18.06.19

Большая перемена

Победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко — не совсем обычный педагог. Не говоря уже о том, что 27-летний учитель-мужчина сейчас явление редкое, достаточно только сказать, что место работы Ивана — вечерняя сменная школа №8 при женской исправительной колонии №9 Новосибирска. Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом?

Вначале были раскопки…

— Встретить сейчас молодого мужчину учителя непросто. Почему вы выбрали эту профессию?

 

— Целенаправленно я работу не выбирал. Школу заканчивал в 2009 году в Здвинском районе, как раз в том году ЕГЭ впервые стал повсеместным. Подавал документы сразу в несколько вузов: и в НГПУ, и в СГУПС, по баллам прошёл везде. В итоге выбрал «пед». Не могу сказать, что это была мечта детства, хотя педагогические традиции в семье есть: моя мама — воспитатель в детском саду, но её пример не стал для меня основой. Только когда стал учиться на историка, а потом преподавать в школе, понял, что выбрал вуз правильно.

 

— А почему история?

 

— В школе она всегда меня интересовала. А когда мне было десять лет, в Здвинском районе велись археологические раскопки — и нас возили туда на экскурсию. Мне это безумно понравилось, позже, узнав, что в рамках обучения на учителя истории будет археологическая практика, ещё больше убедился в правильности выбора. В итоге в раскопках я участвовал пять лет — и в регионе, и за его пределами.

 

— Кто вас учил истории в школе? Обращаетесь к своему учителю за советами?

 

— Это Нина Васильевна Волкова, она до сих преподаёт в моей деревенской школе. На родине я бываю сейчас редко, но по возможности, конечно, стараюсь с ней встречаться. С коллегой на любую историческую тему поговорить всегда интересно.

 

— А как попали на работу в колонию?

 

— Обстоятельства складывались так, что работа мне понадобилась уже на пятом курсе — в 2013 году. Я хотел быть только учителем, но, когда попытаться устроиться в школу, в одном месте меня не взяли без диплома, в другой предложили нагрузку меньше 18 часов — меньше ставки. На таких же условиях меня готовы были взять и в эту школу. Сначала я отнёсся к этому предложению не очень серьёзно, но потом директор согласился принять меня без дип­лома. С тех пор уже шесть лет работаю там. Когда говорю людям, что работаю в исправительном учреждении, у всех реакция одна: «Охраняешь, что ли?». А потом удивляются: зачем там школа и кого учить?

Вольному — воля

— А действительно, кто учится в вашей школе?

 

— Самые разные ученицы! По закону те, кто не получил полное образование в школе, подлежат обязательному обучению. Не запрещается обучаться и тем, кто старше. Поэтому моей самой младшей ученице 18 лет, самой старшей — 54 года. Эта женщина отучилась в нашей школе все 11 лет и в этом году получила аттестат. Попав к нам, она не умела ни читать, ни писать. А сейчас приобрела и навыки работы на компьютере. В основном те, кто на свободе не посещал школу, — это цыгане. Они граждане России, поэтому у них есть право получить образование, а я помогаю им это право реализовать.

 

— Какие в вашей школе классы? Как они подбираются?

 

— Только по уровню образования. У кого есть семь классов — все, независимо от возраста, записываются в восьмой и так далее. Наполняемость разная, старших классов больше всего: десятых классов в этом году было шесть по 25 человек.

 

— Как у таких учеников с мотивацией? Во взрослом возрасте хочется им вообще сидеть за партой?

 

— Всё зависит от возраста. Кому за трид­цать — идут по собственному желанию, с ними немного проще. А те, кто моложе, часто говорят, что ходят на уроки потому, что их заставили. Но кому-то это по-настоящему интересно, особенно тем, у кого есть дети. Они понимают, что, получив знания, смогут легче общаться со своими детьми — бывает, что дети и родители учатся одновременно. Конечно, мотивация — одна из проблем любого учителя, только у нас она немного другая. И средства к её поднятию нужны другие. Например, волонтёрская деятельность. Наши ученицы при помощи администрации и учителей вяжут одежду, игрушки, потом дарят их в детские дома. Вот такая работа помогает им понять, зачем нужны знания.

 

— После освобождения они завершают образование или снова бросают на полпути?

 

— По-разному. Кто-то бросает, а кто-то доучивается в вечерних школах Новосибирска, сдаёт ЕГЭ и получает аттестат.

 

— Что их больше всего интересует в ваших предметах?

 

— В истории — больше современный период. А в обществознании — право. Тут уже сама жизнь подсказывает им, что на эту сферу надо обращать особое внимание. Принцип применения знания на практике, который воплощался ещё Макаренко, помогает нам работать и сегодня. Если показать человеку, как использовать знания, глобальных открытий он не сделает, но поймёт их значимость.

 

— С дисциплиной у вас точно проблем не бывает…

 

— Конечно, режим есть режим. Ситуации возникают разные, но система поощрений-наказаний работает и посещаемость всегда стопроцентная. Школа работает в две смены, потому что наши ученицы ещё и работают. Те, кто работает с утра, учатся во вторую смену, и наоборот. По сути, это единственный режимный момент. Плюс у нас нет открытого интернета. Но в рамках подготовки к ЕГЭ мы можем использовать позволенные общеобразовательные платформы. Кстати, в Новосибирской области мы единственная вечерняя школа в исправительном учреждении, которая сдаёт ЕГЭ. В этом году его сдали 44 наших выпускниц.

 

— И как результаты по истории?

 

— При минимальном пороге для поступления в вуз 32 балла у нас показатели от 52 до 61 балла. И я стараюсь, и ученики меня поддерживают, чтобы ниже среднего балла по области (50) мы не опускались. И все шесть лет моей работы так получается.

