19.07.18

Самолёты строим сами

России без авиации нельзя, иначе верх возьмут две известные беды — дураки и дороги.  

 

Самолёт, который построили отец и сын Яшанины. 

Летай, пока молодой

Имея богатый опыт и историю, Россия продолжает сдавать позиции по малой авиации. Знаменитые авиаторы, рекордные перелёты, прорывные идеи авиаконструкторов — всё в прошлом. Мы продолжаем тему малой авиации, и сегодня поговорим о том, как построить самолёт и что для этого нужно.

 

Во всём мире для Авиации общего назначения (АОН) действуют облегчённые правила, благодаря чему отрасль активно развивается. Так было до начала 1990-х и в нашей стране, пока не рухнула система поддержки малой авиации. В последние два-три года, когда АОН, подразумевающая очень разные летательные аппараты — от лёгких самолётов до воздушных шаров и «тряпочной авиации» (парапланов и дельтапланов), под видом борьбы с терроризмом и за безопасность, — и вовсе попала в опалу. Проверки контролирующих органов практически свели на нет движение вверх.

 

300 000 авиаторов регулярно поднимаются в небо над США, в России же всех пилотов малой авиации — 5 тысяч.

 

В Америке самостоятельно собрать самолёт может каждый желающий, работают сайты, где можно купить любую деталь. У нас построить самолёт практически невозможно. Каждый подобный случай выглядит чем-то невероятным, даже в таком городе как Новосибирск, где самолёты на заводе собирают почти 80 лет. Но речь о самодельных, и таких – единицы.

 

В начале 2000-х новосибирские журналисты наперебой рассказывали историю пенсионера Юрия Тайченачева, построившего самолёт в обычной «хрущёвке». Бывали в гостях у конструктора-любителя и корреспонденты «Ведомостей». К слову, Юрий Петрович был неординарным пенсионером — 20 лет трудился главным архитектором одного из крупнейших в городе проектных институтов — НГПИ, министерства радиопромышленности. Среди объектов с участием Юрия Тайченачева были заводы и их инфраструктура в Кишинёве, Тбилиси, Фрунзе, Махачкале, Львове, Минске, Челябинске и других городах. За проект в Ташкенте он и команда проектировщиков были удостоены премии Совета Министров СССР. Выйдя на пенсию, он с той же тщательностью подошёл к реализации детской мечты: изучал литературу и подшивки журнала «Моделист-конструктор», делал расчёты, подбирал детали на автобарахалке. Несколько лет мы звонили Юрию Петровичу, интересуясь: как проходят испытания машины, когда он поднимется в небо? «Петрович», как назвали в СибНИА самодельный самолёт Тайченачева, прошёл испытания, но тяжёлый мотоциклетный двигатель не дал подняться в воздух выше нескольких метров. Юрия Петровича Тайченачева, человека, который жил мечтой, несмотря на возраст в паспорте, не стало 6 мая 2013 года, незадолго до этого он передал свой самолёт в один из музеев Новосибирска. 

 

 

Каникулы Банифация

Будущее авиации за беспилотниками. Какая романтика? О небе уже никто и не мечтает, утверждают скептики. Об этом говорили и на совещании по проблемам АОН в Минтрансе РФ в январе этого года. В группе авиаторов, участвовавших в совещании, был и новосибирец Анатолий Яшанин, бывший военный лётчик, а ныне пенсионер, построивший самолёт на пару с сыном, но лишённый возможности летать по иску транспортной прокуратуры. «Так могут рассуждать только люди, у которых не было детства. Романтика в сердцах — без этого никуда. Я сам прошёл через это: прыгал с парашютом и, цепляясь за кочки, сдирал кожу, вдыхал запах нагретой солнцем травы, видел поле в жаворонках, — говорит Анатолий Фёдорович. — Не будет молодёжь летать, значит, будет цепляться за электрички, куда-то же надо свою энергию выплёскивать».

