10.04.23

Дышите глубже?

Что мешает вести точный учёт состояния воздуха в Новосибирске, разбиралась комиссия заксобрания по экологии.

На заседании комиссии заксобрания по экологии.

Когда в марте комиссия заксобрания по экологии подняла вопрос о том, почему Новосибирск нельзя включить в федеральную программу «Чистый воздух», сразу стало понятно, что эта тема потребует продолжения. Оно и последовало — месяц спустя депутаты решили досконально вникнуть в проблемы мониторинга новосибирского воздуха (а именно данные мониторинга не позволяют считать новосибирский воздух таким же грязным, как воздух Искитима, в федеральную программу включённого).

Основная проблема была названа: по данным заместителя начальника Западно-Сибирского гидрометцентра Ирины Изотовой, оборудование 10 постов в Новосибирске, где ведётся отбор проб воздуха, морально устарело. Пробы берутся вручную по 3-4 раза в сутки, анализ ведётся на наличие 12 загрязняющих веществ, а всё это требует времени, поэтому информация о состоянии городского воздуха обновляется онлайн не чаще одного раза в сутки. Для сравнения: в Новокузнецке свежие данные по воздуху попадают в сеть каждые 20 минут. Но Новокузнецк уже получил автоматические газоанализаторы в рамках «Чистого воздуха». Ежегодно в Новосибирске анализируется 70 тысяч проб воздуха, благодаря этому известно, в частности, что в 2021 году со стационарных источников в атмосферу Новосибирска попало 79 тысяч тонн загрязняющих веществ, — больше, чем в 2020-м. Однако на вопрос депутата Александра Барсукова, откуда приходят эти выбросы и где сконцентрировано больше всего загрязнений, представитель гидромета ответить не смогла.

Заместитель министра экологии и природных ресурсов региона Юрий Марченко подкинул депутатам пищи для размышления, проинформировав их, что Новосибирской области не хватает 16 постов наблюдения — сейчас их 13, и все сосредоточены в Новосибирске, Бердске и Искитиме, хотя по нормативам они нужны и Куйбышеву, и Барабинску, и Татарску. Если же развивать территориальную сеть постов наблюдения (без привязки к федеральной), то региону потребуются дополнительные затраты на создание лаборатории и её лицензирование.

Председатель комитета по охране окружающей среды мэрии Новосибирска Марина Сидорова сообщила ещё одну важную деталь: из 10 городских постов только четыре находятся на территориях, закреплённых за УГМС. Остальные — на муниципальных территориях, причём их нахождение там никак законодательно не оформлено. По сути, это временные объекты, которые в любой момент могут быть снесены, как какие-нибудь неудобные торговые киоски. Что, кстати, с одним постом уже и произошло: он стоял на площади Пименова, пока из-за строительства новых объектов его не перенесли на ул. Нижегородскую — а там не смогли подключить к сетям. Так Октябрьский район остался без собственного поста мониторинга воздуха — в скором времени, правда, его обещают установить на территории НГАСУ. По мнению Марины Сидоровой, некоторые посты можно перенести с нынешних мест на другие — для более объективного отражения действительности. Если, например, пункт на ул. Советской передвинуть на 500 метров, то он окажется в Нарымском сквере и можно будет следить за тем, как выхлопы автомобилей с соседних улиц влияют на воздух в зоне отдыха горожан.

Депутаты сошлись на том, что проблема требует поэтапного решения, и первый шаг здесь должна предпринять мэрия Новосибирска. Именно от городской власти зависит, легализуют нахождение гидрометпостов в Новосибирске там, где они находятся, или нет. Депутат Денис Субботин предложил при этом не ограничиваться нынешними 10 участками, а заранее определить места под недостающие шесть постов на будущее.

Следующим шагом, по предложению Юрия Марченко, должно стать обращение Западно-Сибирского УГМС в областное минприроды с расчётом, сколько средств федерального бюджета необходимо на модернизацию сети мониторинга. После этого комиссия решит, как добиваться этого финансирования — выходить с обращением на федеральный уровень или работать над улучшением мониторинга с региональными и городскими властями за счёт бюджетов соответствующих уровней начиная с 2024 года. Пока что второй вариант кажется более реальным — так как никаких дополнительных ассигнований Росгидромету федеральный бюджет до 2025 года включительно не предусматривает, а средства по программе «Чистый воздух» Новосибирск получить не сможет, пока не докажет, что его воздух не настолько чистый — но этого с устаревшим оборудованием он сделать и не сможет.

КОММЕНТАРИЙ

Ярослав ФРОЛОВ, заместитель председателя комиссии по экологии:
— Система мониторинга в городе функционирует, но требует дополнительного финансирования для своего развития. Необходимо ещё пять дополнительных постов, автоматизация оборудования, чтобы получать информацию не раз в двое суток, а каждые 20 минут, чтобы данные мониторинга были не просто справочной информацией, а позволяли принимать глобальные решения по формированию городской среды.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

05.02.24 Посади своё дерево

Искитим за шесть лет «очистится», а жители области высадят семейные леса: в областном минприроды рассказали о реализации нацпроекта «Экология»

07.01.24 Чисто ли тебе, Искитим?

Как третий по величине город Новосибирской области пытается сделать свой воздух чище и что этому мешает?

23.10.23 Чем пахнет Новосибирск?

Новосибирску нужны как минимум 16 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха: что сделать, чтобы они появились?

20.03.23 Лёгкое дыхание

Как проводить сокращение вредных выбросов в Искитиме и что мешает заняться этим в Новосибирске, разбиралась комиссия заксобрания по экологии

05.02.21 Искитим станет чистым?

Самый промышленный город Новосибирской области может попасть в нацпроект и решить свои проблемы

17.12.20 Чистота по-искитимски

Войдёт ли третий город Новосибирской области в федеральный проект «Чистый воздух»?

up