В режиме конкуренции

— Как в этом году проходил областной конкурс «Учитель года»?

 

— Туда я попал, победив сначала в Октябрьском районе, а затем в Новосибирске. Первый этап заочный: у каждого конкурсанта должен быть свой образовательный сайт, где надо публиковать свои методические материалы. Жюри оценивает сайт и выставляет баллы. Потом — написание эссе, а затем открытый урок в незнакомом классе, его тема объявляется за сутки до урока. Уроки традиционно проводятся в лицее №200, в 11-м классе. Ну а поскольку я работаю со взрослыми, то и найти общий язык с этими детьми мне немного проще. После этого этапа 15 оставшихся конкурсантов разбиваются на пятёрки и защищают образовательный проект, потом надо провести классный час со школьниками (тема сообщается за десять минут до начала). И десять человек, дошедших до конца, приглашаются на разговор с министром образования области. Сергей Федорчук спрашивал нас, как мы видим реализацию нацпроекта «Образование».

 

— А о чём были ваши урок и классный час?

 

— Самое забавное, что по тематическому планированию ко времени моего урока в выпускном классе изучается процессуальное право и уголовный процесс. Такому совпадению с учётом моего места работы эксперты даже удивились. Но и спрос с учителя в таком случае выше. Кстати, мне часто приходится отвечать на вопросы моих учениц по конкретным ситуациям, не нарушены ли где-то их права. А на классном часе в гимназии №1 дети выбрали тему «От сумы да тюрьмы не зарекайся».

 

— Вы ощутили разницу между вашими учениками и теми, с кем работали на конкурсе?

 

— Конечно. Разный возраст, разная ответственность. Семнадцатилетние хорошо осознают, что выбор, который они сейчас сделают, повлияет на их дальнейшую жизнь. А мои ученики свой выбор, пусть и неудачный, уже сделали, поэтому к будущему они относятся скептически. И задача учителя здесь — дать понять человеку, который совершил ошибку, что эта ошибка не фатальна и дальнейшая жизнь может сложиться по-другому, надо только осознать свою ответственность.

 

— Почему решили участвовать в конкурсе?

 

— У меня было две цели. Первая — личная: любой профессиональный конкурс — это всегда рост. Вторая — социальная. Отношение к таким местам, как то, где я работаю, не самое однозначное. Казалось бы, забор, решётка, колючая проволока, отгороженность от внешнего мира — какая там образовательная жизнь? А я хотел показать, что работа учителя не зависит от условий, в которых приходится работать, — важно работать качественно.

 

— Подготовка к федеральному этапу конкурса уже началась?

 

— 30 июня вылетаю в Москву, там будет пятидневный установочный семинар для региональных победителей с мастер-классами и тренингами. После семинара будем писать эссе. А сам конкурс начнётся в Грозном 21 сентября. Времени остаётся мало.

 

— Есть увлечения кроме педагогики?

 

— Ещё в школе активно начал играть в футбол, в университете уже играл за сборную вуза. Тогда у нас сложилась своя команда — и до сих пор регулярно встречаемся, чтобы погонять мяч, участвуем в турнирах.

 

— Наверняка ваши ученицы проявляют к вам романтическое внимание…

 

— Может, когда я пришёл в 21 год на работу, со стороны учениц и были какие-то мысли. Но я придерживаюсь правила: в школу прихожу как учитель и дистанцию там надо соблюдать так же, как и в обычной школе. Правильное отношение к себе сформировать удалось — и оно сохраняется. Хотя взрослые люди у нас на уроках часто ведут себя как обычные школьники.

 

— В среднюю школу уйти не хотелось?

 

— После первого года работы выбор у меня был — потому что получил диплом. Но решил попробовать ещё. А ещё через год понял, что если учитель подходит к делу творчески и качественно, то он может работать в любых условиях. После побед в городе и области мне уже несколько раз предлагали перейти в более статусную школу. Но пока я об этом не думаю.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
387

Статьи на эту тему:

27.04.17 Галопом по Европам

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

В Заксобрании


07.11.19
537

Заксобрание предложило разрешить людям ездить зимой по льду водоёмов за пределами специальных переправ

07.11.19
510

Депутаты приняли в первом чтении законопроект, позволяющий многодетным семьям «брать землю» деньгами

25.10.19
351

Законопроект о бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021—2022 годов сделал первые шаги на пути к воплощению в закон

Политика


29.10.19
319

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
355

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

11.09.19
1809

Почему в день выборов мэра избирательные участки не выдержали конкуренции с садовыми

Экономика


21.10.19
560

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1257

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

23.09.19
1212

Зачем в основание будущей арены нового ледового дворца забьют 1 500 свай длиной от 16 до 35 метров?

Общество


12.11.19
96

В 52 многоквартирных домах Новосибирска, Бердска и Искитима в этом году установили новые лифты

12.11.19
78

Что такое «потребительский экстремизм» и кто должен расселять частный сектор?

12.11.19
95

Нужны ли Новосибирску к молодёжному чемпионату мира по хоккею новые отели и как жители города могут поучаствовать в создании меню для его гостей?

Культура


12.11.19
108

Предпремьерный показ комедии «Давай разведёмся!» и встреча с режиссёром в «Победе», международная плакатная акция в ЦК19 и другие события недели. Выбирайте свой культпоход с 14 по 21 ноября

08.11.19
518

Завершением Года театра в Новосибирске станет Международный Рождественский фестиваль искусств, который пройдёт с 2 по 14 декабря

05.11.19
498

Фильм Чарли Чаплина на большом экране, европейская хоровая музыка XVI–XIX веков в филармонии и другие события недели. Выбирайте свой культпоход с 7 по 14 ноября

Спорт


12.11.19
121

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
463

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
309

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up