 

Совещание уже подходило к концу, когда ему дали слово: человек летел издалека, надо выслушать, хотя бы пять минут. А как уложиться в пять минут, когда такая большая жизнь…

 

Клеить модели он начал ещё ребёнком, жили в Приморском крае, село Астраханка на берегу озера Ханка. Но самолётики, которые он собирал, никак не хотели летать — некому было подсказать, как нужно делать. Но вот в соседнее село приехал новый прокурор, у него два сына, они были старше и уже имели опыт — занимались в авиамодельном кружке. Скоро с их подачи в Доме пионеров организовали авиамодельный кружок. «И вот наконец моя модель полетела, я был безмерно счастлив, — вспоминает Анатолий Фёдорович. — Пришло время профессию выбирать. Две мечты у меня было: строительство и авиация. К дереву тянуло, запах древесины нравился — это от отца, у него в сарае был разный инструмент и рубанок — конечно, я там самолётики строгал. Я как увидел в киножурнале летающие модели, загорелся, так до сих пор не могу от этого уйти».

 

В Новосибирск Анатолий Яшанин поехал по приглашению сестры, в письме она рассказывала о местном авиационном заводе и техникуме. Приехал, поступил, отучился и не пожалел: образование хоть и не высшее, но за два с половиной года они научились собирать самолёт, изучили авиадвигатели и оборудование, постигли сопромат и аэродинамику. После окончания поступил на вертолётчика в учебный авиационный центр на ул. Крылова, 24. «Документы в аэроклубе у меня приняли, надо было проходить комиссию, но у меня одно ухо слышит хуже (последствие перенесённого в детстве отита), и я схитрил — отправил за себя друга, — продолжает Анатолий Фёдорович. — А после окончания нам предложили написать рапорт в армию. Так в 1973 году я отправился служить, попал в Ростов. Только начал летать, как на очередной медкомиссии лор-врач меня вычислил. Я растерялся, думал, что сбился на взлёте, но доктор успокоил: ты же не на истребителе летаешь, на Ан-2. Отправил в госпиталь, там меня обследовали. И я продолжил службу».

Анатолий Яшанин в Уссурийске.

Менялись места службы, они с женой и сыном переезжали. И везде, где ему доводилось служить, Анатолий Фёдорович вёл детские клубы, сын был рядом. «Поначалу жена обижалась: у тебя сын растёт, а ты чужими детьми занимаешься. Мы как раз перебрались в Уссурийск. И я дал слово, что теперь буду заниматься только сыном, — признаётся отец-лётчик. — Приехали, разгрузили контейнеры, обустроились немного, появилось свободное время, и я предложил Артёму: пойдём полетаем. Выходим на стадион, запускаем модели, и тут сбегаются с округи все дети, а за ними родители. Мы полетали, свернули модели и пошли в гараж. Идём с сыном, а за нами, как в мультике «Каникулы Бонифация», гурьбой ребятишки».

Кончилось тем, что родители детей сами договорились насчёт помещения для кружка — большого класса в одной из воинских частей. А ещё некоторое время спустя он уговорил супругу Татьяну стать его руководителем. С детьми нужно было работать постоянно, а ему, военному лётчику, с нарядами и командировками, это было сложно.  

«Татьяне понравилось это дело, она стала ездить с мальчишками на соревнования, они её любили. Я же приходил заниматься с ними по моделям, — делится воспоминаниями Анатолий Яшанин. — Весной 1988-го в Находке проходил слёт юных техников, моя Таня накануне попала в роддом, у нас родилась дочь, а я не смог сопровождать ребят потому, что начались учения, они поехали сами — и победили. Капитаном был Андрей Пчельников, старший среди них, заводила. Нашему Артёму было 12 лет, ему дали путёвку в «Артек» и взяли в команду Приморского края. В 14 лет он уже был КМС, потом и чемпионом России».

Мальчишки те давно выросли: Артём Яшанин стал инженером-конструктором, Андрей Пчельников до сих пор работает директором станции юных техников, а один из «воздушных бойцов», Вадим, закончил Барнаульское лётное училище.

 

Мастер-класс от Анатолия Фёдоровича Яшанина.

