12.05.16

Готовая удивлять

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО. В этом году он  прошёл уже 23-й раз.

Помочь каждому ребёнку раскрыть свой талант — это миссия педагога, считает Екатерина Калинина.

Качество новосибирской «огранки»

— Екатерина Игоревна, расскажите о своём не очень долгом, но увлекательном профессиональном пути?

Я родилась и выросла в Новокузнецке в семье, естественно, шахтёра и учителя английского языка. Профессия мамы, по сути, предопределила и мой путь — Кузбасская государственная педагогическая академия, там же — аспирантура, параллельно работа учителем в лицее и подработка в родном вузе. Три года назад я получила степень кандидата филологических наук и переехала в Новосибирск.

— На конкурсе вы говорили, что были удивлены уровнем, с которым столкнулись в нашем городе?

Я работала в одном из лучших лицеев Новокузнецка, лидировавшем в регионе по баллам ЕГЭ и ОГЭ, имела 4,5 года стажа, но, оказавшись в лицее №9, почувствовала себя практически новичком — настолько здесь всё профессиональнее! Любые новации, новые нормативные правовые акты здесь моментально берут в оборот, заставляя учителей расти постоянно, чувствовать себя не просто ретранслятором того, что написано в учебниках, а человеком ищущим, идущим в ногу со временем. Поэтому мои слова о том, что именно в Новосибирске я получила профессиональную «огранку», почувствовала себя современным учителем, — истинная правда.

— А какой он – современный учитель?

— Федеральные государственные образовательные стандарты — это ориентир для современного учителя. Форм и методов преподавания довольно много, и мы вправе сами выбирать, какими из них пользоваться. Но нужно чётко понимать, что сейчас привычное нам со школьной скамьи: «Здравствуйте, дети! Открывайте тетради, записывайте тему урока» — не работает вообще. Дети сейчас очень требовательные, их нужно постоянно удивлять, находить нестандартные ходы. У меня зачастую тема урока заранее неизвестна, и тут очень важен мотивационный этап со стороны учителя, чтобы дети сами определили, для чего им новое знание, где оно пригодится, какой цели они хотят достичь в конце. Не забывая, при этом, что выучить иностранный язык, как и любой другой язык, — это не цель, а средство.

— Поясните, пожалуйста…

— Я преподаю английский в 8-х и 10-х классах, и мы с детьми очень часто используем интернет в качестве образовательной среды. Сейчас у любого ребёнка есть доступ в сеть, но единицы умеют фильтровать информацию и находить что-то действительно полезное для себя. Поэтому учу, показываю, как много интересного и увлекательного можно найти в интернете, особенно неплохо владея английским. Однажды, например, мы с десятиклассниками нашли выпускные задания для английских школьников. Это был очень увлекательный урок!

Кто понижает уровень?

— И что же открылось в сравнении?

— Когда наши ребята увидели их задание по алгебре, даже засмеялись — легкота, мол, какая. Но, оказалось, что всё не так просто. Если сравнивать экзаменационные задания в России и Англии, то наши, безусловно, сложнее, насыщеннее содержательно. Но, скажем, на выполнение заданий у нас условно даётся час, а у них в три раза меньше времени. А это уже гораздо усложняет задачу, навыки решения должны быть отточены просто идеально. Проще говоря, наши больше знают, а те — высококлассные исполнители. Их со школьной скамьи настраивают, можно сказать, на повышенную мобильность — то качество, которое так необходимо в современном мире.

— Но ведь и про качество нашего образования идут бесконечные разговоры. Падает оно, якобы, всё ниже и ниже?

— Я, да и мои коллеги, всегда начинаем нервничать и напрягаться, когда слышим это. Несколько лет назад Владимир Познер задал нашему министру образования Дмитрию Ливанову этот же вопрос, а он ответил встречным: а откуда у вас эта информация о «падении»? Обычно это наше субъективное мнение. Разве кто-то заставляет нас, учителей, профессионально деградировать? Да наоборот, от нас требуют быть более современными, мобильными, постоянно развиваться. По результатам международных исследований способностей школьников, Россия стабильно входит в десятку лучших стран мира. А в Новосибирской области, хочу отметить, уровень выше среднероссийского. Отдельные ляпы и недостатки в образовании есть, как и в любой другой сфере, но наши почему-то выносят под самое большое «увеличительное стекло».

Для Учителя года нужно созреть

— Как приходило осознание, что вы готовы участвовать в конкурсе на звание лучшего учителя области?

— Я, в принципе, люблю участвовать в конкурсах и соревнованиях: уже работая в Новосибирске, получала Большую и Малую золотые медали на «УчСибе», в прошлом году выиграла городской конкурс инновационных технологий и методик образования, а впервые я могла стать участницей Учителя года ещё в Новокузнецке. На второй год работы была победа в местном конкурсе молодых учителей, и старшие товарищи решили предложить меня отправить на город, «по разнарядке» так сказать. Но я навсегда запомнила слова директора моего лицея, который сказал, что ещё рано. Когда я смогу заходить в любой класс уверенно, держать внимание детей и уметь их удивлять, тогда и пора. И в конце прошлого учебного года я поняла, что созрела попробовать свои силы. Сначала была подготовка к конкурсу Центрального округа, где я вошла в число пяти лауреатов, а уже потом была победа в новосибирском «Учителе года» и вот теперь — в областном.

