среди болота, пока не был насыпан большой курган, под которым и захоронен хан Кучум и его снаряжённый в золото конь. Этот остров местное население так и зовёт — Кучум-островом, а расположен он в Болотнинском районе недалеко от деревень Бархановка и Красная.
Другая легенда повествует, что Кучум умер в подземном замке на острове Золотой Рог, среди топких болот неподалеку от покинутой всеми бывшей столицы Сибирского ханства — Искера. По преданию здесь хранились огромные сокровища «солнца Вселенной», как называли Кучума его поданные. История эта до сих пор не даёт покоя кладоискателям.
— Место, где происходило Ирменское сражение, лежит на дне Новосибирского водохранилища. В устье реки Ирмени местные жители до затопления, находили обрывки кольчуг и наконечники стрел. Ленинградский археолог Михаил Петрович Грязнов, когда обследовал ложе под будущее водохранилище, отмечал наличие крупных курганов в этом месте — возможно, это были братские захоронения воинов Кучума, — замечает автор «Повествования о Сибирском ханстве». — Но раскопки проведены не были — шла комсомольская стройка, которая была важнее истории. Под воду тогда же ушло 72 выявленных археологических объекта во временном диапазоне от неолита до средневековья.
История Сибири выходит «из забвения не ранее как по падении ханской чалмы с головы Кучумовой», писал в своём «Историческом обозрении Сибири» Пётр Словцов. Юбилейная дата — повод для того, чтобы рассказать об этой славной истории новому поколению, да и старшему немногое известно.
Марина ШАБАНОВА