07.08.18

Жестокие игры

Что такое школьный буллинг и как помочь ребёнку перестать играть роль жертвы?

Этим летом в интернете был запущен флешмоб #чтотебятакзадевает? — бывшие жертвы школьной травли (буллинга) рассказывали, как «весело» над ними издевались одноклассники и почему «школьные годы чудесные» стали для них синонимом кошмара. Для многих школьный буллинг — понятие эфемерное, из серии «нас это не касается». Но статистика говорит об обратном: каждый четвёртый российский школьник подвергался нападкам со стороны своих сверстников — его били, оскорбляли, унижали, прятали или уничтожали личные вещи. Вместе с экспертами «Ведомости» начинают серию материалов, которые, как мы надеемся, должны помочь родителям и детям справиться с этой бедой.

В мире животных

Алексей, 18 лет, студент НГТУ: «В шестом классе всё началось, когда мы переехали и я пошёл в новую школу. Был освобождён от физры, начались насмешки — «ты, чё, больной, а, ты — больной, гы-гы-гы!» Тычок в спину, учебником по голове. Надо было сразу вломить, но я воспитанный же был, пытался поговорить. Вещи начали мои прятать, спрячут на уроке дневник или тетрадь, сидят, ржут, училка на меня орёт, почему к уроку не приготовился? Я плакал. Плевали на одежду. Ловили после школы, в снег лицом окунали. Как-то из раздевалки стащили зимние ботинки, выкинули в помойку, я домой в кедах ушёл. Один раз в туалете мужском пытались в унитаз макнуть головой. Маме не говорил, ну ведь засмеют — ябеда, стукач! Помню, провожали меня всем прайдом до дома, орали, что мои родители — бомжи и нищие. Вспоминать тошно. У них там в авторитете был Никитос, двоечник из пьющей семьи».

 

Психологи считают, что буллинг — часть социальной адаптации ребёнка, необходимая доза внешней агрессии, которая поможет ему проявить силу воли и закрепиться в коллективе. Родом буллинг из мира животных, но одно дело, когда Николай Дроздов рассказывает, как «молодые особи борются за свою территорию», и совсем другое, когда твой ребёнок не хочет идти в школу, потому что его там унижают.

 

— Под пресс буллинга попадают, прежде всего, гиперопекаемые дети, — рассказывает семейный психолог Татьяна Скрицкая. — Такому ребёнку трудно дать отпор буллям (обидчикам. — Прим. ред.), потому что в его мире никто не говорил на «языке вражды». Объектом насмешек часто становятся умные и успешные ребятишки и напротив — дети с заниженной самооценкой и с какими-то физическими особенностями. Усреднённое детское сообщество не принимает тех, кто чем-то выделяется на их фоне. В обществе сейчас пропагандируются идеи индивидуализма, но в детском мире действует девиз «будь, как все!».

 

Психолог предупреждает родителей: будьте внимательны, прямая травля в основном происходит в младшей школе и при переходе в среднее звено. И главные роли, «жертвы» и «обидчика», в этой грустной истории взросления приходятся на долю мальчиков — у них чаще отбирают деньги и вещи, бьют и унижают, но в то же время именно они становятся главными агрессорами и зачинщиками. Кстати, психотип обидчиков тоже имеет свои ключевые особенности — психологи выделяют три группы буллей: получающие удовольствие от страдания других, компенсаторные по принципу армейской «дедовщины» (меня прессовали и я буду) и пассивные наблюдатели (а я чё? я ничё). Самым сложным психотипом является первый тип, и если такой булль травит вашего ребёнка, лучше всего перевести его в другую школу. С тем, кто испытывает радость от боли другого человека, уже не договориться.

 

— Дети, получающие удовольствие от страдания других, практически не поддаются обычным мерам воздействия, — убеждена семейный психолог. — С ними не могут справиться родители, школьные учителя и психологи им не указ — они с удовольствием демонстрируют своё девиантное поведение. Как правило, у таких детей — яркая харизма и тяжёлый характер, который в дальнейшем может привести их к антисоциальному поведению.

