11.02.20

Генеральная линия

Каким станет Новосибирск через 10 лет? В городе прошли публичные слушания по новому генеральному плану развития до 2030 года.

Жители Заельцовского района хотят видеть здесь парк. Мэрия — в обозримом будущем — улицу.

Последний раз генплан актуализировался в 2007 году и за прошедшее время порядком устарел. Поэтому в МБУ «Институт градостроительного планирования» был разработан новый документ.

— Действующий генплан предполагал увеличение территории города, но это так и не было реализовано, а когда появилась Новосибирская агломерация, то одним из её условий стала нерушимость городских границ, — рассказал главный архитектор Института Алексей Нестеркин. — Обратили внимание прежде всего на то, что транспортная и социальная инфраструктура сильно отстаёт от жилищного строительства.

Разрабатывая новый план, архитекторы предположили, что за 10 лет население города увеличится примерно на 100 тысяч человек и составит 1,75 миллиона. Чтобы жилья не просто хватило на всех, но ещё и расширился средний метраж на человека до 30 квадратов, нынешние темпы строительства в миллион квадратных метров в год должны сохраниться. При этом единственными свободными территориями, которые можно отдать под застройку, остаются только район аэропорта «Северный» и Ключ-Камышенское плато. Плюс 35 площадок, пока занятых ветхим и аварийным жильём, от которого за 10 лет надо будет избавиться окончательно. 29% территории города должно быть отведено под зелёные насаждения, где никакого строительства уже не будет.

Планы по развитию общественного транспорта выглядят с учётом нынешнего статус-кво слишком амбициозно: 6 новых станций метрополитена (без учёта «Спортивной», которая будет построена в любом случае), 33 километра новых трамвайных путей, проект «Городская электричка» и постепенный переход с троллейбусов на электробусы, которым не будет нужна контактная сеть. Плюс к этому строительство 80 км новых дорог и 15 транспортных развязок.

Таковы самые общие положения нового генплана. Остальные новшества относятся уже к «районному масштабу» — и о них рассказывали тем, к кому они напрямую относятся.

Говорить о том, что Новосибирск изменится за 10 лет именно так, как об этом рассказали разработчики и эксперты, пока нельзя. Впереди — анализ всех собранных обращений от жителей. 5 марта заключение по результатам слушаний будет обнародовано на сайте мэрии Новосибирска, а до июня 2020 года генеральный план, по которому Новосибирск будет развиваться следующие десять лет, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ должен быть согласован с областным правительством и федеральным центром.

 

Дорога на месте речки и высотки рядом с коттеджами: что не устраивает жителей Центрального округа Новосибирска в генплане?

Трудно быть центром?

Развитие Центрального округа и Калининского района Новосибирска будет во многом завязано на дальнейшее развитие Красного проспекта. Согласно обсуждаемому генплану, он уйдёт на север, выйдя на улицу Краузе в Родниках. А ещё раньше, благодаря смычке улиц Колонды и Объединения, Фадеева и Гребенщикова, появятся новые дороги, которые свяжут находящиеся «на отшибе» Родники с центром города.

Под площадки комплексного освоения (строительство жилья, деловых и социальных объектов) авторы плана присмотрели среди прочего посёлок Клюквенный, часть территории заводов «КПД-Газстрой» и «Экран». Территория вдоль берега Оби со временем может превратиться в набережную, которая дойдёт до центра города и сольётся с Михайловской набережной, а конечные остановки общественного транспорта с площади Калинина переместятся на перекрёсток Красного проспекта и улицы Колонды, где собираются строить станцию метро «Северная».

Речку пишем — улица в уме

Однако далеко не все планируемые изменения жители центра Новосибирска приняли с энтузиазмом: на слушания по Центральному округу и Калининскому району пришли как минимум две организованные группы людей, у которых отдельные элементы нового генплана вызвали, мягко говоря, недоумение. Одна из них — защитники зелёной зоны на берегу реки 1-я Ельцовка. Как таковой этой зоны до сих пор не существует: небольшой участок, где эта речка протекает по поверхности земли, а не в коллекторе, зажат между высотками, гаражами и стройплощадками.