— На следующий шаг запал остался, или вы уже довольны достигнутым? Победив в областном конкурсе, вы пообещали на будущий год привести Всероссийский финал в Новосибирск, то есть — победить в этом?

— Пообещала не победить, а постараться (смеётся), это немного разные вещи. Формат Всероссийского «Учителя года» такой же, как у нашего областного конкурса, но уровень участников, как я понимаю, будет просто запредельный. Учитывая, что новосибирские педагоги никогда не побеждали на России и не очень часто входили в число 15 лауреатов, то даже этот результат будет очень неплохим.

Как разглядеть талант?

— А к чему вам необходимо стремиться в профессиональном плане? Вы лучший учитель области, но ещё так молоды, полны энергии и желания работать.

— Внедрение профессионального стандарта педагога требует от учителей умения вовлекать в образовательный процесс всех детей, независимо от уровня знаний и возможностей. На самом деле это невероятно сложно, просто «высший пилотаж» в педагогике, и в рамках одного урока мне пока, наверное, не удавалось полноценно сделать это. Правда, стараюсь соблюдать баланс: если сегодня на уроке был акцент в сторону более одарённых детей, то на следующем я даю возможность проявить себя остальным. При этом крайне важно разглядеть действительно одарённых детей, имеющих способности, и помочь им реализоваться.

— Мне кажется, что их и так прекрасно видно, разве нет?

— Далеко не все одарённые дети открытые и общительные, лидеры и отличники. Есть немало интровертов, испытывающих проблемы в коммуникации с другими детьми. Они могут и троечниками быть, если какой-то предмет неинтересен. Их нужно увидеть, расположить к себе, помочь раскрыться. Это также большой педагогический талант, который можно совершенствовать всю жизнь.

— Учителя много работают, в том числе и дома, а как предпочитаете отдыхать от школы?

— Стараюсь, чтобы хоть один день в неделю обязательно был свободным. Отдыхаю же в полном соответствии со своим темпераментом: много читаю, люблю готовить, занимаюсь испанским языком. Английским владею на высоком уровне, французский, который учила в институте, где-то на четвёрочку, а испанский — это моё многолетнее хобби. На бытовом уровне вполне объяснюсь, но никаких сверхзадач не ставлю. Так, для души.

— Какой из иностранных языков самый нужный для изучения, самый полезный?

— Если хорошо знать французский, то на него потом легко «ложатся» и испанский, и итальянский, да и немецкий из этой же группы. Но английский, как ни крути, — основной язык международного общения, хотя из всех он для нас, пожалуй, самый простой. Английский легко даётся людям с логическим типом мышления, потому что это аналитический язык: строго определённый порядок слов, например. К тому же, мы сами порой не замечаем, что окружены огромным количеством англицизмов, и я часто делаю на этом акцент, когда нам с детьми встречаются новые слова, так они легче их усваивают. Какой язык лучше учить — выбор каждого человека.

Здравствуйте, коллега!

Мы уже закончили разговор с Екатериной Игоревной, обменялись электронной почтой и обговаривали сроки согласования материала. И вдруг лучший учитель области говорит, что она понимает все тонкости, так как сама работала журналистом! И не просто журналистом, а спортивным!!! Мимо такого поворота событий пройти было просто невозможно.

— Мой папа — большой поклонник спорта, особенно футбола. У нас дома постоянно были спортивные газеты, мы смотрели все чемпионаты мира и Европы, решающие матчи Лиги чемпионов по футболу. И вот, учась на 1-м курсе академии, я решила принять участие в одном из болельщицких конкурсов в местной спортивной газете «Фанат». И вошла в число победителей. На награждении я была, конечно же, единственной девушкой. Главный редактор газеты заинтересовался, поговорил со мной и предложил мне писать заметки и статьи. Хоккей в Новокузнецке (как и в Новосибирске, тоже) — спорт №1, о нём писали только мэтры журналистики, а мне достались футбол, гимнастика, регби, другие виды спорта. Словом, поварилась в этой среде, было очень интересно.

А потом в нашем городе появился спортивный канал, где показывали чемпионат Испании по футболу. Тогда я и влюбилась в мадридский «Реал», знаменитых «галактикос», где играли такие мегазвёзды, как Рауль, Зидан, Фигу, Роналдо, Роберто Карлос. Футбол в их исполнении был прекрасен, и за «Реал» я болею до сих пор. Сегодня ночью, кстати, играют. Посмотреть не смогу, очень поздно, но переживать буду всем сердцем.

Той ночью «Реал» победил, и вышел в финал Лиги чемпионов. Поэтому на следующее утро как минимум один учитель английского языка шёл на работу в приподнятом настроении. Это я точно знаю…

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

29.09.23 Полюбить — так царицу

Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ

19.05.23 Поднебесный язык

Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык

12.05.22 Уроки русского

«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок

08.06.21 Честность и человечность

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников

08.10.20 Впечатления со всего света

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z

18.06.19 Большая перемена

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

27.04.17 Галопом по Европам

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика