23.02.18

Сохранить нельзя перенести

На каких зданиях в Новосибирске сохранились мозаичные панно и почему одну из известных мозаик могут снять, чтобы перенести в другое место?

 

История города живёт не только в событиях и фактах, она заложена в фундамент зданий, формирующих культурное пространство Новосибирска. «Визитной карточкой» стал для многих новосибирцев ДК «Строитель» с его мозаикой «Строители коммунизма». Нынче ДК превратился в концертно-театральный комплекс «Евразия», а образец классического соц-арта, выполненный монументалистом Василием Кирьяновым, закрыт чёрным рекламным баннером.

 

Первым разговор о судьбе мозаики поднял на своей странице в Фейсбуке журналист Алексей Кудинов: мол, что происходит, неужели мы потеряем и этот «осколок» памяти? Комментаторы были практически единодушны: панно «Строители коммунизма» — это часть Новосибирска и прятать её за рекламным баннером, а тем более уничтожать в связи с реконструкцией здания, — недопустимо. Вот что писали некоторые из них.

 

Александр Раппопорт: «С ДК «Строитель» меня связывает очень многое. В одном из его подвальных помещений находился областной клуб кинолюбителей, директором которого много лет был недавно скончавшийся в Питере Геннадий Матвеевич Азриэль. По его просьбе я стал вести для кинолюбителей курс сценарного мастерства. Операторскому мастерству их учил Сергей Давидович Чавчавадзе, а кинорежиссуре — Марк Копелев... Думаю, что исторический облик здания, в котором они работали, — не пустой звук для тех, кто был тесно связан с ним многие годы. И призываю их подключиться к делу сохранения его исторически сложившегося облика, основным компонентом которого являются мозаичные панно, созданные великолепным художником- монументалистом Василием Григорьевичем Кирьяновым».

 

Дмитрий Ушаков: «Мне вообще сразу не нравилась идея переделывания ДК «Строитель», который строили строители когда-то для себя, друзей и гостей, под ДК «Евразия» — то есть под якобы интернациональную идею. И хотя я всегда сам и за Азию, и за Евразию, и за все народы, но не в данном конкретном случае. Властям тогда самим и надо было другой центр строить, но они на это были не способны, но почему у строителей-то надо было отбирать?».

 

Как сейчас часто бывает, пост в соцсетях возымел мощный общественный резонанс — поднялась волна, которая докатилась и до руководства области. В министерстве культуры региона заявили, что мозаику Кирьянова никто уничтожать не будет, сейчас речь идёт о спасении самого здания, которое находится в аварийном состоянии. Врио министра культуры НСО Игорь Решетников сказал, что недавно была закончена комплексная техническая экспертиза объекта, показавшая, что у здания большие проблемы с электросетями, водоснабжением и отоплением. Оно сильно промерзает, как раз в том месте, где расположена мозаика. А стены всегда утепляют снаружи, а не изнутри, поэтому были заказаны эскизные проекты по дальнейшей реконструкции здания. Сейчас художественный совет и руководство области обсуждают варианты сохранения панно «Строители коммунизма». Рассматриваются варианты переноса панно на другую сторону здания или размещение его на одной из станций метрополитена в качестве отдельного арт-объекта. 28 февраля состоится заседание Художественного совета, на котором будет решаться и судьба суровых краснолицых строителей. В преддверии совета «Ведомости» поинтересовались мнением на этот счёт новосибирских художников.

 

Сергей Беспамятных: «Отрицательно отношусь к идее переноса. Во-первых, не вижу никаких веских причин для этого, кроме местечковых, временных желаний сегодняшних владельцев. Во-вторых, это неотъемлемая часть архитектурного облика здания, которая его, в общем-то, и определяет. В-третьих, это просто красиво. И, несомненно, это памятник архитектуры того времени, которых в городе единицы».

 

Елена Бертолло: «Пренебрежение к труду художника, любого, меня задевает, это грустно. По советскому прошлому не скучаю, поэтому понимаю и тех, кого бесит эта, по сути, советская агитка. С другой стороны – сколько угодно примеров в мире, когда всему находится место и всё каким-то естественным образом живёт рядом и сосуществует. Есть ещё и такой факт — ДК «Строитель», для которого была выполнена эта тематическая мозаика, перепрофилирован. Сейчас там размещается Сибирский народный хор и  Первый театр. Им я тоже сочувствую – непросто актуализировать деятельность минимальными средствами в неподходящей архаичной среде. Господи, сделай так, чтобы всем было удобно, комфортно и необидно!».

 

Михаил Паршиков: «Понятно, что «Евразия», на балансе которого находится мозаика, не заинтересована в её сохранении. Каков статус этой единицы монументального искусства? Находится ли она в списке художественных произведений городского значения? Всё это и должно определить судьбу произведения! Висеть ли ему на своём месте или же переехать на какое-то другое, где ему будет комфортнее по различным техническим параметрам».

 

Кстати, судьба ДК «Строитель» висела на волоске и в начале «нулевых», когда торговые центры росли в Новосибирске, как поганки после дождя, «урывая» для себя самые лакомые территории. В ДК тогда творческий пульс практически не бился, здание пустовало и тихо разрушалось, поэтому на него положили глаз предприимчивые бизнесмены, решившие его снести и построить гигантский ТЦ. Правительство НСО тогда спасло ДК, выкупило долю у профсоюзов, и здание было передано государственному академическому Сибирскому русскому народному хору под проработанную концепцию русской национальной культуры. Сейчас здесь, кроме него, находятся «Первый театр», Новосибирский областной татарский культурный центр, Новосибирский областной академический хор молодёжи и студентов, детская студия Сибирского хора, детская национальная школа по спортивным танцам, Центр танцевального спорта «Статус» и другие.

 

История социалистической мозаики

 

В Новосибирске осталось не так много мозаичных свидетельств соцреализма. Самые узнаваемые из них —«Покорители Оби» напротив ОбьГЭС и «Письменность и печать» на здании издательства «Советская Сибирь» — обе сделаны в 1970-е годы художником Владимиром Соколом.

 

 Не все знают, что двое из семи «покорителей Оби» имели реальные прототипы. Один из них — Андрей Сердюков, монтажник, трагически погибший при строительстве ОбьГЭС. Второй — Алексей (Алиферий) Мартынов, водолаз, не сумевший подняться из-под воды. Они на полотне изображены рядом друг с другом — две трагические героические судьбы, вдохновившие Владимира Сокола.

 

 

 

Эпическое мозаичное полотно «Письменность и печать», изображенное на стене издательства «Советская Сибирь», можно изучать часами, представляя себя героем романа Дэвида Брауна. На нём много символов и разных знаков, которые могут нести некий сакральный смысл. Говорят, что где-то на панно спрятан знак общества Рериха. Думаем, что по мотивам этого панно вполне можно сваять шедевр в духе романа «Код да Винчи».

 

 

А вот второй видный монументалист, поработавший над социалистически имиджем Новосибирска, — это Василий Кирьянов: его панно «Труд» украшает здание Облсовпрофа  возле станции метро «Красный проспект». Кстати, имя монументалиста было в 70-ых годах у новосибирцев на устах: его панно «Вечная весна», выполненное на древесно-стружечной плите темперой, украшало на первом этаже Дворца бракосочетания зал ожидания, а в банкетном зале «плясали» керамические гармонисты и девушки — герои панно «Народная пляска». Сейчас от былого великолепия остались лишь фотографии в свадебных альбомах горожан.

 

 Панно на здании профсоюзов — одна из уцелевших работ знаменитого монументалиста. Слава богу, её рекламным баннером не закрыли, но серьёзно «потеснили» общепитовской пристройкой, которая смазывает общее впечатление от мозаики. Называется она «Труд, наука, культура, искусство» и было смонтировано Кирьяновым на глазах студентов первого набора художественно-графического факультета Новосибирского педагогического института. Руками студенты не работали, а лишь смотрели на труды монументалиста. Сделано это было Кирьяновым в порядке назидания подрастающему поколению: смотрите, какой фронт работы ждёт вас в будущем.

 

Интересный факт: одна из первых работ монументалиста Кирьянова в Новосибирске — это роспись ресторана «Центральный». Ему поручили заполнить пейзажами три свободные ниши в интерьере ресторана — это были вставки «Север», «Сибирь» и «Алтай», написанные художником на холстах. Руководство ресторана благосклонно приняло работу художника. Сейчас многие работы Кирьянова утеряны — в нашем городе, к сожалению, не умеют ценить прошлое. Будем надеется, что «Строители коммунизма» всё-таки будут жить в Новосибирске.

 

 Вот таким мы запомнили ДК «Строитель» нашего детства и юности.

 

А некоторые работы художников-монументалистов эпохи позднего СССР спрятаны внутри зданий — в бассейне на ул. Мусы Джалиля в Академгородке и в «Пышечной» на ул. Станиславского.

 

Старожилы левого берега утверждают, что мозаика в «Пышечной» появилась в 60-ые годы, да так и прижилась. Теперь это модное в городе место — особенно его ценят любители советской ностальжи и хорошей выпечки. Пышки здесь подают как в советском детстве — румяные, зажаренные и с яблочным повидлом.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Материалы по теме:

24.10.19 Настоящий детектив

Известное «золотодолинское» панно «Охота» — демонтировано, утеряно или похищено?

23.01.19 Город, который мы теряем: от А до Я. Часть 2

«Ведомости» продолжают проект, посвящённый городским зданиям с историей, которые не имеют охранной грамоты

15.01.19 Город, который мы теряем: от А до Я

«Ведомости» составили список зданий, которые Новосибирск может потерять. Мы ранжировали его по «алфавитному» названию улиц, на которых эти здания — пока — стоят

05.09.18 Новосибирск, который мы теряем

Новосибирцы составили перечень исторических зданий, которые город может потерять

11.07.18 BACK IN USSR

«Ведомости» начали собирать коллекцию старой наружной рекламы, оставшейся нам от советских времён. С каждым таким «объектом» связаны какие-то истории, воспоминания и события. С большим удовольствием делимся с вами своими находками.

26.06.17 ТОП-5 заброшенных исторических зданий Новосибирска

Очередной рейтинг «Ведомостей» посвящён домам и памятникам, забытым городом, брошенным на произвол судьбы.

up