Деревянный двухместный

Как они загорелись любительским самолётостроением? Первый одноместный самолёт Артём Яшанин построил после окончания Новосибирского авиационного колледжа, куда поступил по стопам отца — на самолётостроение. Полетал немного на планерах, потом сам научился летать на этом самолёте. В конце концов к строительству подключился и отец. Так вдвоём они создавали второй, теперь уже двухместный, самолёт. Закончив работу, облетали крылатую машину, получили предварительное техническое заключение СибНИА и перебрались с самолётом в Бердск. Но вскоре начались времена борьбы за безопасность полётов, и их вежливо попросили с аэродрома.

 

К этому времени Артём уже закончил факультет летательных аппаратов НГТУ и много лет работал в «Авиареставрации», сначала слесарем, а потом конструктором-инженером. Они восстанавливают знаменитые исторические самолёты России, среди которых И-15, МиГ-3, Ил-2, по заказам коллекционеров из других стран и для российской национальной коллекции «Крылатая память Победы». Десять лет здесь рядом с Артёмом трудился и отец, до тех пор пока не случилась беда — онкология.

 

«Казалось бы, я военный лётчик, у меня государственный диплом, большой налёт, но Росавиацию это не интересует. Если ты хочешь летать на маленьком самолёте, нужно идти на курсы и учиться летать заново, а это стоит не меньше 400 тысяч рублей, — негодует Яшанин-старший. — По НТВ показывали, как в США летает девушка без рук. У них всё начинается с лицензии, она очень простая, и подготовку по упрощённой схеме может пройти любой. Так вот эта смелая женщина летает на самолёте, а мы, здоровые мужики, не можем, потому что не пройдём комиссию. К примеру, я её не пройду не потому, что у меня была онкология, слава Богу, сейчас эта графа закрыта, и рецидива нет, и по лестницам я не хожу, а бегаю. Но комиссию я не пройду по заявленным требованиям — не хватает зубов. Там без рук летают, а у нас не хватает зубов — и всё».

 

Эти люди восстанавливают самолёты, которым аплодируют на мировых авиашоу, а сами, поднимаясь в небо, оказываются преступниками. Поистине, умом Россию не понять!

 

Для контролирующих инстанций Анатолий Яшанин — пенсионер, сделавший деревянный самолёт, на котором летает. Но утверждать подобное — как минимум невежественно. «Древесина — обычный в самолётостроении материал. Металл устаёт и может давать трещины, а древесина не устаёт, — объясняет инженер-конструктор Артём Яшанин. — На YouTube немало роликов о том, как люди строят самолёты, — за рубежом такое техническое творчество называется «хоум билдинг». Клепают, клеят и при этом достигают потрясающего качества изготовления. Есть интернет-магазины, где можно заказать любую деталь: материалы, крепёж, приборы. С 1980-х в США популярны самодельные самолёты семейства LASER, первую машину любитель изготовил в гараже и стал участвовать на ней в чемпионатах мира. У его самолёта цельнодеревянное крыло, которое не разрушается под действием знакопеременных нагрузок».

 

Чтобы вернуть интерес к малой авиации, тем более обратить внимание молодёжи, — нужно очень постараться. Сегодня это доступно, сборные модели можно купить. Только вот куда с этим самолётиком прийти и полетать? Можно и самолёт построить, умельцев хватает, только как его легализовать? Где человеку, не планирующему коммерческие перевозки и дальние перелёты, учиться летать? Как планеристу-любителю получить свидетельство пилота? Вот о чём нужно думать, вместо того чтобы запрещать полёты.

 

«Если человек делал модели, он понимает, как это устроено — от мелочей до конструкции в целом. Модель — тот же самолёт, только маленький. Законы аэродинамики едины для всех, — говорит Анатолий Фёдорович. — С чего начинается подъёмная сила, где центр тяжести, что такое критические углы атаки — это впитывается постепенно, от простого к сложному. А у нас сейчас самолётик из бумаги не каждый мальчишка может собрать и запустить правильно. Не лишайте детей романтики. Подарите им возможность летать».

