Большая перемена
Победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко — не совсем обычный педагог. Не говоря уже о том, что 27-летний учитель-мужчина сейчас явление редкое, достаточно только сказать, что место работы Ивана — вечерняя сменная школа №8 при женской исправительной колонии №9 Новосибирска. Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом?
— Встретить сейчас молодого мужчину учителя непросто. Почему вы выбрали эту профессию?
— Целенаправленно я работу не выбирал. Школу заканчивал в 2009 году в Здвинском районе, как раз в том году ЕГЭ впервые стал повсеместным. Подавал документы сразу в несколько вузов: и в НГПУ, и в СГУПС, по баллам прошёл везде. В итоге выбрал «пед». Не могу сказать, что это была мечта детства, хотя педагогические традиции в семье есть: моя мама — воспитатель в детском саду, но её пример не стал для меня основой. Только когда стал учиться на историка, а потом преподавать в школе, понял, что выбрал вуз правильно.
— А почему история?
— В школе она всегда меня интересовала. А когда мне было десять лет, в Здвинском районе велись археологические раскопки — и нас возили туда на экскурсию. Мне это безумно понравилось, позже, узнав, что в рамках обучения на учителя истории будет археологическая практика, ещё больше убедился в правильности выбора. В итоге в раскопках я участвовал пять лет — и в регионе, и за его пределами.
— Кто вас учил истории в школе? Обращаетесь к своему учителю за советами?
— Это Нина Васильевна Волкова, она до сих преподаёт в моей деревенской школе. На родине я бываю сейчас редко, но по возможности, конечно, стараюсь с ней встречаться. С коллегой на любую историческую тему поговорить всегда интересно.
— А как попали на работу в колонию?
— Обстоятельства складывались так, что работа мне понадобилась уже на пятом курсе — в 2013 году. Я хотел быть только учителем, но, когда попытаться устроиться в школу, в одном месте меня не взяли без диплома, в другой предложили нагрузку меньше 18 часов — меньше ставки. На таких же условиях меня готовы были взять и в эту школу. Сначала я отнёсся к этому предложению не очень серьёзно, но потом директор согласился принять меня без диплома. С тех пор уже шесть лет работаю там. Когда говорю людям, что работаю в исправительном учреждении, у всех реакция одна: «Охраняешь, что ли?». А потом удивляются: зачем там школа и кого учить?
— А действительно, кто учится в вашей школе?
— Самые разные ученицы! По закону те, кто не получил полное образование в школе, подлежат обязательному обучению. Не запрещается обучаться и тем, кто старше. Поэтому моей самой младшей ученице 18 лет, самой старшей — 54 года. Эта женщина отучилась в нашей школе все 11 лет и в этом году получила аттестат. Попав к нам, она не умела ни читать, ни писать. А сейчас приобрела и навыки работы на компьютере. В основном те, кто на свободе не посещал школу, — это цыгане. Они граждане России, поэтому у них есть право получить образование, а я помогаю им это право реализовать.
— Какие в вашей школе классы? Как они подбираются?
— Только по уровню образования. У кого есть семь классов — все, независимо от возраста, записываются в восьмой и так далее. Наполняемость разная, старших классов больше всего: десятых классов в этом году было шесть по 25 человек.
— Как у таких учеников с мотивацией? Во взрослом возрасте хочется им вообще сидеть за партой?
— Всё зависит от возраста. Кому за тридцать — идут по собственному желанию, с ними немного проще. А те, кто моложе, часто говорят, что ходят на уроки потому, что их заставили. Но кому-то это по-настоящему интересно, особенно тем, у кого есть дети. Они понимают, что, получив знания, смогут легче общаться со своими детьми — бывает, что дети и родители учатся одновременно. Конечно, мотивация — одна из проблем любого учителя, только у нас она немного другая. И средства к её поднятию нужны другие. Например, волонтёрская деятельность. Наши ученицы при помощи администрации и учителей вяжут одежду, игрушки, потом дарят их в детские дома. Вот такая работа помогает им понять, зачем нужны знания.
— После освобождения они завершают образование или снова бросают на полпути?
— По-разному. Кто-то бросает, а кто-то доучивается в вечерних школах Новосибирска, сдаёт ЕГЭ и получает аттестат.
— Что их больше всего интересует в ваших предметах?
— В истории — больше современный период. А в обществознании — право. Тут уже сама жизнь подсказывает им, что на эту сферу надо обращать особое внимание. Принцип применения знания на практике, который воплощался ещё Макаренко, помогает нам работать и сегодня. Если показать человеку, как использовать знания, глобальных открытий он не сделает, но поймёт их значимость.
