05.12.19

Искусство в подарок

Уличным представлением на сцене «Глобуса» стартовал 13-й Международный Рождественский фестиваль искусств.

Спектакль «Зобеида» Российского академического Молодёжного театра.

 

Декабрь только начался, а Новосибирск уже погружается в праздничную атмосферу. В 13-й раз наш город устраивает крупнейший за Уралом культурный форум — Международный Рождественский фестиваль искусств (МРФИ). Раз в два года в Новосибирск съезжаются известные театральные и музыкальные коллективы. «Фестиваль не наградной, это фестиваль-смотрины, когда за короткий период, две недели, можно увидеть очень заметные и яркие работы. Этот культурный десант — подарок городу в преддверии Рождества и Нового года», — заметил главный режиссёр Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», худрук Рождественского фестиваля Алексей Крикливый.

 

В день открытия, 2 декабря, «Глобус» принимал зрителей музыкой в исполнении студентов струнного отделения консерватории, надув­ными золотыми звёздами и фужерами таманских вин. Затем зрители сами в буквальном смысле взошли на сцену: спектакль «Зобеида» по пьесе К. Гоцци играли на площадке, тесно окружённой зрительскими рядами. В Москве спектакль идёт на улице — в театральном дворе РАМТа (Российского академического Молодёжного театра) и совсем не играется зимой. По словам режиссёра Олега Долина, в рамках Рождественского фестиваля «Зобеиду» впервые показали в помещении. Здесь, среди «глобусовских» декораций и реквизита, комедия в сопровождении струнного ансамбля и звуков какой-то невероятной машинерии, обернулась погружением в глубины мирового театра. Спектакль в жанре итальянской комедии дель арте рассказывает сказку Гоцци языком народного уличного театра, для этого актёры РАМТа год изучали правила и осваивали на практике старинное искусство. Они меняют маски и переодеваются прямо у помоста, демонстрируют чудеса перевоплощения из одного персонажа в другой, нарочито кривляются и играют на человеческих слабостях, импровизируя на «злобу дня» и заставляя зрителя от души смеяться над самыми примитивными вещами. Из актуального — шутки на тему пенсий и налогов, анекдоты про Вовочку и прямое обращение министра со сцены к реальному замминистра в зале. Впрочем, актуальна и сама история Зобеиды, где коварство и любовь делят свою добычу. Спектакль, премьера которого состоялась этим летом, вошёл в лонг-лист самых заметных в сезоне 2018—2019 гг. по мнению экспертного совета «Золотой Маски».

 

Программа Рождественского фестиваля так разнообразна, что каждый желающий найдёт для себя самое главное событие. Зрители уже делятся в соцсетях впечатлениями от спектакля Олега Нестерова и группы «Мегаполис». «Из жизни планет» — это история о неснятых фильмах 1960-х. «О стране, о Моск­ве, о родителях, а ещё о жизни и смерти, — пишет в Фейсбуке известный новосибирский тележурналист Алексей Кудинов. — Даже если я больше никуда не попаду, #рождественскийфестиваль можно считать успешным».

 

Спешите видеть. Ещё есть в продаже билеты на спектакли цикла «Золотой осёл» Электротеатра «Станиславский» (Москва), в модулях проекта режиссёр Борис Юхананов разберёт работы молодых режиссёров сразу после показов, и этот живой незащищённый диалог состоится в присутствии зрителей. Можно попасть и на показ «Реки Потудань» Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Камерный спектакль представляет собой попытку молодого режиссёра Сергея Чехова найти сценический эквивалент языку великого русского писателя Андрея Платонова.

 

На общей фестивальной волне и наши театры со своими лучшими спектаклями: с 5 по 9 декабря вместе со зрителями их будут смотреть известные критики, приехавшие на Рождественский. В новосибирский кейс вошли: «Иранская конференция» («Глобус», 5 декабря); «Марьино поле» (учебный театр НГТИ, 5 декабря), «Идиот» («Старый дом», 6 декабря), «Горе от ума» (НГДТ под руководством С. Афанасьева, 7 декабря), «Дети солнца» и «Перемирие» (на разных сценах «Красного факела», 8 декабря), «Итальянские фантазии» («На левом берегу», 8 декабря), «Карлик Нос» (Областной театр кукол, 8 декабря), «Воин» и «Время ожидания истекло» (разные площадки, «Первый театр», 8 и 9 декабря).

 

Музыкальная программа Рождест­венского фестиваля открылась 4 декабря концертом легендарного Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Кроме произведений Чайковского и Бодрова в этот вечер была исполнена «Трио соната для струнных» Шнитке-Башмета. Зарубежная пресса называет коллектив «голосом своей страны» и одним из лучших коллективов в своём жанре.

 

Показы уникальной в своём роде концертной джазовой версии оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» пройдут дважды: 7 декабря в Доме учёных СО РАН и 8 декабря в ГКЗ им. Каца. Считанные места остались на вечер итальянской музыки в исполнении Камерного оркестра «Виртуозы Италии» 10 декабря.

 

Завершит музыкальную часть фестиваля 12 декабря концерт выдающегося пианиста современности Михаила Плетнёва в сопровождении Русского национального оркестра, дирижёр Станислав Кочановский (Москва).

 

Ещё десять дней, до 14 декабря, фестиваль будет радовать нас фейерверком событий. Запланирована целая серия лекций и встреч с театральными критиками, вход бесплатный, но нужна регистрация, пройти её можно на сайте Рождественского фестиваля, здесь же и подробная программа событий МРФИ. В Центре культуры «ЦК19» специально к фестивалю открылась выставка проекта «Сибирский иронический концептуализм».

 

 

XIII Международный Рождественский фестиваль искусств организован министерством культуры Новосибирской области, театром «Глобус» и Новосибирской государственной филармонией при поддержке Минкульта РФ и правительства Новосибирской области.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

up