Крылья Родины

В конце 1980-х журнал «Крылья Родины» опубликовал заметку о перелёте «Москва (Тушино) — Крым», где участнику достаточно было иметь свидетельство пилота-любителя, которое выдавала Федерация любителей авиации, либо свидетельство любого другого ведомства или вооружённых сил. «Почему мы до сих пор одержимы небом — потому что впереди шли великие люди. Знаменитый конструктор Антонов поддерживал слёты конструкторов-любителей, присматривая там будущих авиаторов-профессионалов; во главе ДОСААФ стоял наш земляк, лётчик-ас Александр Покрышкин, поэтому всё летало и гудело», — говорит Анатолий Фёдорович.

Пилоты малой авиации по всей России объединились в профсоюз, чтобы отстаивать свои права и стать общественной силой, которая сможет повлиять на законодательный процесс. Возглавляет его пилот-ростовчанин, доктор наук Вадим Цыганаш. Именно профсоюз АОН пригласил Яшаниных принять участие в совещании Минтранса в нынешнем январе. Собрали таких же энтузиастов и тех, кто пострадал. Профсоюз, который существует за счёт взносов, оплатил перелёт. Сейчас пилоты-энтузиасты и юристы разрабатывают концепцию развития малой авиации, готовят изменения в ФАП (Федеральные авиационные правила) и в Воздушный кодекс, которые позволят легализовать АОН. От этой частной инициативы во много зависит будущее малой авиации.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Михаила ЧЕРНОВА, Александра ОРЛОВА и из архива семьи Яшаниных

 

Полезные ресурсы:

http://www.reaa.ru — файловый архив Ассоциации Экспериментальной авиации;

http://www.avia-master.ru — форум самостоятельных строителей сверхлёгких самолётов и и любителей СЛА;

http://www.avialibrary.com — авиационная библиотека «Открытое небо»;

http://www.masteraero.ru — большой каталог чертежей, где можно найти чертежи авиамоделей и летательных аппаратов.

back
1937

Статьи на эту тему:

12.07.18 Небо закрыто?

Мы не просто перестали мечтать о полётах — нам это запрещают делать.

20.07.17 В борьбе за небо — 3

В Новосибирской области закрыли единственный частный аэродром для полётов на планерах — под угрозой срыва оказался чемпионат СФО, намеченный на 22 июля.

11.05.17 В борьбе за небо-2

Руководителю Новосибирского дельтапланерного клуба запретили обучать людей полётам.

12.04.17 В борьбе за небо

Авиаторы-любители по всей стране лишаются возможности летать. Как должно измениться российское законодательство, чтобы авиация общего назначения не ушла в тень?

15.03.17 Смирение и интуиция

Лётчик-испытатель, директор СибНИА Владимир БАРСУК о полётах детей, возрождении «Аннушек» и вере в высшие силы.

В Заксобрании


14.11.19
32

В 2020 году дорожный фонд НСО уменьшится, а с 2021-го регион может остаться без средств на ремонт и реконструкцию сельских дорог

14.11.19
40

Проект бюджета области на 2020 год представили на публичных слушаниях, сейчас его рассматривают все комитеты заксобрания

07.11.19
663

Заксобрание предложило разрешить людям ездить зимой по льду водоёмов за пределами специальных переправ

Политика


14.11.19
43

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
373

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
395

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


21.10.19
603

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1307

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

23.09.19
1252

Зачем в основание будущей арены нового ледового дворца забьют 1 500 свай длиной от 16 до 35 метров?

Общество


14.11.19
43

Сфотографироваться и посчитать до десяти: зачем банки подключаются к Единой биометрической системе?

14.11.19
48

Депутаты согласовали новую 6-летнюю программу развития торговли в регионе

12.11.19
246

В 52 многоквартирных домах Новосибирска, Бердска и Искитима в этом году установили новые лифты

Культура


14.11.19
8

Старейшей библиотеке Новосибирска на днях исполняется 125 лет

13.11.19
133

Звёзды с мировым именем: Вадим Репин анонсировал главные события Транссибирского арт-фестиваля-2020

13.11.19
215

Сергей Афанасьев объяснил, почему он написал заявление об увольнении и при каком условии он может его забрать

Спорт


12.11.19
287

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
514

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
349

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up