— С дисциплиной у вас точно проблем не бывает…
— Конечно, режим есть режим. Ситуации возникают разные, но система поощрений-наказаний работает и посещаемость всегда стопроцентная. Школа работает в две смены, потому что наши ученицы ещё и работают. Те, кто работает с утра, учатся во вторую смену, и наоборот. По сути, это единственный режимный момент. Плюс у нас нет открытого интернета. Но в рамках подготовки к ЕГЭ мы можем использовать позволенные общеобразовательные платформы. Кстати, в Новосибирской области мы единственная вечерняя школа в исправительном учреждении, которая сдаёт ЕГЭ. В этом году его сдали 44 наших выпускниц.
— И как результаты по истории?
— При минимальном пороге для поступления в вуз 32 балла у нас показатели от 52 до 61 балла. И я стараюсь, и ученики меня поддерживают, чтобы ниже среднего балла по области (50) мы не опускались. И все шесть лет моей работы так получается.
— Как в этом году проходил областной конкурс «Учитель года»?
— Туда я попал, победив сначала в Октябрьском районе, а затем в Новосибирске. Первый этап заочный: у каждого конкурсанта должен быть свой образовательный сайт, где надо публиковать свои методические материалы. Жюри оценивает сайт и выставляет баллы. Потом — написание эссе, а затем открытый урок в незнакомом классе, его тема объявляется за сутки до урока. Уроки традиционно проводятся в лицее №200, в 11-м классе. Ну а поскольку я работаю со взрослыми, то и найти общий язык с этими детьми мне немного проще. После этого этапа 15 оставшихся конкурсантов разбиваются на пятёрки и защищают образовательный проект, потом надо провести классный час со школьниками (тема сообщается за десять минут до начала). И десять человек, дошедших до конца, приглашаются на разговор с министром образования области. Сергей Федорчук спрашивал нас, как мы видим реализацию нацпроекта «Образование».
— А о чём были ваши урок и классный час?
— Самое забавное, что по тематическому планированию ко времени моего урока в выпускном классе изучается процессуальное право и уголовный процесс. Такому совпадению с учётом моего места работы эксперты даже удивились. Но и спрос с учителя в таком случае выше. Кстати, мне часто приходится отвечать на вопросы моих учениц по конкретным ситуациям, не нарушены ли где-то их права. А на классном часе в гимназии №1 дети выбрали тему «От сумы да тюрьмы не зарекайся».
— Вы ощутили разницу между вашими учениками и теми, с кем работали на конкурсе?
— Конечно. Разный возраст, разная ответственность. Семнадцатилетние хорошо осознают, что выбор, который они сейчас сделают, повлияет на их дальнейшую жизнь. А мои ученики свой выбор, пусть и неудачный, уже сделали, поэтому к будущему они относятся скептически. И задача учителя здесь — дать понять человеку, который совершил ошибку, что эта ошибка не фатальна и дальнейшая жизнь может сложиться по-другому, надо только осознать свою ответственность.
— Почему решили участвовать в конкурсе?
— У меня было две цели. Первая — личная: любой профессиональный конкурс — это всегда рост. Вторая — социальная. Отношение к таким местам, как то, где я работаю, не самое однозначное. Казалось бы, забор, решётка, колючая проволока, отгороженность от внешнего мира — какая там образовательная жизнь? А я хотел показать, что работа учителя не зависит от условий, в которых приходится работать, — важно работать качественно.
— Подготовка к федеральному этапу конкурса уже началась?
— 30 июня вылетаю в Москву, там будет пятидневный установочный семинар для региональных победителей с мастер-классами и тренингами. После семинара будем писать эссе. А сам конкурс начнётся в Грозном 21 сентября. Времени остаётся мало.
— Есть увлечения кроме педагогики?
— Ещё в школе активно начал играть в футбол, в университете уже играл за сборную вуза. Тогда у нас сложилась своя команда — и до сих пор регулярно встречаемся, чтобы погонять мяч, участвуем в турнирах.
— Наверняка ваши ученицы проявляют к вам романтическое внимание…
— Может, когда я пришёл в 21 год на работу, со стороны учениц и были какие-то мысли. Но я придерживаюсь правила: в школу прихожу как учитель и дистанцию там надо соблюдать так же, как и в обычной школе. Правильное отношение к себе сформировать удалось — и оно сохраняется. Хотя взрослые люди у нас на уроках часто ведут себя как обычные школьники.
— В среднюю школу уйти не хотелось?
— После первого года работы выбор у меня был — потому что получил диплом. Но решил попробовать ещё. А ещё через год понял, что если учитель подходит к делу творчески и качественно, то он может работать в любых условиях. После побед в городе и области мне уже несколько раз предлагали перейти в более статусную школу. Но пока я об этом не думаю.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло
Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ
Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык
«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок
«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников
«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z
Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.
Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..