По замыслу проектировщиков, этот участок задействован сразу под две зоны — рекреационную и перспективную улично-дорожную. Последнее означает: в будущем, уже после 2030 года, здесь могут продолжить улицу, которой даже придумали название — Предпринимательская. Она соединит Красный проспект с улицей Авиастроителей и поможет разгрузить улицу Кропоткина. Однако людей, которые живут на берегу Ельцовки, такая перспектива не устраивает: под своими окнами им хочется видеть речку с благоустроенными зелёными берегами, а не ещё одну дорогу.

Как заверяли жители, за разбивку парка на берегах 1-й Ельцовки собрано более 10 тысяч подписей, а идею поддерживает депутат Госдумы, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. В то же время строительство улицы не решит проблему левых поворотов на дорогах, от которых сейчас стараются избавляться.

В итоге чёткого ответа на вопрос о том, что будет с речкой, люди так и не получили. Судя по всему, вопрос «подвиснет» ещё на 10 лет: когда снова потребуется обновлять генплан и вспомнят об улице Предпринимательской. Если, конечно, экологические активисты не найдут каких-то других способов пролоббировать свои планы обустройства захламлённых берегов 1-й Ельцовки.

«Кедровый» вопрос

Малоэтажные дома «Кедрового» собираются потеснить высотками.

От защитников поймы 1-й Ельцовки не отставали жители посёлка Кедровый. Об их проблеме «Ведомости» рассказывали в статье «Сюрприз для «Кедрового». Напомним, землю рядом с коттеджным посёлком, находившуюся в зоне малоэтажной застройки, мэрия Новосибирска передала строительной компании из Тюмени, которая собралась строить там жилые высотки. В конце 2019 года на стройплощадке уже начались работы, а тем временем областной минстрой, куда обратились жители Кедрового, признал проведённое мэрией перезонирование этого участка незаконным и потребовал привести его в соответствие с генпланом. В итоге в проекте нового генплана участок оказался перезонированным с малоэтажной застройки на среднеэтажную. Впрочем, и она не допускает строительства жилья выше восьми этажей.

Главный аргумент жителей Кедрового — улица Легендарная, которая проходит через посёлок, уже сейчас с трудом справляется с потоком автомобилей, выезжающих с неё на улицу Кедровую и дальше в город, а многоэтажки увеличат число жителей посёлка минимум в шесть раз.

Что предусмотрено в новом генплане для районов Новосибирска?

СОВЕТСКИЙ РАЙОН

  • Три новые развязки на Бердском шоссе, развязка на улице Кутателадзе
  • Остановочная платформа «Университетская»

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН

  • Реконструкция улиц Большой и 2-й Станционной
  • Продолжение улицы Титова до улицы Дукача
  • Реновация площади им. Карла Маркса

КИРОВСКИЙ РАЙОН

  • Строительство и реконструкция улиц Сибиряков-Гвардейцев, Петухова, Фёдора Горячева, Николая Сотникова
  • Строительство Юго-Западного транзита вдоль поймы реки Тулы к Бугринскому мосту

ДЗЕРЖИНСКИЙ И ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОНЫ

  • Продление трамвайных линий до Плющихинского жилмассива и Каменского сельсовета.
  • Создание сети крупных транспортных узлов, в том числе около нового автовокзала

Точка зрения эксперта Сергея Ганжи — следующая: поскольку вся концепция развития Новосибирска привязывается к транспортному каркасу города, плотность населения на мощных магистралях должна быть выше, иначе общественный транспорт может стать нерентабельным.

Однако отступать жители Кедрового не собираются и на днях подали очередное обращение в прокуратуру с просьбой признать изменение статуса спорного участка недействительным. «Жители города Новосибирска остаются не защищёнными от неожиданного и, по своей сути, незаконного строительства высотных домов, торговых центров или ещё более конъюнктурных объектов по соседству со своими домами», — говорится в тексте обращения. Думается, что под ним подписались бы не только жители элитных коттеджей на городской окраине…

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up