 

Татьяна, пассивный булль, 40 лет: «В нашем классе учился гений математики, мы звали его Пушкин, сейчас он где-то в Силиконовой долине работает. Мы все учились вместе с первого класса. А в десятом к нам пришёл новенький, без большого ума, но волевой какой-то. И начал нашего Пушкина доводить, так, по мелочам сначала, обзывался. Постепенно весь класс начал над Пушкиным смеяться. А потом вообще страшное произошло. Зимой он стащил у Пушкина его шапку из гардероба и сходил в неё в туалет. Замотал шарфом и положил обратно. И все об этом знали. Хихикали, мол, нашего гения сегодня «опустят». Пушкин был близорукий. И надел её при всех на голову. Был страшный скандал в школе. Пушкин месяц в школу не ходил. Нам всем было очень стыдно».

 

Детский психолог Ирина Ненашева считает, что реакция пассивных свидетелей очень важна для лидера травли: смех и молчание служат для него вознаграждением, а сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают от дальнейшего насилия. Поэтому все действия по профилактике буллинга должны быть направлены именно на детей, играющих эту роль. И, кстати, молчаливые свидетели буллинга потом несут свой психологический крест всю оставшуюся жизнь: они никогда не станут лидерами мнений, утрачивают со временем эмпатию и с трудом принимают важные жизненные решения.

Не молчать!

Людмила, мама «жертвы»: «Я заметила, что он стал чаще болеть. Голова, живот, всё, что угодно, лишь бы в школу не ходить. А потом заметила, что у него школьные вещи все какие-то порванные, измятые, хотя он аккуратист у нас. Потом синяки мелкие на руках, царапины. Спрашиваю — молчит. Потом он как-то в «ВКонтакте» оставил окно открытое, я залезла. А там переписка с его одноклассниками. Они такие вещи ему писали, у меня язык не поворачивается передать. И картинки мерзкие, мол, это ты».

 

Наши эксперты в один голос кричат: родители должны и могут остановить буллинг! Нельзя считать источником проблемы поведение жертвы: мол, ты слабак, поэтому тебя и прессуют. И все эти дурацкие рассуждения из серии «ищи причину в себе» и «научись давать отпор» ни к чему хорошему не приведут.

 

— У нас в России очень плохая статистика по подростковым суицидам, — уверена Татьяна Скрицкая. — А после развития кибербуллинга, когда над жертвой издеваются в социальных сетях, эта горькая цифра стала ещё выше. Подростковый возраст — нестабилен с точки зрения физиологии и психологии, а когда ко всем этим проблемам присоединяется травля в школе и сетях, может случиться страшное. Особенно если родители не обращают на это внимание.

 

Только родитель может остановить травлю своего ребёнка в школе, как это сделала, к примеру, москвичка Наталья Цымбаленко, которая считает, что не надо сразу бежать за помощью к учителю.

 

— Если вашего ребёнка в классе уже травят, значит, ситуация уже возникла, значит, учитель в курсе, — делится Наталья своим опытом. — Что он сделает после разговора с вами? Ну, максимум скажет: не трогайте Петю! И это только усугубит ситуацию. Вместо этого выясните у ребёнка, кто в классе главный агрессор, и идите на разговор к его родителям. Если это не поможет, действуйте по схеме, которую я составила в своей памятке «Как остановить травлю ребёнка», — она работает. К сожалению, проверено.

 

Проблемой школьной травли сейчас озаботились все: и специалисты-психологи, и общественники, и чиновники. Министерство образования НСО инициировало активную работу в области профилактики школьного буллинга и экстремизма — на базе Института открытого дистанционного образования НГПУ организовано онлайн-обучение молодёжи и педагогических работников, которые будут изучать «язык вражды». Сейчас обучение прошли свыше 6 000 человек, из них 1 777 преподавателей, 1 234 студента вузов, 2 575 студентов среднего профобразования. В сентябре начнут работу кибердружины из числа студентов вузов, которые тоже прошли обучение по направлениям «язык вражды» и «буллинг».

