22.07.17

Цвет кожи народа

В Новосибирске достраивается армянский храм Пресвятой Богородицы, освящение которого намечено на октябрь.

 

Дорога в Новосибирск


На выезде из Новосибирска, на Мочищенском шоссе, взгляд невольно падает на здание строящегося храма. Непривычный глазу розоватый цвет его стен придаёт зданию лёгкость — кажется, оно вот-вот воспарит к небесам… Это первый и единственный в Новосибирске храм Святой Армянской апостольской кафолической православной церкви. Сейчас он носит название «Сурь Аствацацин» — Пресвятой Богородицы.

Настоятель храма отец Григор Бекназарян надеется, что освятят церковь, когда она будет достроена, этим же именем. Но до этого момента надо успеть сделать ещё многое — и благоустроительные работы на территории храма сейчас в самом разгаре. Настоятель контролирует работы с утра до вечера.


— Тут раньше никакой изоляции не было, вода с улицы стекала прямо в цокольное помещение, — показывает отец Григор на один из углов здания. — Теперь изоляция есть, устанавливаем тёп­лые полы. В Сибири живём.


Первая, светская специальность, полученная отцом Григором Бекназаряном в Ереванском госуниверситете, — художник. За два года пребывания в Новосибирске он, по сути, получил «дополнительную квалификацию» строителя. Теологическое образование он получал в Москве, там же, в столице России, началось церковное служение уроженца Еревана.


— На рубеже веков в Москве была одна армянская церковь — на Ваганьковском кладбище, там я был сначала обычным прихожанином, потом алтарником, — вспоминает отец Григор. — Будучи мирянином, стал управляющим секретарём архиепископа Езраса — главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии. Потом пришлось вернуться в Армению: чтобы стать священником Армянской апостольской церкви, надо обязательно пройти через Эчмиадзинскую семинарию.


В 2015 году 37-летний священник получил назначение в Новосибирск, где уже восемь лет с переменным успехом шло строительство первого армянского храма. Во многих городах, кстати, происходит наоборот: храм есть, а священников нет. Так обстоят дела в Новокузнецке, Омске, Якутске и других городах Российской и Ново-Нахичеванской епархии — самой большой в армянской церкви.


— Приходится ездить по этим городам самому, — говорит настоятель. — До сих пор сказывается то, что мы прошли через советский период. Бывает, что родители, воспитанные в советское время, препятствуют молодёжи в получении духовного образования. Поэтому построенные и освящённые храмы мы оставляем на наших мирских чад, с надеждой на их доброе отношение.

 


Наследники Григора Просветителя


Армянская апостольская церковь среди христианских конфессий не входит в число самых многочисленных: её последователей по всему миру около 9 миллионов. Но, пожалуй, вряд ли можно найти какой-то другой народ, который так давно и прочно воспринял христианство. Армения стала первым государством в мире, которое официально приняло христианство — в 301 году, за несколько лет до Рима. «Христианство — это цвет нашей кожи, его невозможно менять!» — с гордостью отвечали армяне завоевателям-персам, с которыми вели в V веке борьбу. Тем временем в Римской империи шли церковные соборы, на которых христианские священнослужители из разных уголков Европы и Ближнего Востока в жарких спорах утверждали богословские догматы. В 451 году армяне из-за войны с персами не смогли приехать на собор и договориться по очередным спорным вопросам — с тех пор Армянская церковь зажила самостоятельной жизнью, но армяне никогда не теряли связи с единоверцами других конфессий.


— Возьмите храм Василия Блаженного в Москве, — говорит отец Григор, — один из его восьми престолов освящён в честь святого Григория Просветителя, который обратил Армению в христианство. И это неспроста — Казань от войск Ивана Грозного должны были оборонять пушкари-армяне, но они отказывались стрелять в единоверцев.
2017 год для Армянской апостольской церкви особенный: Российская и Ново-Нахичеванская епархия, объединяющая почти всю территорию России кроме Северного Кавказа, отмечает 300-летие. Юбилей будет ознаменован освящением семи новых храмов, среди которых и новосибирский. В честь этого события, намеченного на октябрь, в городе ждут приезда католикоса всех армян Гарегина II. Ну а пока храм не освящён, богослужения проходят в маленькой часовне в цокольном этаже. Здесь же совершаются таинства. На одной из стен — репродукция с картины «Крещение армянского народа»: Григорий Просветитель осеняет крестом коленопреклонённую толпу. Автор — Иван Айвазовский. Да, тот самый, которого мы знаем по впечатляющим морским пейзажам. Но перу Ивана Константиновича принадлежит множество картин, посвящённых истории Армении — страны его предков. В этом году отмечается 200-летие Айвазовского.

 


Духовная энергия


Народу по праздникам и выходным, по словам отца Григора, приходит много. Достроенный храм, конечно, вместит в себя больше прихожан, но и это, скорее всего, будут далеко не все желающие — слишком небольшое помещение. Между тем в Новосибирске, по данным переписи 2010 года, проживает более 7 200 армян.


— Большую церковь, может быть, построят следующие поколения, — задумчиво говорит отец Григор, рассматривая храм. — Если останется желание развивать духовную энергию. Если нет — придётся строить тюрьмы, наркологические центры, казино…


На стройплощадке кое-где лежат необычайно лёгкие розовые камни — тот самый розовый туф, месторождения которого есть только в Армении и из которого армяне стараются строить свои храмы. Зимой он хорошо держит тепло, а летом не нагревается — словом, в самый раз для сибирского климата. Изначально его использовать не собирались, но отец Григор сам привёз камень из Армении в прошлом году.

Используется в оформлении и чёрный туф — с первого взгляда от металла его не отличить. Все резные украшения на камне делаются камнерезами вручную — как много веков назад. Внутри церкви ожидает своей установки массивная люстра ручной ковки, установлен престол из челябинского мрамора. Содействуют строительству не только армяне: есть среди помощников и русские, и езиды.


В планах отца Григора — строительство воскресной школы на 200 человек с актовым и спортивным залами. Там юные армяне-новосибирцы будут изучать родной язык и культуру. В том числе и осваивать игру в шахматы. Между прочим, в школьную программу Армении шахматы входят как обязательный предмет! В Новосибирске это будет уже не первое подобное заведение: с 2005 года в столице Сибири действует школа «Арарат», где взрослые и дети знакомятся с историей и культурой родины своих предков.


Для чего людям любой национальности важно знать свою культуру? У иерея Григора есть свой ответ на этот вопрос:
— Народ, который не чтит и не любит свои традиции, не сможет уважать и любить традиции других. Когда перед человеком открывается полнота и красота родной культуры, в его душе не останется места для высокомерия, жадности и ненависти.


Виталий СОЛОВОВ | Фото Андрея БАУЛИНА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика