23.09.20

Уроки милосердия

В Новосибирской области работает 19 школ, где родственников тяжёлых больных обучают уходу за такими пациентами.

Завотделением социальной реабилитации КЦСОН Бердска Наталья Еремеева показывает, как удобнее всего помочь пациенту сесть.

Тяжёлая болезнь может свалить с ног внезапно и надолго. Когда с человеком случается такое несчастье, не только он сам, но и его близкие переступают через незримый порог, за которым остаётся обычная и, как выясняется, такая счастливая жизнь. Новый этап, в который вступает семья, — зачастую мучительный, тяжёлый и морально, и физически, требующий огромного напряжения сил, глубокой искренней любви и самоотверженности. И здесь так важно, чтобы кто-то спокойно объяснил правила жизни на этом этапе, — условно говоря, взял за руку и познакомил со всеми способами справляться с возникающими трудностями, новейшими средствами для ухода за лежачими больными и для их реабилитации, которых мудрое человечество разработало немало.

Такую задачу сегодня взяли на себя школы родственного ухода, начавшие работу в регионе с 2020 года, когда стартовал проект по внедрению системы долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами в рамках проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Такие школы базируются на площадках существующих в каждом районе комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН).

— Система ухода за тяжелобольными и престарелыми действует у нас уже много лет, — рассказывает заместитель заведующего КЦСОН Бердска Татьяна Савельева. — А с февраля 2020 года начала работать школа родственного ухода. Мы тесно сотрудничаем с нашей городской больницей, приглашаем на занятия врачей разных специальностей — в зависимости от того, какие заявки поступают от слушателей.

О том, что такая школа может помочь родственникам больного, их извещают листовками, которые распространяются в медицинских учреждениях. Забирая своих близких из стационара, они сразу узнают, куда можно обратиться за дальнейшей помощью.

— Очень много случаев, когда приходят родные больных, перенёсших инсульт, — продолжает Татьяна Савельева. — Часто они оказываются в полной растерянности, не знают, что делать. Обращаются к нам, и у нас на занятиях учатся самым необходимым навыкам: как перевернуть больного, как накормить, как поменять памперс. Сейчас в связи с эпидемиологической ситуацией в основном проводим индивидуальные занятия на дому или здесь, у нас, малыми группами.

Инсульт, инфаркт, состояние после тяжёлых травм, последние стадии онкологии, деменция и другие психические нарушения — во всех этих нелёгких для родственников больных испытаниях им готовы помочь на занятиях по уходу.

Тема очередного занятия в бердской школе — как ухаживать за больными, перенёсшими инсульт.

ЦИФРА
679 млн рублей состовляет финансирование проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на 2020 год. Общий бюджет пилотного проекта — более 1 млрд 829 млн рублей.

— Это катастрофа, когда человек был совершенно здоровым, самостоятельным, а потом резко слёг, — говорит Наталья Блукке, терапевт и невролог. — Теперь ему нужен уход, это меняет образ жизни всех его родственников. И по опыту уже известно: те, за кем ухаживают близкие, часто встают на ноги, за кем не ухаживают, к сожалению, погибают.

Наталья Блукке разъясняет небольшой группе слушателей простые необходимые правила, которые нужно соблюдать, чтобы защитить больного  от пролежней, предотвратить пневмонию, помочь оставаться активными всем системам его организма. После теории — практическая часть. Задача, на первый взгляд, простая — поднять больного с кровати и пересадить на стул. Но тут есть множество небольших секретов, которые помогут сделать это, не напрягая излишне пациента и не подвергаясь опасности надорваться самому. После подробного видеоурока слушатели пробуют повторить увиденное на условном «пациенте» — добровольной помощнице. А дома ждут родные люди, ухаживать за которыми им теперь станет ещё чуть-чуть легче.

Наталья Косова — постоянная слушательница школы родственного ухода. Она ухаживает за мамой, восстанавливающейся после инсульта. По словам Натальи, здесь она приобрела множество полезных навыков, которые вкупе с глубокой дочерней любовью приносят обнадёживающие результаты, — маме стало лучше, она уже может потихоньку садиться на постели.

А Людмила Козолуп столкнулась с тяжёлой болезнью мамы много лет назад.

— К сожалению, тогда не было возможности узнать, как правильно действовать, какие методы применять, — сетует она. — Сейчас я здесь для того, чтобы научиться справляться с такими больными, и, если что-то случится с близкими, теперь я буду готова им помочь.

Пилотный проект системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами федерального проекта «Старшее поколение» рассчитан на три года — с 2020-го по 2022-й. Курсы обучения навыкам родственного ухода призваны стать одной из эффективных стационарозамещаюших технологий. Основная цель проекта — оказание социальной помощи жителям Новосибирской области, не имеющим возможности обслуживать себя, в соответствии с их потребностями, помогая сохранить самостоятельность и независимость, поясняет Лада Шалыгина, заместитель министра труда и социального развития региона.

— У нас в области требуют постоянного ухода более четырёх тысяч человек, — рассказывает она. — Семейный уход — одно из направлений проекта, которое у нас активно развивается. Школы родственного ухода работают по трём направлениям. Первое — помочь научить больного передвигаться, не подвергая себя опасности: с использованием костылей, ходунков, кресел-колясок. Сегодня существуют такие удобные средства реабилитации, как скользящие простыни, специальные доски, ремни для передвижения. Они, с одной стороны, обеспечивают безопасность самих пациентов, с другой — не дают навредить здоровью тех, кто за ними ухаживает, минимизируют нагрузку на позвоночник. Второе направление — обучение родственников основам ухода: это и гигиена, и лечебная физкультура, и специальная гимнастика для предотвращения пневмонии, и профилактика пролежней, и многое другое. Третье — психоэмоциональная поддержка семьи. Психологи учат родственников, как поддерживать благоприятную обстановку в семье, как реагировать на негативные проявления, потому что мы все понимаем: такие больные не всегда бывают в хорошем настроении.

Лада ШАЛЫГИНА, заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области

— Психологи учат родственников, как поддерживать благоприятную обстановку в семье, как реагировать на негативные проявления, потому что мы все понимаем: такие больные не всегда бывают в хорошем настроении.

Такое обучение прошли уже более 1 100 человек. В рамках поддержки родственного ухода активно работают 19 школ ухода и три патронажные службы. В числе наиболее эффективных Лада Шалыгина назвала школы ухода в Новосибирске, Бердске, Оби, Усть-Тарке, Венгерово, которые готовы делиться опытом с другими районами.

— Школы пользуются спросом, но мы полностью обеспечиваем все потребности — либо формируем малые группы, либо выходим на дом в зависимости от желания родственников, — пояснила замминистра.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up