 

— К сожалению, в настоящее время не во всех школах введены ставки педагогов-психологов и социальных педагогов, — подчёркивает проблему врио министра образования НСО Сергей Федорчук. — Перед муниципалитетами поставлена задача: ввести к новому учебному году новые ставки руководителей и специалистов, непосредственно реализующих профилактическую работу.

КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ РЕБЁНКА

Памятка для родителей от Натальи Цымбаленко (сокращённая версия).

 

1. Собираем доказательную базу — скриншоты оскорблений в соцсетях, фото испорченных вещей, плевков на портфель и так далее.

 

2. Обращаемся к классному руководителю, школьным психологам, социальным работникам и родителям обидчиков. Разрабатываем совместный план действий.

 

3. Обращаемся к лицензированному психологу или врачу-психиатру, он должен дать заключение о психологическом состоянии вашего ребёнка.

 

4. Пишем жалобы:

— директору школы,

— в комиссию по делам несовершеннолетних района, где вы проживаете,

— в управляющий совет школы.

 

5. Если не помогло, то:

— звоним в министерство образования (тел. 8 (383) 362-45-73, вт. 15:00—16:00, горячая линия 8 (383) 223-67-67).

— Пишем заявление в прокуратуру: 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 20а. Или звоним для консультации дежурному прокурору 210-28-15.

— Пишем заявление Уполномоченному по правам ребёнка НСО Любови Зябревой по адресу: 630011, Новосибирск, ул. Кирова, 3, каб. 708. Или оставляем жалобу на сайте http://nskdeti.nso.ru.

 

6. Создаём общественный резонанс, мониторим ситуацию.

Памятка для родителей от Натальи Цымбаленко (полная версия).

Признаки того, что вашего ребёнка травят в школе

1. Начал проявлять агрессию к младшим.

 

2. Плохо ест и спит.

 

3. Быстро устаёт и не может сконцентрироваться.

 

4. Замыкается в себе.

 

5. Стал часто «терять» личные вещи.

 

6. Вы обнаруживаете на его теле мелкие синяки и царапины.

 

7. Стал часто пропускать школу, жалуется на нездоровье.

 

8. Обижается на пустяки, плачет.

 

9. Кричит во сне.

 

10. Перестал идти на контакт с вами, врёт.

Типичные ошибки и заблуждения людей, не понимающих сути буллинга

1. Справляйся сам, не доноси и не ябедничай.

 

2. Родители не должны вмешиваться, дабы не вырастить маменькиного сыночка.

 

3. Постарайся заслужить симпатию, попробуй подружиться с обидчиками.

 

4. Договорись с обидчиком.

 

5. Игнорируй действия булля.

 

6. Ищи причину в себе.

 

7. Научись давать отпор.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

23.04.21 Агрессивная забота

Какой вред могут нанести родители своим детям излишним вниманием и гиперопекой?

20.09.19 Посланники мира

На форуме «PROрегион» молодые люди разбирались с гендерными стереотипами и учились бесконфликтному диалогу

23.10.18 Удалю из друзей!

Современные педагоги стараются уйти от хрестоматийных фраз, заменяя их новейшими идиомами. Но многие безуспешно пытаются воспитывать учеников по старинке

13.09.18 Снизить градус агрессии

Участники форума «PROрегион» изучают язык вражды и хотят заострить внимание общества на проблемах школьного буллинга

22.08.18 Жестокие игры-2

Истории с хэштегом #немолчи, проект «Травли.нет» и кибердружина — как можно противостоять школьному буллингу?

11.07.18 Закрой рот!

«У тебя не руки, а крюки!», «Глаза б мои тебя не видели!»… Какие родительские фразы могут запустить у ребёнка негативный жизненный сценарий?

17.05.18 Бренд атакует

Новосибирские подростки втянулись в буллинг-игру, когда гонениям подвергаются сверстники в «неправильной» одежде.

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика